Развитие координационных способностей
«Координация» – это собирательное понятие и в спорте под ней понимают различные явления: внутри- и межмышечная координация, а также и уже названные координационные способности.
Межмышечная и внутримышечная координация прямо влияют на проявление силы и быстроты. Например, на первом этапе силовых тренировок (около 4-х недель) рост силы обусловлен именно улучшением внутримышечной координации вместе с более совершенной межмышечной реакцией. Но межмышечная и внутримышечная координация – скорее настройки отдельного движения, а процесс управления двигательными действиями спортсмена (то есть совокупностью движений с определенной целью) в целом определяется координационными способностями. Круг замкнулся, поэтому, наконец, к ним подробнее.
Под координационными способностями подразумеваются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, то есть наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно). Применительно к футболу — это способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно изменяющимися ситуациями игры и владением своим телом в опорном и безопорном положении.
|
|
Выделяют три вида координационных способностей:
1) специфические - определяющие готовность к оптимальному управлению определенными двигательными заданиями: на равновесие, на ориентирование в пространстве, на скорость реагирования, на перестраивание и согласование движение и другие (ниже рассмотрим все).
2) специальные - определяющие готовность к оптимальному управлению и регуляции сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями, в футболе такими действиями являются элементы техники передвижения и техники работы с мячом.
3) общие - потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
Характеристики координации.
1. Способность к овладению новыми движениями особенно важна в сложнокоординационных видах спорта, таких как спортивные игры и единоборства, где двигательная активность очень разнообразна, а постоянно меняющаяся ситуация заставляет быстро принимать новые решения. Способность к овладению новыми движениями тесно связана с развитием интеллекта и способностью индивид Умение дифференцировать и управлять движениями, правильно выбирать наиболее рациональный вариант в конкретной ситуации.
2. Способность к импровизации (неожиданности и внезапности для соперника) и комбинациям (система сложного замысла последовательных движений) в процессе двигательной деятельности является важнейшим фактором результативности в спортивных играх и единоборствах
|
|
3. Адекватность реакций и движений в данной ситуации, ее целесообразность и своевременность.
Координационные способности зависят от типа нервной системы, способности к быстрому мышлению, быстрому анализу ситуации и принятия решений, умения быстро и точно управлять мышцами. Координация движений зависит от уровня развития и степени чувствительности рецепторов: зрительного, мышечного, желудочного и лабиринтов внутреннего уха.
4. Особенность восприятий: чувства пространства и времени, чувства развиваемых мышечных усилий, чувства темпа (быстроты движений) и ритма (частоты движений), «чувства воды», «льда» и «покрытия дорожки», «чувства соперника» и болельщиков и т. д, от которых во многом зависит исход состязания.
Методы воспитания координационных способностей.
При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы
1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности.
2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки.
3. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий.
4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности.
Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:
1) стандартно-повторного упражнения
2) вариативного упражнения
3) игровой
4) соревновательный
К первому относятся следующие разновидности методических приемов:
строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в пол силы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);
изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений — бросок мяча вверх из исходного положения стоя — ловля сидя и наоборот);
— изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения) прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);
— «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);
— выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);
— выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, с булавами, ведение мяча и броски в кольцо).
Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Например, при проведении игры «Пятнашки» ставится задача как можно больше играющих «запятнать» за 3 мин или «запятнать» с помощью волейбольного мяча, или «запятнать» в определенном участке тела. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.
|
|
Для развития координационных способностей человека можно использовать подвижные игры. О том, сколько существует подвижных игр, вообще никто не знает. Например, к играм развивающим координационные способности можно отнести: "рывок за мячом", "наступление", "гонка с выбыванием", "догнать-обогнать", "пионербол", "пятнашки" и еще многие др. Выбор той или иной игры определяется конкретными задачами и условием проведения. Для младшего школьного возраста игры отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью в движении. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений, их силы быстро истощаются и довольно быстро восполняются. Поэтому игры не должны быть слишком длительными: обязательно нужно делать паузы для отдыха
Развитие координационных способностей, средствами подвижных игр
В процессе физического воспитания под руководством педагога ребенок овладевает двигательными умениями и навыками в соответствии с требованиями программы для каждой возрастной группы.
Упражнения и подвижные игры, способствующие развитию координационных способностей в строгой последовательности и с постепенным усложнением заданий должны включаться в физкультурные занятия, самостоятельную двигательную деятельность на прогулке.
Многими специалистами ловкость и координация движений рассматриваются как синонимы. Согласно определениям, ловкость – это способность выполнять движения в определенный момент времени с точно заданной амплитудой, а координация – способность строить целостные двигательные акты, преобразовывать выработанные формы действий и переключаться от одних действий к другим, согласно быстро меняющимся ситуациям.
По мнению Н. Бернштейна, координация есть способность двигательно выйти из любого положения, т. е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей.
|
|
В качестве методических приемов для тренировки координации рекомендуются следующие:
- использование упражнений с необычными исходными положениями;
- зеркальное выполнение упражнений;
- изменение скорости и темпа движений;
- варьирование пространственными границами, в которых выполняется упражнение;
- усложнение упражнений дополнительными движениями.
Развитие координационных способностей происходит на основе пластичности нервной системы, способности ощущения и восприятия собственных движений и окружающей обстановки. Успешное выполнение двигательной задачи определяется точностью пространственных, временных и силовых компонентов данного движения.
У ребенка воспитание координационных способностей связано с умением согласованно, последовательно выполнять движение. Координация является необходимым компонентом любого движения (бега, прыжка, метания, лазанья и т. д.).
Наилучшие условия для совершенствования координационных способностей создаются в разнообразных подвижных играх: ребенок должен проявлять быстроту, сообразительность, увертливость, умение ловко двигаться между предметами, инициативу при неожиданных изменениях ситуации, используя благоприятные моменты для этого с помощью пространственной и временной ориентировок.
Для совершенствования координации целесообразно использовать задания на лучшее выполнение упражнений с предметами (скакалкой, мячами, обручами, палками и т. п.). Полезно выполнять совместные упражнения вдвоем или небольшой группой с мячами, обручами, шестами, шнуром и др. Задача развития ловкости требует систематической смены упражнений или выполнение их в разных вариантах для поддержания новизны и повышения координационной трудности. Чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и совершенствуется ловкость.
В физкультурных занятиях и игровой деятельности можно использовать бег из усложненных стартовых положений (сидя, сидя на карточках, стоя на одном колене и др.).
Развитию координации способствуют подвижные игры. Выполняя задания по сигналу, ребенок может самостоятельно изменять характер движения, его быстроту в зависимости от изменений ситуации (например, действие водящего при ловле, догонялках и т. д.). Правильная двигательная реакция ребенка будет определяться умением быстро выбрать направление и скорость движущегося предмета (водящего) с учетом расстояния и времени его приближения. Это требует определенного развития подвижности нервных процессов и содействует их совершенствованию, а также некоторых пространственных, временных и глазомерных оценок. Все это позволяет ребенку правильно ориентироваться в изменяющейся обстановке.
В процессе выполнения прыжков, бега, метания ребенку необходимо развивать быстроту и умение проявлять силу – сочетать быстрое выполнение движения с концентрацией нервно-мышечного усилия, т. е. проявлять скоростно-силовые качества.
Для развития этих качеств, по данным Е. Н. Вавиловой, можно применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед; вспрыгивание на возвышение с места, с небольшого разбега; прыжок вверх из приседа; прыжки на месте и с продвижением вперед; прыжки через линии или палки. При выполнении прыжков следует больше внимания уделять энергичному отталкиванию одной или двумя ногами, неглубокому приземлению на слегка согнутые в коленях ноги и быстрому их выпрямлению.
Примером подвижных игр, способствующих развитию координации, являются такие, как «Пожарные», «Самый меткий», «Собери ленты», «Кот и мыши», «Перелет птиц», «Не дай мяч водящему», «С кочки на кочку», «Ловля бабочек» и др.
Для определения уровня развития координационных способностей ребенка можно использовать доступные в выполнении диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме. Они не требуют дополнительной подготовки воспитателя и сложного оборудования для их проведения, к тому же обладают высокой статистической достоверностью.
Для диагностики координационных способностей можно использовать разнообразные физические упражнения:
- ходьба и бег между предметами;
- бег с преодолением препятствий (пролезание в обруч, перепрыгивание через скамейку и т. д.);
- метание в цель;
- прыжки;
- общеразвивающие упражнения с предметами.
В игровых видах спорта подобные упражнения очень популярны и действительно повышают уровень спортсмена. Человек, для которого развитие координации не так важно, может остановиться на выполнении самых простейших упражнений.