Обучение игре на музыкальном инструменте

О факторе доступности хорового произведения

 

При выборе хорового репертуара учитывают ряд факторов. Произведение должно быть, прежде всего, доступным для исполнения. Подразумевается доступность диапазона, чисто вокальные возможности исполнения.

Правильный выбор репертуара в сочетании с распеваниями, может по-настоящему помочь развитию голоса ребенка.

Доступность репертуара предполагает также восприятие детьми образного строя произведений. Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чем они поют.

Еще один аспект доступности: доступность исполнительско-техническая. Речь идет о том, насколько дети подготовлены в техническом отношении для исполнения того или иного произведения.

Условно путь развития в исполнительско-техническом отношении делится на 3 этапа:

1. Одноголосие.

2. Одноголосие, двухголосие.

3. Развитое двухголосие, трехголосие в самых разных проявлениях: гомофонных, полифонических.

Вокальное воспитание в хоре - важнейшая часть всей хоровой работы в коллективе. В связи с этим выделяют следующие задачи:

1. Элементарные навыки первичного вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных.

2. Развитие протяжности дыхания, работа над кантиленой и дикцией.

3. Выработка подвижности голоса.

4. Элементарные навыки многоголосного пения.

Вся вокальная работа в хоре подчинена задаче развития певческого голоса и слуха у детей.

Основные вокально-технические требования при разучивании и использовании произведений:

эмоциональный вдох;

активная артикуляция;

ощущение зевка;

энергичная атака звука;

прикрытие гласных;

ощущение опоры дыхания;

связное исполнение мелодической линии, особенно скачков;

ровное вибрато;

сохранение микста на всем диапазоне;

твердое, быстрое произношение согласных; утрированное "Р".

Следует подробно остановиться на работе каждого хорового коллектива.

Подготовительная группа

 

Состоит из учащихся 1го класса. Характеризуется ограниченным голосовым диапазоном. Главная задача - добиться унисонного звучания хора.

Перед хором ставят задачи усвоения правильной посадки, усвоения дирижерских жестов и выработки хорошей реакции на них (внимание, дыхание, вступление, снятие).

На хоре у каждого свое место.

Принцип посадки: самые слабые - в первый ряд, сильные - в последний. Поют на занятии не все и не все время. Вначале должно звучать чистое пение, затем подключаются постепенно другие группы. Первый ряд (обычно "гудошники") большую часть времени слушают других, поют "про себя"; накапливая музыкально-интонационный багаж. Те из "гудошников", которые поют неточно из-за нарушения координации между слухом и воспроизведением, обычно очень скоро начинают правильно интонировать. Хочется остановиться на проблеме неточного интонирования у детей, ведь, не зная причину, невозможно устранить следствие.

Перечислю ряд таких причин.

Острые и хронические заболевания уха, горла и носа. Психические и психологические изменения личности. Любые нарушения координации нервных и физиологических процессов, двигательной деятельности.

Нарушение координации между слухом и голосом, как правило, связано с неквалифицированным обучением пению; подражанию взрослым в манере вокализировать; нарушение функции мягкого неба. Иногда ребенок воспринимает пение "в отрыве" от двигательной деятельности. Но пение - это движение мышц, действие, отсюда вытекает необходимость прибегать к помощи других нервных анализаторов, поэтому помогает на первых порах обучения метод "свободного" дирижирования.

"Дирижирование" вообще очень помогает детям. Они показывают фразу рукой, показывают характер звука, манеру звукоизвлечения (legato, staccato), помогают себе рукой в начале пения (ауфтакт), показывают окончание фразы.

На занятиях подготовительного хора важное место занимает дыхательная гимнастика, распевание длиться от трех до пяти минут. Произведения часто меняются.

Хоровой урок должен походить стремительно и эмоционально.

Все занятия хора на подготовительном этапе должны быть подчинены главной цели: увлечь детей хоровым пением, коллективным творчеством, самой музыкой.

Для достижения этой цели особенно важна творческая атмосфера. Очень важно вызвать интерес к разучиваемой песне, воспитать у детей любовь к самому процессу совместного пения.

В конце года подготовительный хор будет участвовать в отчетном концерте, и ученики перейдут в младший хор.



Младшая группа хора

 

Состоит их учеников 2-4 классов. Продолжается работа над певческим дыханием. Большое значение придается приемам звукообразования, а именно атаке звука.

Репертуар младшего хора немного усложняется: вводится простейшее двухголосие, каноны, песни с подголосками, народные песни без сопровождения.

При исполнении классической части репертуара по сути дела и формируется качество звука. Освоив классику, хор обычно легко справляется с любым репертуаром, и с современным в том числе.

Используя классическую музыку, очень важно следить за соотношением партии хора и аккомпанемента: воспитание ансамблевских исполнительских качеств у хористов - важный элемент культуры хорового пения.

Появляются и новые задачи: исполнение произведений крупной формы. Сначала на смену крупным песням приходят развернутые двух - и трехчастные формы, рондо ("Форель" Шуберта, "Мой садик" Чайковского).

Можно попробовать учить и небольшие вокальные циклы, фрагменты из них: "Песни в стиле разных народов" Р. Бойко, "Планета детства" Журбина.

Ощущение формы - очень важный исполнительский навык, его очень важно постепенно воспитывать у хора.

Выбрать для хора современную музыку довольно сложно: то очень трудно, то не соответствует учебным задачам, а наиболее распространенный недостаток - "не вокально". Исполнение многих произведений детского репертуара требует совершенного владения вокалом, а мы еще только учимся, и нам нужен репертуар обучающий, научающий нас!

хоровое пение голос музыка

В младшем хоре серьезное внимание должно уделяться работе над различными способами звуковедения, осваиваться прием цепного дыхания, работать над расширением диапазона.

Соответственно возрастает роль вокальных упражнений.

Распеванию уделяется 10-15 минут используя фонопедические упражнения В. Емельянова.

За год хор должен выступить 5-6 раз. Надо помнить о том, что каждое выступление должно быть тщательно подготовлено. Особое внимание надо уделить построению, умению выйти на сцену, и уйти с нее, вести себя на сцене. С младшим хором эти навыки надо отрабатывать.

Средняя группа

 

Состоит из учащихся 5 классов.

Основные задачи хора: добиться развитого двухголосия с самыми разнообразными сочетаниями, навыков пения простых трехголосных произведений - гармонических и простейших имитационных (например, трехголосные каноны), народных песен без сопровождения.

Укрепление самостоятельности каждой хоровой партии.

Большая работа над чистотой строя и ансамблем.

Единая вокальная манера формирования гласных и согласных звуков, чуткая реакция на указания дирижерского жеста.

Старшая группа

 

Состоит из учащихся 6-7 классов и имеет две разновидности.

Однородный. В хоре поют девочки и мальчики (до мутации).

Смешанный. Девочки и мальчики (после мутации).

Из мальчиков, поющих на октаву ниже, формируется отдельная хоровая партия - мужская. Это еще не тенора и басы, но уже определенная краска в тембровом отношении. Для такого хора необходимо аранжировать произведения специально, учитывая еще очень небольшие в диапазонном отношении возможности мальчиков - подростков.

Старший хор продолжает серьезную работу в области развития музыкальных способностей, в области освоения вокала, расширения навыков многоголосного пения, совершенствования исполнительских навыков.

Каждое занятие начинается с распевания. Оно длиться 15-20 минут. Есть постоянные вокальные упражнения, которые поются в течение всех лет обучения.

Вся работа в хоре ведется только по партитурам.

На репетиции работают в основном всем коллективом, но так как хор состоит из детей разного степени одаренности и разного уровня развития музыкальных способностей, то необходимо работать и отдельно по партиям.

Обучение игре на музыкальном инструменте

 

Обучение игре на музыкальном инструменте - один из путей развития музыкально - творческих способностей.

Многие дети, занимающиеся в хоре, обучаются игре на музыкальном инструменте.

Учащиеся получают более широкое музыкальное воспитание, поскольку кроме обучения пению, музыкальной грамоте и сольфеджио, они овладевают основами игре на инструменте.

Цель занятия в классе музыкального инструмента направлена на то, чтобы познакомить детей с основами фортепианной игры, подготовить к чтению с листа то есть к самостоятельному домашнему музицированию, умению разобраться в интересующем их нотном материале.

Игра на музыкальном инструменте так же, как и хоровое пение, пробуждает и укрепляет любовь к музыке, развивает музыкальные способности и исполнительские навыки детей, расширяет кругозор, воспитывает эстетический вкус.

Практика показала, что дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте, проявляют себя в хоре гораздо ярче, их восприятие музыки становится более осознанным. В связи с большим развитием музыкального слуха облегчается усвоение хоровых партий, возрастает творческая активность.

Учащиеся, добиваются успехов в обучении игре на музыкальном инструменте, участвуют в концертной деятельности.

На протяжении всех лет обучения проводится систематическая и планомерная работа над развитием техники игры, двигательного аппарата учащихся.

В основном эти задачи класса музыкального инструмента тесно переплетаются с задачами, которые ставятся перед занятиями хоровым пением: приобщить детей к пониманию прекрасного и помочь им пронести это чувство через всю жизнь.

Все знания и умения, все то новое, что открывает школа детскому уму, должны приходить к детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые еще уму вещи, чувство детей раскрылось для жизни как можно полнее, чтобы широкий многозвучный мир вскрывался перед ними и чтобы они, через эти новые знания, входили в него всем своим жизненным существом, радуясь жизни. И этому может сильнее помочь музыка.

Поскольку задачей общего образования является, главным образом, развитие человека, постольку, говоря о музыкальной его стороне, нужно понимать под музыкальным развитием учащегося, конечно, не техническую умелость, а близость к самому искусству, навык воспринимать его и полно усваивать настолько, чтобы искусство вошло большой и важной частью во всю жизнь человека, заняло бы значительное место в его духовном обиходе.



Литература

 

1. Емельянов В.В. "Фонопедический метод развития голоса".

2. Чарели Э.М. "Дыхательную гимнастика".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: