Ппр—педагогическое проектирование
Она может быть взята непосредственно как модель, т. е. целевая идея, а может быть только источником ее формирования. Примером первого могут служить труды В. В. Давыдова о развивающем обучении. Эта теория, как показывает жизнь, для ряда учебных заведений, школ и училищ сама стала целевой идеей. Педагоги-практики берут ее в качестве модели при последующем проектировании и конструировании педагогического процесса. Таких примеров мало, к сожалению. Но зато много примеров использования теорий как источника. Так использовались все вышеназванные теории Ю. К. Бабанского, М. И. Махмутова, С. Я. Батышева.
При предоставлении действительной методической свободы училищам и каждому педагогу в отдельности неизбежно возникнет повышенный интерес к конкретным педагогическим теориям, идеям, к их поиску, сравнительному изучению, оценке, выбору наиболее интересной и плодотворной. Педагоги-практики будут вынуждены обращаться к теории. В противном случае им нечего будет проектировать, остается лишь переписывать друг у друга планы, конспекты, из года в год повторять себя. В педагогике должно создаться такое положение, когда объектом проектирования станет все, субъектами проектирования будут все.
|
|
При таком подходе к теории педагогики, естественно, может возникнуть вопрос, как быть, ведь теории имеют свойство "стареть". Любая теория и следующая из нее технология историчны. Они приходят и уходят. Как и в производстве, в образовании требуется смена педагогических технологий. Ничего в этом страшного нет. Педагогу нужно либо повышать квалификацию, либо уходить с работы, предоставляя место носителю новой, более прогрессивной технологии. Проблема заключается не только в передаче знаний (содержания), для которой можно из года в год использовать одну и ту же технологию и даже добиваться успеха. Многое зависит от мышления, способов усвоения и использования знаний. Это как раз и заложено в технологии. Устаревшими приемами нового мышления не создашь. Любую практику, таким образом, можно рассматривать как момент истории.
Примером служит ускоренное внедрение компьютерной технологии обучения.
Демократизация общества, и в частности образования, должна привести к росту и развитию педагогического знания, освобождению его от идеологии, появлению вариативности. Настанет время, когда мы сможем выбирать. Но при этом надо избегать установки на длительное пользование ими. В педагогике знания стареют, как и в технике. Максимальный срок использования знаний здесь не превышает 5—7 лет. К тому же каждая теоретическая идея не сразу внедряется на практике. Прежде она проходит ряд этапов. Схематично, с учетом сроков их протяженности кривая цикла жизни одной теории выглядит так (рис. 13).
|
|
Рис. 13. Цикл функционирования педагогической идеи
Но смену теорий нельзя представлять как линейную последовательность. Они могут накладываться друг на друга, отдельные этапы могут сокращаться, удлиняться. В теоретическом знании для нас важно выде-лить период около трех лет, необходимый для создания моделей, проектов и конструктов, т. е. для педагогического проектирования и разработки технологии воспитания, образования и обучения. Возможно, что когда-нибудь этот срок сократится, но сегодня он именно таков.
Таким образом, без теоретических знаний невозможно проектирование педагогических систем, процессов и ситуаций. Без теории мастер и преподаватель должны смело реализовать предлагаемые проекты и конструкты. Однако жизнь подсказывает, что возможно опережающее развитие практики. В этом случае мы говорим о передовом педагогическом опыте и педагогических новаци-ях. Подробно об этом мы еще будем говорить.
Ныне теоретическая педагогика с трудом освобождается от своего авторитарного стиля и отказывается от обслуживания отмирающей командно- административной системы. С помощью педагогического проектирования этот процесс можно ускорить. Но при этом надо избежать некоторых ошибок.
Самой существенной ошибкой проектирования является господствующее до сих пор неверие в него. Сложилась ситуация, когда педагоги ждут изменения системы "сверху" и проектируют педагогический процесс по-старому. Сегодня наивно ждать помощи "сверху". Мы в состоянии помочь государству и обществу улучшить воспитание подрастающего поколения. Для этого нужно самим заниматься педагогическим проектированием систем и процессов.
Другая, не менее существенная ошибка кроется в приверженности практиков к сложившимся формам проектирования и их структурам. Мы редко подвергаем сомнению сложившуюся структуру планов учебной или внеучебной воспитательной деятельности, других проектировочных документов. Механическое сокращение их числа приводит в конце концов к рождению новых, ибо оставшиеся не исчерпывают задач проектирования. Такое положение чаще всего связано с убеждением педагогов в том, что за рекомендованные "сверху" метод, форму, содержание они не отвечают и за результативность с них снимается всякая ответственность.
Неверный выбор форм проектирования, использования устаревших или забвение вполне продуктивных порождает у практиков неверие в теорию педагогики.
Большим недостатком можно считать отсутствие вариантов и приверженность к одним и тем же формам проектирования. Практика воспитания и обучения так разнообразна, что требует созда-ния нескольких технологий для решения даже одной и той же задачи в работе с одними и теми же ребятами. На уроке, во время прак-тики ситуации могут складываться таким образом, что любой заранее приготовленный проект может не сработать, может работать во вред, и воспитанникам, и самому педагогу. Бесспорно, что инвариантные блоки, входящие в любой проект, нужны. Но нужны и вариативные. Педагог должен научиться и разрабатывать технологии воспитания и обучения, и переходить на другие.
К ошибкам следует отнести попытку некоторых педагогов проектировать педагогические системы и процессы "жестко", во всех деталях. Это, как показала практика, вредно, и об этом мы говорили. Между тем в ПТУ до сих пор господствуют подобные "жесткие" проекты. Примером могут служить собрания, линейки, праздники в форме литературно-музыкальных монтажей. Здесь полностью спроектированы действия, слова всех участников педагогического процесса.
|
|
Хочется также обратить внимание на пренебрежение педагогов к основным принципам проектирования — человеческому приоритету и саморазвитию систем, процессов и ситуаций. В результате проекты получаются несистемными, часто формальными и статичными.
Наконец, недостатком проектирования является отсутствие накопления создаваемых моделей, проектов и конструктов. Нет архивов, хранилищ, банков данных музеев, каталогов, перечней, нет никакой паспортизации педагогических проектов. Это лишает педагогов возможностей упрощать сложные процедуры деятельности, обеспечить преемственность в развитии проектирования и наращивания педагогического мастерства.