Прогрессирующее сжатие

Структура музыкального мышления. Особенности развития музыкального мышления композитора, исполнителя, слушателя. Приёмы развития ассоциативного и образного мышления в исполнительском классе

      Система музыкального мышления складывается в социальной среде, в процессе общения людей друг с другом и поэтому естественно (по аналогии с речевым языком), что каждая самобытная национальная культура имеет свою музыкальную культуру, отличающуюся способами музыкального выражения и, следовательно, своими особенностями в музыкальном мышлении.

Особенности различных видов музыкального мышления

Приступая к овладению профессией музыканта, мы должны освоить музыкальный язык, характерный для данной социальной общности, и овладеть соответствующими навыками музыкальной деятельности. В зависимости от того, на какой вид музыкальной деятельности ориентирован человек – захочет ли он стать просто любителем музыки, или же профессионалом – исполнителем, композитором - ему придётся изучить и развить в себе разные аспекты музыкального мышления. Слушатель будет оперировать в процессе своего музыкального восприятия представлениями о звуках, интонациях и гармониях, игра которых пробуждает в нём различные чувства, воспоминания, образы.

Это – наглядно – образное мышление.

Исполнитель, имеющий дело с музыкальным инструментом, будет осмысливать звуки музыки в процессе собственных практических действий, находя наилучшие способы исполнения предлагаемого ему нотного текста.

Это – наглядно – действенное мышление.

Композитор, желая передать свои жизненные впечатления в звуках, будет осмысливать их, используя закономерности музыкальной логики, раскрывающейся в гармонии и музыкальной форме.

Это – абстрактно - логическое мышление.

 Каждый большой художник, даже если он действует в рамках предлагаемого обществом стилевого направления, представляет собой неповторимую личность. Каждый художник носит в себе свой мир привычных ему образов, легко узнаваемый читателем, зрителем, слушателем. Поэтому музыку Чайковского мы легко отличим от музыки Шопена. В современной музыкальной психологии художественный образ музыкального произведения рассматривается как единство трёх начал – материального, духовного и логического. Нотный текст и акустические параметры музыкального произведения составляют его материальную основу, создают духовную, идеальную сторону музыкального образа.

Формальная организация музыкального произведения с точки зрения его гармонической структуры, последовательности частей образуют логический компонент музыкального образа. Когда есть понимание всех этих начал музыкального образа в сознании композитора, исполнителя, слушателя, только тогда мы можем говорить о наличии подлинного музыкального мышления. Основа такого понимания развивается на базе слуховых ощущений и восприятий, дающих пищу для пробуждения фантазии и логического мышления. Помимо присутствия в музыкальном образе трёх вышеназванных начал: чувства, звучащей материи и её логической организации, - надо иметь в виду и ещё один важный компонент музыкального образа, а именно – волю, при помощи которой исполнитель в своих конкретных действиях соединяет свои чувства с акустическим пластом музыкального произведения и доносит их до слушателя во всём блеске возможного совершенства звуковой материи. Мышление музыканта оказывается сконцентрированным главным образом на следующих аспектах деятельности.

1.Продумывание образного строя произведения – возможных ассоциаций, настроений и стоящих за ними мыслей.

2.Обдумывание материальной ткани произведения – логики развития   мысли в гармоническом построении, особенностей мелодии, ритма, фактуры, динамики, агогики, формообразования.

3.Нахождение наиболее совершенных путей, способов и средств воплощения на инструменте или на нотной бумаге мыслей и чувств. 

По мнению многих музыкантов – педагогов в современном обучении довольно часто преобладает тренаж профессионально-игровых способностей учащихся, при котором пополнение знаний обобщающего и теоретического характера происходит медленно. Необходимость выучивания в течение учебного года нескольких произведений по заданной программе не оставляет времени на такие виды необходимой для музыканта деятельности, как подбор по слуху, транспонирование, чтение с листа, игра в ансамбле. Количество накопленных музыкальных знаний и впечатлений переходит в иное качество сознания.

              ЛОГИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ МЫСЛИ

   После изложения начинается развитие музыкальной мысли и один из простых приёмов, используемых здесь – повтор и сопоставление.

Повторение одного и того же мотива или фразы несколько раз аккумулирует содержащуюся в них энергию. Это ведёт к нарастанию напряжения и переходу его количества в новое качество – в новое мелодическое построение. По сравнению с повтором, сопоставление дает более значительный эффект новизны, и, взятые вместе, эти приёмы оказываются взаимно дополняющими способами развития музыкальной мысли.

     Другим приёмом развития музыкальной мысли является принцип варьирования и чередования.

Потребность варьирования мелодии при её повторении связана с природной потребностью человека осмыслять повторяемое как новое, вносить в известное каждый раз его повторении элемент новизны. Вариации на заданную тему – своеобразная проверка композиторского мастерства. Самые простые и даже банальные темы под пристальным взглядом большого музыканта предстают перед нами в десятках интересных вариантов её прочтения.

Продвижение. Он связан с таким типом сопоставления, при котором каждый из соседних разделов сохраняет элемент предыдущего, присоединяя к нему новое продолжение по формуле ab+ bc+ cd. Последний элемент построения подхватывается и переносится в новое построение.

Прогрессирующее сжатие.

Этот принцип связан с повышением динамики развития к концу произведения или его части. Сюда можно отнести ускорение темпа, увеличение силы звука, более частую смену гармоний, приём резюмирования, когда повторяются темы предыдущих разделов.

Компенсация.

 Этот принцип связан со стремлением композитора и исполнителя уравновешивать пропорции сочинения и исполнения. Например, если один фрагмент произведения написан в одном настроении с использованием одного тематического материала, то для компенсации затем дается тематический материал другого эмоционально-образного содержания. Если исполнитель в одном месте несколько ускорил темп, то далее он должен его несколько замедлить. Если в одном месте исполнение требует насыщенной динамики, то впоследствии надо постараться найти фрагменты, требующие в порядке компенсации менее сильного звучания.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Начальным толчком для включения процессов мышления чаще всего оказывается проблемная ситуация. В учебной деятельности проблемная ситуация представляет в виде противоречия, которое проявляется в несоответствии между имеющимися знаниями и новыми требованиями. То знание, которое учащемуся необходимо усвоить занимает место неизвестного. Совершая ряд учебных действий, он добывает необходимые знания в процессе самостоятельного мышления. Согласно концепции известного педагога М.И. Махмутова, проблемные ситуациидля развития у учащихся навыков мышления могут быть смоделированы через:

§ столкновение учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;

§ организацию практических работ;

§ предъявление учащимся жизненных явлений, противоречащих прежним житейских представлениям об этих явлениях;

§ формулирование гипотез;

§ побуждение учащихся к сравнению и сопоставлению и противопоставлению имеющихся у них знаний;

§ побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов;

§ исследовательские задания.

Для развития навыков мышления в процессе восприятия музыки рекомендуется:

§ выявить в произведении главное интонационное зерно;

§ определить на слух стилевое направление музыкального произведения;

§ найти фрагмент музыки определенного композитора в ряду других,

§ выявить особенности исполнительского стиля при интерпретации разными музыкантами одного и того же произведения;

§ определить на слух гармонические последовательности;

§ подобрать к музыкальному сочинению произведения литературы и живописи в соответствии с его образным строем.

Для развития навыков мышления в процессе исполнительства следует:

§ сравнить исполнительские планы музыкальных произведений в их различных редакциях;

§ найти в музыкальном произведении ведущие интонации и опорные пункты, по которым развивается музыкальная мысль;

§ составить несколько исполнительских планов одного и того же музыкального произведения;

§ исполнить произведения с различной воображаемой оркестровкой;

§ исполнить одно и то же произведение в различном воображаемом цветовом освещении. Для развития навыков мышления в процессе сочинения музыки:

§ мелодически развить гармонические последовательности на основе генерал - баса;

§ подобрать по слуху знакомые песни;

§ импровизировать пьесы тонального и атонального характера на заданное, эмоциональное состояние или художественный образ.

                                                         


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: