Отчет к лабораторной работе № 5

Опорный конспект «Глюкоза»

 

Проверка знаний

  Вопросы Варианты ответов Код
1 Эмпирическая формула мальтозы... С5Н10О5 С12Н22О116Н10О5)n С6Н12О6 1 2 3 4
2 С помощью какого вещества можно различить глюкозу и фруктозу: Cu(OH)2, при встряхивании Ag2O (аммиачный р-р) Cu(OH)2, при нагревании I2 1 2 3 4
3 При гидролизе крахмала как конечный продукт образуется... мальтоза альфа-глюкоза декстрины бета-глюкоза 1 2 3 4
4 Глюкозу можно восстановить:            Н2 С6Н12О6 —–› С6Н14О6 Какая из функциональных групп вступает в реакцию? спиртовая альдегидная карбоксильная карбонильная 1 2 3 4
5 Какое количество глюкозы необходимо взять для получения брожением 46 г этанола, если выход спирта составляет 90%? 100 г 126 г 138 г 200 г 1 2 3 4

 

Отчет к лабораторной работе № 5.

 

Оборудование: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реактивы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы

 

Опыт № 1. Обнаружение гидроксильных групп в углеводах.

      В три бробирки наливают по 1,5 мл растворов: глюкозы, фруктозы, сахарозы. В каждую пробирку добавляют по 1 мл 10-% р-ра NaOH, а затем по каплям приливают 5-% р-р CuSO4. Образующийся вначале осадок Cu(OH)2 при встряхивании растворяется, получается ярко-синий раствор алкоголятов меди.

Рисунок или схема опыта:

Наблюдения и уравнения реакций:

Выводы:

Опыт № 2. Обнаружение альдегидной группы в моносахаридах.

      а) Окисление гидроксидом меди (11) - реакция “ хамелеон”.

В две пробирки наливают по 2 мл р-ров глюкозы и фруктозы, добавляют 1 мл 10-% р-ра NaOH и по каплям (до появления голубого осадка Cu(OH)2) 5-% р-р CuSO4. Содержимое пробирок осторожно нагревают и наблюдают изменение голубой окраски осадка на красный. Объясните, почему реакция идет только с раствором глюкозы.

      б) Окисление аммиачным раствором оксида серебра (реакция “серебряного зеркала”).

В две пробирки наливают по 1 мл растворов глюкозы и фруктозы, добавляют по 4-5 капель аммиачного раствора оксида серебра и осторожно нагревают. Объясните наблюдаемые явления.

Рисунок или схема опыта:

Наблюдения и уравнения реакций:

Выводы:

Опыт № 3. Восстанавливающие свойства дисахаридов.

      В три пробирки наливают по 1,5 мл растворов сахарозы, мальтозы и лактозы(или молока), добавляют по 1 мл 10-% р-ра NaOH и по каплям 5-% р-р CuSO4. Содержимое пробирок нагревают (не допуская кипения) и наблюдают проявления реакции “хамелеон”. Какие из предложенных дисахаридов проявляют восстанавливающие свойства?

Рисунок или схема опыта:

Наблюдения и уравнения реакций:

Выводы:

Опыт № 4. Реакция Панова на кетогексозы.

     В две пробирки наливают по 1 мл р-ров фруктозы и глюкозы, добавляют по 2 мл смеси этанола с конц. серной кислотой, а затем - 2-3 капли 5-% р-ра (спиртового) альфа-нафтола. Содержимое встряхивают и осторожно нагревают 3 мин. В какой пробирке появляется интенсивное фиолетовое окрашивание?

Схема опыта и наблюдения:

Выводы:

Опыт № 5. Гидролиз сахарозы.

      В пробирку наливают 3 мл 1-% р-ра сахарозы и прибавляют 5 капель 1М р-ра скрной кислоты. Смесь нагревают 3-5 мин, охлаждают и делят на две части. Одну часть раствора нейтрализуют сухим гидрокарбонатом натрия до прекращения выделения углекислого газа, добавляют равный объем свежеприготовленного гидроксида меди (11) и повторно нагревают. Вторую половину гидролизата используют для обнаружения фруктозы реакцией Панова (см. опыт № 4). Сравнивают окраску растворов в двух пробирках. Какие продукты гидролиза сахарозы вами обнаружены проведенными реакциями?

Рисунок или схема опыта:

Наблюдения и уравнения реакций:

Выводы:

Опыт № 6. Цветные реакции на сахарозу.

       В две пробирки наливают по 2 мл 10-% р-ра сахарозы и по 1 мл 5-% р-ра NaOH. Затем в одну пробирку добавляют несколько капель 5-% р-ра сульфата кобальта, а в другую - столько же сульфата никеля. В пробирке с солью кобальта появляется фиолетовое окрашивание, а с солью никеля - зеленое.

Схема опыта и наблюдения:

Выводы:

Опыт № 7. Качественные реакции на углеводы.

      а) Реакция Милоша на углеводы.

В две пробирки наливают по 1 мл воды и вносят небольшое количество углеводов: в одну - сахарозу (или глюкозу),в другую - крахмал. Затем в каждую пробирку вносят 1-2 капли 15-% спиртового раствора альфа-нафтола и, наклонив пробирку, по стенкам из пипетки осторожно приливают по 1 мл конц. серной кислоты. Появляется окрашенное кольцо, сначала зеленоватого цвета, потом фиолетовое.

Реакция с альфа -нафтолом - качественная реакция на углеводы. При взаимодействии с конц. серной кислотой углеводы разлагаются, наряду с другими продуктами разложения образуется фурфурол и его производные; они конденсируются с альфа-нафтолом с образованием окрашенных продуктов. Напишите уравнение реакции дегидратации D-глюкозы (образование оксиметилфурфурола).

        б) Реакция крахмала с йодом.

Клубень картофеля или семена зерновых разрезают на 2 части и на свежесрезанный слой вносят 1-2 капли р-ра йода в йодиде калия. Рассмотрите окрашенные крахмальные зерна под микроскопом.

Рисунок или схема опыта:

Наблюдения и уравнения реакций:

Выводы:

Опыт № 8.  Кислотный гидролиз крахмала.

      В большой пробирке делают 3 мл крахмального клейстера, добавляют 6 капель р-ра серной кислоты, пробирку встряхивают и осторожно нагревают. Каждую минуту отбирают пипеткой каплю гидролизата и переносят в пробирку с р-ром йода. Для этого предварительно в 8 пробирок помещают по 1 капле раствора йода и 5 капель воды. Объясните, почему в процессе гидролиза изменяется окраска гидролизата с йодом.

        Гидролиз вести до тех пор, пока проба гидролизата перестанет окрашиваться йодом. Пробирку с гидрализованным крахмалом остудить, добавить в нее р-р NaOH до слабощелочной среды (проверять универсальной индикаторной бумагой), далее сюда же добавить несколько капель CuSO4 и все нагреть. Чем обусловлено появление восстанавливающих свойств в продуктах гидролиза?

Рисунок или схема опыта:

Наблюдения и уравнения реакций:

Выводы:

Общий вывод по лабораторной работе № 5:

Самостоятельная работа по вариантам:

Задание № 1: осуществить превращения с помощью химических уравнений реакций, указать условия их протекания, дать названия продуктам реакций.

                                                                                                                         Ag2O

1-ый вариант: (C6H10O5)n —› C6H12O6 —› C2H5OH —› CO2 —› C6H12O6 ——› A

                                                                                                                 H+,нагрев.

2-ой вариант: C2H2 —› CH3COH—› C2H5OH—› CO2 —› (C6H10O5)n ———› A

                                                                                                       мол-кисл брож.

3-ий вариант: C2H6 —› C2H5CI—› C4H10 —› CO2 —› C6H12O6 —————› A

                                                                                                              Cu(OH)2,встрях

4-ый вариант: СH4 —› СH3CI —› CH3OH —› HCOH—› C6H12O6  —————› A

                                                                                                                      Cu(OH)2, t

5-ый вариант: С6H6 —› CO2 —› C6H12O6 —› (C6H10O5)n —› C12H22O11 —————› A

Решение:

Задание № 2: решить задачу.

При гидролизе древесных опилок массой m кг получена глюкоза. Массовая доля целлюлозы в опилках составляет w-%. Вычислите массу спирта, образовавшуюся при ее брожении, если выход спирта составляет?-%.

Параметры 1 2 3 4 5
m, кг 300 450 500 200 380
w, % 50 45 49 40 47
?, % 60 80 70 85 70

 

Решение:

Дополнительные задания:

 

На “3”: С помощью каких химических методов можно доказать бифункциональность глюкозы? Приведите соответствующие уравнения реакций.

 

На “4”: Какой объем воздуха (объемная доля кислорода 21 %) потребуется для полного окисления 45 г глюкозы? Объем рассчитайте при нормальных условиях.

 

На “5”: Из крахмала массой 80 г получили глюкозу, выход которой составил 70%. К глюкозе добавили аммиачный раствор оксида серебра. Какая масса серебра образовалась?

Решение:

Оценка за работу:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: