Тема нашего урока. Решение текстовых задач арифметическим способом. Подготовка к решению задач в два действия.
Будем закреплять умения решать задачи, познакомимся с решением составных задач. Дополнять условия задач и сравнивать величины.
Напиши
Марта
Каллиграфическая минутка.
Напиши
17 17 17
Работа по учебнику. Устный счёт.
№ 3 (с. 60 учебника, часть 2).
№4 (с. 61 учебника, часть 2).
Работа над задачами (устно)
№1 (с. 60 учебника, часть 2).
Прочитай задачи. Можешь ли ты их решить. (Нет, во всех задачах недостает данных чисел.)
– Дополни условие каждой задачи. (Учащийся дополняет условия задач и решает их устно.)
Примерное выполнение задания:
1) В киоске было 15 открыток. За день в киоске продали 10 открыток. Сколько открыток осталось в киоске? (Осталось 5 открыток.)
2) В одной группе 7 туристов, а в другой – на 3 туриста больше. Сколько туристов в другой группе? (В другой группе 10 туристов.)
3) Боре 9 лет. У него есть младшая сестра, ей 5 лет. На сколько лет Боря старше сестры? (Боря старше сестры на 4 года.)
|
|
Разбор и решение задач изученных видов
Прочитай задачи №2 (с. 60 учебника, часть 2).
– Чем похожи задачи?
– Как вы думаете, связаны ли они между собой?
– Прочитайте еще раз первую задачу.
– Что в задаче известно?
– О чем спрашивается?
– Каким действием следует решать задачу?
– Почему?
– Прочитайте еще раз вторую задачу.
– О чем говорится в условии?
– Каков вопрос задачи?
– Какие слова, по вашему мнению, являются главными (ключевыми)?
– Сколько книг было у Тани? (14.)
– Сколько книг она подарила? (1.)
– Сколько книг у нее осталось? (Это нужно узнать.)
– Каким действием будете решать задачу?
– Почему?
14 – 1 = 13 (к.)
Ответь на вопрос задачи.У Тани осталось 13 книг.
Решение числовых выражений (письменно)
№ 4 (с. 60 учебника, часть 2).
№ 5 (с. 60 учебника, часть 2).
Сравнение именованных чисел (письменно)
№ 6 (с. 60 учебника, часть 2).
Запиши, рассуждая, выбирают нужный знак сравнения.
Например: 1 дм * 9 см.
В 1 дм содержится 10 см, 10 см больше 9 см, значит: 1 дм > 9 см.
2 дм * 20 см.
В 1 дм содержится 10 дм, в 2 дм – 20 см, значит: 2 дм = 20 см.
Работа с геометрическим материалом (устно)
№7 (с. 60 учебника, часть 2)
а) называют, какие линии изображены на чертеже;
б) считают количество звеньев каждой ломаной (ломаная красного цвета состоит из 5 звеньев, ломаная синего цвета состоит из 4 звеньев);
в) находят сумму длин звеньев каждой ломаной (длина красной ломаной – 15 см, длина синей – 8 см) и определяют, какая ломаная длиннее.
Разбор и решение задачи на сравнение (письменно)
Задача 1 (с. 61 учебника, часть 2). Прочитай задачу. Повтори условие.
– Сколько молока в бидоне?
|
|
– Сколько молока в кувшине?
– Что надо узнать?
– Какие опорные (главные) слова необходимы для краткой записи?
Зада ча 1
В бидоне - 8л
на? л <
В кувшине- 3л
– Каким действием нужно решать задачу? (Вычитанием.)
– Почему? (Это задача на сравнение. Для того чтобы узнать, на сколько одно число больше (меньше) другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.)
– Запиши решение задачи. (8 – 3 = 5 (л).)
– Ответь на вопрос задачи? (В кувшине на 5 литров молока меньше, чем в ведре.)
– Запиши краткий ответ.
Ответ: на 5 литров молока меньше.
Разбор и решение задач изученных видов (устно)
№2 (с. 61 учебника, часть 2).
Прочитай задачи №2.
– Как связаны между собой задачи? (Искомое число первой задачи – количество килограммов моркови – станет одним из данных чисел второй задачи.)
Прочитай первую задачу. Повтори условие.
– Каким действием будете решать первую задачу? (Сложением.)
– Почему? (Потому что моркови на 3 кг больше. 7 + 3 = 10 (кг).)
– Прочитай вопрос. Дай полный ответ.
– Прочитай вторую задачу, включив в ее условие полученное число.
– Каким действием следует решать вторую задачу? (Сложением.)
– Объясни, почему так считаете. (Потому что в задаче спрашивается о том, сколько всего килограммов овощей заготовили.)
– Прочитай вопрос. Дай полный ответ.
Далее аналогично разбираются задачи из № 3 (с. 61 учебника, часть 2).
Работа над развитием наблюдательности, логического мышления учащихся (устно)
Выполни задание на смекалку (с. 61 учебника, часть 2): выбери недостающую картинку. (Недостает картинки второй)
Выполни задание на полях (с. 61 учебника, часть 2).
Какой пример лишний?
1 + 5 – 2
5 + 3 – 4
3 + 6 – 5
1 + 2 + 1
2 + 8 – 3
5 + 5 – 6
(«Лишними» могут быть выражения 1 + 2 + 1, так как в этом выражении оба действия – сложения, а в остальных – сложение и вычитание, и 2 + 8 – 3, так как его значение равно семи, а значения остальных выражений равны четырем.)
– Чему научил вас урок?
– Какие задания вызвали у вас затруднения?
– Что бы вам хотелось сделать по-другому?