Данилова Анастасия
Изучить вопросы:
1. Социально-психологические особенности личности правонарушителя.
2. Формирование групп. Лидерство. Особенности преступных групп.
3. Психологические приемы и рекомендации профилактики преступности несовершеннолетних
Вопросы изучены!
Задание Письменно ответить на вопрос: какие меры вы можете назвать (или предложить сами) для профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Объем до 1 листа. Срок предоставления материала до 20.04.20.
Введение
Преступность среди несовершеннолетних всегда вызывает повышенное внимание. Проблема преступлений среди несовершеннолетних, является одной из самых существенных социально-правовых проблем общества. Ребенок всегда ассоциируется с чем-то чистым и светлым, а здесь - нечеловеческая жестокость, обман, презрение. Несовершеннолетние в возрасте от 12 до 16 лет совершают большое количество преступлений, и детская преступность растет. В основе профилактики преступности среди несовершеннолетних, лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом, но вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений. Профилактика преступности среди несовершеннолетних, требует сложной и разносторонней работы, направленной на ослабление уровня преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Содержание
Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание несовершеннолетнего, либо изменение его криминогенной ориентации.
Задачами профилактики правонарушений являются:
1) формирование законопослушного поведения несовершеннолетними;
2) устранение причин и условий совершения преступлений среди несовершеннолетних;
3) недопущение совершения преступлений в среде несовершеннолетних;
4) снижение размеров ущерба и потерь от преступности несовершеннолетних.
Профилактика преступности среди несовершеннолетних организуется и осуществляется на принципах:
1) законности;
2) защиты и соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
3) гласности;
4) социальной справедливости и гуманности;
5) системности и комплексности;
6) дифференциации мер воздействия и индивидуального подхода;
7) неприкосновенности частной жизни;
8) непрерывности.
Направлениями профилактики преступности среди несовершеннолетних являются:
1) гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;
2) профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
3) усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;
4) признание семьи в качестве ведущего института социализации несовершеннолетних, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;
5) строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.
Субъекты профилактики преступности среди несовершеннолетних, представляют собой единую, связанную общностью целей и задач, систему. В соответствии с этим можно выделить специализированные и неспециализированные субъекты профилактики преступности в зависимости от правовых полномочий.
Специализированные субъекты:
1) органы государственной власти и муниципальные органы, обеспечивающие программирование, планирование, правовое регулирование и ресурсы этой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
2) институты социального воспитания — семья, школа, учреждения культуры и досуга, осуществляющие во взаимодействии и в пределах компетенции профилактику возникновения искаженной позиции личности несовершеннолетних, коррекцию возникших криминогенных искажений, если они устранимы педагогическими и иными воспитательными средствами;
3) органы защиты и социальной, психолого-педагогической, медицинской и правовой помощи несовершеннолетним, находящимся в неблагоприятных жизненных условиях.К таким субъектам относятся:
1) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
2) органы управления социальной защитой населения;
3) органы управления образованием;
4) органы опеки и попечительства;
5) органы по делам молодежи;
6) органы управления здравоохранением;
7) органы службы занятости;
8) органы внутренних дел.
Неспециализированные субъекты, это общественные организации и лица, содействующие правоохранительным органам в осуществлении охраны правопорядка (добровольные народные дружины, общественные пункты охраны порядка, внештатные сотрудники и общественные помощники правоохранительных органов), частные охранные предприятия и службы безопасности, специализированные средства массовой информации.
Объектами профилактики преступлений среди несовершеннолетних, являются:
1) причины, условия и факторы преступности несовершеннолетних;
2) личность несовершеннолетнего преступника;
3) причины и условия конкретного преступления;
4) группы несовершеннолетних с антиобщественным образом жизни;
5) преступные группировки.
Объектами индивидуальной профилактики преступности среди несовершеннолетних являются:
1) безнадзорные или беспризорные;
2) занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4) употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие
одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
5) совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
6) совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
9) обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
10) условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11) получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
12) освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
13) осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
14) осужденные условно, осужденные к обязательным работам,
Система мер и средств, направленных на профилактику преступлений среди несовершеннолетних, базируется на мерах общего и индивидуального воздействия на объекты, призванных обеспечить повышение грамотности, культурного уровня и сознательности несовершеннолетних, устранение и нейтрализации причин, порождающих преступность. В зависимости от масштаба профилактических мер их подразделяют:
1) меры федерального уровня;
2) меры региональные;
3) меры групповые
4) меры индивидуальные.
Меры общей профилактики, используемые субъектами государственной системы профилактики преступности среди несовершеннолетних:
1) сбор и анализ сведений о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними;
2) разработка и реализация муниципальных, ведомственных (отраслевых), объектовых программ профилактики преступности среди несовершеннолетних;
3) повышение уровня правовой грамотности и правосознания несовершеннолетних;
4) снижение уровня криминализации отношений среди несовершеннолетних;
5) компенсация недостатков воспитания несовершеннолетних в семье, оказание государственной и общественной помощи нуждающимся в ней (установление опеки и попечительства, направление в детский дом, школу-интернат);
6) осуществление контроля за соблюдением запретительных и ограничительных мер, призванных обеспечить интересы правильного развития несовершеннолетних (ограничение пребывания их в вечернее время в общественных местах, запрет продажи табачных изделий и спиртных напитков несовершеннолетним и т. д.);
7) применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим несовершеннолетних в пьянство, и иную антиобщественную деятельность.
8) устранение недостатков и нарушений в деятельности органов, занимающихся обучением, воспитанием, охраной прав и интересов несовершеннолетних;
9) осуществление правовой пропаганды и правового воспитания среди несовершеннолетних направленной на недопустимость совершения преступлений среди несовершеннолетних;
10) организация правовой и педагогической пропаганды среди лиц, воспитывающих несовершеннолетних;
11) выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на несовершеннолетних, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений;
12) изучение объекта профилактики преступлений, выявление и устранение причин и условий совершения преступлений и проявлений антиобщественного поведения;
13) применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания несовершеннолетнего с помощью различных мер воздействия к его родителям;
14) оказание социальной помощи несовершеннолетнем, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также правовой и психологической помощи;
15) изъятие несовершеннолетних из отрицательно воздействующей на несовершеннолетние обстановки;
16) обеспечение в пределах полномочий соблюдения охраны общественного порядка и общественной безопасности в общеобразовательных учебных заведениях.
Меры индивидуальной профилактики преступности среди несовершеннолетних включают в себя:
1) профилактическая беседа (разъяснение ответственности, убеждение);
2) направление информации в государственные органы о причинах и условиях преступного поведения;
3) оказание помощи профилактируемому несовершеннолетнему;
4) осуществление наблюдения за поведением (по месту жительства, учебе);
5) привлечение родственников, других лиц к воздействию;
6) другие меры (представления, предостережения, постановка на учет, контроль).
Меры индивидуальной профилактики преступности среди несовершеннолетних могут применятся как среди несовершеннолетних лиц, так и среди их родителей или законных представителей, в случае если они ненадлежащим образом исполняют или не исполняют вовсе свои обязанности по воспитанию, содержанию и образованию своих детей. А также в случаях, когда взрослые отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних лиц или жестоко с ними обращаются.
Заключение
Профилактика преступности среди несовершеннолетних представляет собой «организованный процесс», в котором есть четко сформулированная цель о недопущении конфликта несовершеннолетнего с законом, определить задачи, найти свое выражение во всей совокупности общественных проблем, связанных с сознательным формированием личности и стимулированием поиска путей их решения, наметить конкретные пути и средства воздействия на несовершеннолетнего.