Глебова Н.Г., преподаватель
ОГАПОУ «Валуйский колледж»;
Корнева О.В., преподаватель
ОГАПОУ «Валуйский колледж»
«Искусство - самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления
человека к добру, к истине и совершенству»
Томас Манн
Трудно переоценить роль изобразительного искусства в развитии духовности. В искусстве с самого начало заложено эмоциональное выражение духовных переживаний человека.
Искусство не существует изолированно, оно - результат духовной жизни человека и общества. Искусство - это универсальный носитель всех духовных ценностей. Через него человек имеет возможность приобщиться к нравственным ценностям, традициям, обычаям, ему становятся доступными научные знания. Благодаря искусству, он имеет возможность жить в прошлом, настоящем и будущем.
Духовное искусство призывает человека к красоте мыслей, чувств, поступков, к внутренней дисциплине и гармонии с самим собой, с окружающим миром.
|
|
Формирование всесторонне развитой творческой личности на занятиях по изобразительному искусству это сложный и многогранный процесс, требующий определённых условий. В России реализуется «Концепции художественного образования», которая определяет стратегию развития системы образования в России на период до 2025 года.
К основным целям художественного образования относятся:
- развитие мотивации личности к познанию и художественному творчеству;
- реализация дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества.
Исходя из целей, художественное образование призвано обеспечить осуществление следующих задач:
- Формирование эстетически развитой и творческой личности, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста.
- Реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов личности и общества.
- Широкое внедрение художественного образования как способствующего фактора интеллектуального совершенствования, раскрытию творческого потенциала детей и юношества.
- Приобщение разных возрастных групп населения к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.
- Использование возможностей искусства, художественно творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков посредством внедрения современных методик арт-терапии.
- Привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения.
|
|
- Выявление художественно одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
Реализацией этих целей и задач призваны заниматься Детские художественные школы.
Валуйская детская художественная школа была открыта в 1988 году.
Основателем и первым директором школы с 1988 по 2007 год был Григоров Виктор Дмитриевич (1942 - 2007 гг.) - известный оформитель, художник, преподаватель I категории. Творчество и педагогическая деятельность, это важнейшие составляющие часть жизни Григорова В.Д. Пейзаж, портрет, натюрморт - это те жанры, в которых Виктор Дмитриевич работал с особым удовольствием.
Более 25 лет художественная школа является центром эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения.
Педагоги школы понимают, что не все выпускники станут известными художниками, свяжут свою жизнь с искусством, но это и не главная цель процесса обучения. Важно научить детей понимать и ценить художественные произведения, чтобы они могли эстетизировать окружающую среду, и пополнять свою жизнь впечатлениями от произведений искусства.
Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. Оно духовно обогащает ребенка, учит проникновению в эстетическую сущность произведения искусства.
Обязательным элементом в процессе обучения изобразительному искусству является обращение к личному опыту детей и их размышлениям над предложенной темой через моделирование жизненных ситуаций. Искусство в любом его проявлении воздействует на внутренний мир учащихся, и прежде всего, способствуют личностному развитию учеников, поскольку обеспечивают понимание искусства как средства общения между людьми. В процессе освоения обучающимися мира искусства изменяется их внутренний мир, формируются эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создаётся основа для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Одним из островков культуры в городе Валуйки является Детская художественная школа. На протяжении десятилетий художники-педагоги объединяют и направляют молодое поколение с помощью изобразительного искусства.
Чтобы человек достиг успехов, он должен обладать некоторыми качествами, а именно - творческой активностью, оригинальностью, способностью и желанием к новизне, умением комбинировать идеи, использовать прошлый опыт, обладать развитым воображением, эмоциональной отзывчивостью.
Именно такой творческой личностью и педагогом является Ходеева Наталья Ивановна. Ее творческий поиск начинался со школы искусств города Валуйки. Первые наставники в живописи - Лукин Я.Т. и Сотникова Н.А.- познакомили с чудесным миром изобразительного искусства. Они посоветовали продолжить художественное образование. Бутурлиновское педагогическое училище, художественно-графический факультет Курского педагогического института определили педагогический и творческий путь. Воспитанная в интеллигентной семье среди пейзажей Валуйской земли, глубокий и тонкий по натуре человек, Наталья Ивановна отдает предпочтение технике акварель. Первая персональная выставка «Цветы Белогорья» состоялась в 1999 году в городе Валуйки. Акварельные натюрморты нашли отклик в сердцах посетителей. Привлекает художника и декоративная резьба по дереву. В этой технике была выполнена дипломная работа в институте, что подчёркивает её многоплановость как творческого человека. Ходеева Н.И. – увлеченный художник и педагог, убежденный в том, что приобщение детей к таинству искусства способно изменить мир к лучшему. Духовность общества формируется и в творческих лаборатория художественной школы. Посмотрите на одухотворенные лица ребят, украшающих мир. В век цинизма и потребительского отношения к жизни творцу трудно работать, но необходимо. Художественный взгляд на мир Наталья Ивановна с радостью передает много лет своим ученикам, которые знают её как строгого и требовательного учителя обладающего большим терпением. В работе с детьми педагог руководствуется принципом профессиональной целесообразности и природосообразности.
|
|
Ученики занимаются графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, изучают историю искусств. Ни один урок не проходит без вопросов и ответов на нравственную и духовную темы. Ведь именно эти вопросы во все времена волновали истинных художников. Духовные искания и обретения являются посылом к творчеству. В процессе обучения воспитанники Ходеевой Н.И. не только получают знания по предметам, но и применяют их, участвуя в конкурсах различного уровня. Педагога радуют творческие успехи воспитанников. Например, призовые места во Всероссийском конкурсе «Помнит мир спасенный», региональном «Звездочки Белогорья», международных «Гармония» и «Экология». На протяжении многих лет работы Ходеевой Н.И., написанные маслом и акварелью, принимают участие в городских и областных выставках. Реалистичный взгляд на изменчивую, неповторимую природу диктует художнику палитру полутонов, нежных красок и утонченных линий. В 2016 году педагог участвовала в Международном фестивале «Кубок России», в Ассамблее искусств, проходивших в городе Белгороде. Любимые жанры: пейзаж, цветочный натюрморт. Работы «Река Оскол», «Осенний мотив», «Букет», «Полевые цветы», «Николаевский собор мужского монастыря»» Никольский храм», графический портрет генерала Н.Ф.Ватутина посвящены земле Валуйской.
|
|
Результатом педагогической деятельности является дальнейший выбор профессии учениками Ходеевой Н.И. Выпускники продолжают обучение в высших учебных заведениях в Воронеже, Белгороде, Москве. Главное, что определяет педагогическую и творческую деятельность, желание увидеть, раскрыть и воспитать духовный и творческий потенциал подрастающего поколения.
Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты». Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. Искусство приносит удовольствие и наслаждение только такому человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован.
Литература
1. Бычкова, Н.В. Духовно-нравственное воспитание личности средствами изобразительного искусства Учебное пособие [Текст]/ Н.В. Бычкова. –Брянск: Издательство «Ладомир», 2012.
2. Бычкова, Н.В.Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках изобразительного искусства. Проблемы современного образования. Материалы II Международной научно-практической конференции. [Текст] / Н.В. Бычкова. – Пенза –Улан –Удэ –Ереван: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2011.
3. Неменский, Б.М. Педагогика искусства [Текст] / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007.-255 с.
4. Неменская, Л.А. Каждый народ - художник Учебник для 4 класса. [Текст] / Л. А. Неменская. - Просвещение, 2007.