I. Организационный момент
Эпиграф на экране: «Только в творчестве рождается личность»
- Как вы понимаете это выражение?
- Сегодня на уроке будем творить и показывать свои способности.
II. Целеполагание
- Прочитайте пословицы и объясните их смысл
Человек без Родины, что соловей без песни.
Родина-мать, сумей за нее постоять.
- Как Вы думаете, о чем будет идти речь на уроке? (О Родине и ее героях)
- Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина? (Ответы детей)
- Подберите синонимы к слову Родина. (Отечество, Отчизна)
- Почему так называют Родину? (Ответы учеников)
Вывод: тема нашего урока “Обобщение по разделу “Родина”.
III. Речевая разминка.
Что такое Родина наша?
Солнце, лес, дыхание пашен.
Сад в цвету, где не мокнут пчёлы,
И твой дом, и огни твоей школы.
Наша Родина – труд и праздник.
Сто дорог для тебя самых разных,
И любовь твоя к папе и маме,
И ты сам – не один, а с друзьями. В. Крючков
· прочитайте отрывок из стихотворения жужжащим чтением вслух;
· прочитайте, разделяя слова на слоги;
|
|
· прочитайте с ускорением;
· прочитайте с вопросительной интонацией;
· прочитайте с интонацией восхищения.
- О чем стихотворение?
- Как вы поняли смысл стихотворения?
- Можно ли это стихотворение ввести в изученный раздел?
- С каким чувством вы будете читать?
- Прочитайте вслух.
IV. Актуализация знаний
- Какие произведения мы прочитали в разделе «Родина»?
(И.С. Никитин «Русь», А.В. Жигулин «О, Родина!», С. Д. Дрожжин «Родине»)
- О чем поэты писали в своих стихах? (О светлом образе Родины, красоте её природы, о её великом народе)
Обратимся вновь к пословицам.
- Какую пословицу мы можем применить к прочитанным отрывкам стихотворений? (Человек без Родины, что соловей без песни)
- А к какому произведению подходит вторая пословица?
- О каких событиях поведал нам автор?
· Невская битва и Ледовое побоище, XII век. (Литва)
· Куликовская битва, XIV век. (Монголы-татары)
· Изгнание польских захватчиков из России, XVII век. (Поляки)
· Нападение Наполеона на Россию, XIX век. (Отечественная война 1812 г.)
- Найдите и зачитайте отрывок о защите русской земли от врагов.
(У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?
Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в чёрный день
Низко кланялась?
На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.
Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.
И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча тёмная?
Под грозой её
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,
И зловещий дым
От горевших сёл
Высоко вставал
Чёрным облаком!
Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.
|
|
Собрала детей,
Стариков и жён,
Приняла гостей
На кровавый пир.
И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.
Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..)
- Какой изображает Иван Никитин Русь в данном отрывке? (Русь непобедима)
V. Защита творческих работ: дети дома готовили рисунки нашего села, своей улицы, родного дома, нашей родной природы.
- Что вы изобразили на своих рисунках? Почему? (ответы детей)
- Что значат для каждого из вас слова «моя Родина»?
(ответы детей)
· Чтение стихотворения Михаила Матусовского «С чего начинается Родина».
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина?..
– Каждый человек, слушая это стихотворение, вспоминает свои детские годы, думает о самом дорогом, близком человеке – маме, своей семье, друзьях.
– Родину сравнивают с матерью, она заботится о своих сыновьях и дочерях, даёт заботу, внимание, образование, чистое мирное небо.
· В стихотворении какого автора говорится о героях Великой Отечественной войны? Прочитайте отрывок (Жигулин А.В. «О, Родина!»)
VI. Выразительное чтение стихов.
– Приготовить выразительное чтение стихотворений: ( домашнее задание)
И.А.Бунин
К. М. Симонов
Валентина Скворцова
На Урал поскорей приезжайте
На Урал поскорей приезжайте,
Приезжайте, мы будем Вас ждать,
Поскорее билет покупайте,
Чтоб глазами Урал увидать.
Плато гор и хребет в изумрудах
Встретят Вас хороводом леса,
Если кто побывал, не забудет,
Потому что Урал – красота!
Где Урал – там янтарные бусы
Из рябин и породы земной,
И хранит "Дед" седой свои плюсы
У подножия гор, под землёй.
И недаром Бажовские сказы
Воспевают букеты руды,
Старожилы припомнят проказы
От владычицы Медной горы.
Сразу все не окинешь просторы
Горизонтов уральских в цветах,
По дорогам железным вагоны,
Ручейками к мартенам спешат.
Дорогие богатства Урала,
Лучше всё же увидеть, узреть,
Если ты не такой задавала,
Приезжай погостить, посмотреть.
Искупаемся вместе в озёрах
И уральский послушаем хор,
Восхитительный взгляд наших взоров
Для гостей не пустой разговор.
На Урал поскорей приезжайте,
Приезжайте, мы будем Вас ждать,
Поскорее билет покупайте,
Чтоб глазами Урал увидать.
- Конкурс чтецов, победителя выбирают дети.
Вывод:
- Русский народ всегда помнит героизм своих граждан, любит свою Родину и готов защищать своё Отечество.
- Что объединяет всех героев нашего урока. (Любовь к Родине.)
Родиной не только надо восхищаться, но ее надо и защищать!
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Вспомните строки, с которых мы начали урок «Только в творчестве рождается личность».
- Как вы думаете, в чём заключался наш творческий подход к уроку?
(Мы не только читали произведения о Родине, но и рассказывали, используя собственные мысли, рисовали.)