План выполнения задания

Тема 1. Лабораторная работа №13 Свойства белков

План выполнения задания.

1) Просмотреть видеоопыты по теме.

2)  Выполнить лабораторную работу.

3) Ответить на вопросы.

4) Написать вывод по лабораторной работе.

1. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне https://youtu.be/Z99YGnegKLw

Цель: обнаружить с помощью качественной реакции присутствие белка

Оборудование: пробирка с мясным бульоном, раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия

Последовательность выполнения работы:

1. В пробирку налейте с мясным бульоном добавьте 2 мл раствора щелочи, а затем несколько капель раствора медного купороса (сульфата меди (II)), слегка встряхните пробирку.

2. Опишите наблюдаемое явление. Записи внесите в таблицу по форме:

Что делали Что наблюдали Уравнение реакций
     

Вывод

Контрольные вопросы:

1. Какое значение имеют качественные реакции на белки?

2. Исследование способности растворения белков в воде https://youtu.be/_pXRHhVgH-A

Цель: изучить степень растворимости белков в воде

Оборудование: пробирка с белком куриного яйца, пробирка с кератином (хрящ), стакан с водой

Последовательность выполнения работы:

1. В пробирку с белком куриного яйца добавьте 2 мл воды и встряхните.

2. Проделайте аналогичные действия с белком кератином.

3. Опишите наблюдаемое явление. Записи внесите в таблицу по форме:

Что делали Что наблюдали Уравнение реакций
     

4. Оцените степень растворимости белков и сформулируйте вывод.

Контрольные вопросы:

1. Какое практическое значение имеет знание о растворимости белков в различных растворителях?

3. Исследование процесса денатурации белка куриного яйца под действием спирта, растворов солей тяжелых металлов и нагревания          https://youtu.be/HkiTsbGSl7k                              https://youtu.be/LGXgR_yWYEw

Цель: изучить влияние на белок денатурирующих факторов

Оборудование: три пробирки с раствором белка, раствор нитрата свинца, спиртовка, держатель для пробирок

Последовательность выполнения работы:

1. В пробирках №1, 2 и 3 находится раствор белка куриного яйца. Добавьте в пробирку№1 несколько капель спирта, в пробирку №2 – раствор нитрата свинца, белок в пробирке №3 осторожно нагрейте.(СОБЛЮДАЙТЕ ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ!!!).

2. Опишите наблюдаемые явления. Записи внесите в таблицу по форме:

Что делали Что наблюдали Уравнение реакций
     

Вывод

Контрольные вопросы:

1. Что такое денатурация?

2. Укажите условия денатурации белковых молекул.

Список литературы

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля. М. Издательский центр «Академия». 2017

 

Тема 2. Практическая работа №4

Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

План выполнения задания.

1) Просмотреть видеоопыты по теме. https://youtu.be/Eg7RhgjPZ7A

2) Изучить теоретичекий материал.

3)  Выполнить практическую работу.

4) Ответить на вопросы.

5) Написать вывод по лабораторной работе.

 

(Это в тетради не пишем! Просто изучаем)

Краткие теоретические сведения

Каждый класс органических веществ можно определить с помощью реакций, которые называются качественными. Такие реакции должны отвечать следующим условиям: быть достаточно простыми с технической точки зрения, безопасными и иметь наглядные признаки (цвет, запах, осадок).

соединение реактив Наблюдаемая реакция
алканы пламя Горят голубоватым пламенем
Алкены Бромная вода р-р КМп04 Горение Обесцвечивание раствора Обесцвечивание раствора, выпадение бурого осадка Горят-слегка желтоватым пламенем
Фенол Бромная вода р-р Na2СО3   FeCI3 Обесцвечивание, выпадение белого осадка Выделение углекислого газа Фиолетовое окрашивание
Спирты Na Горение   Черная горячая прокаленная медная проволока Выделение водорода Горят светлым голубоватым пламенем Восстановление окраски металлической меди
Многоатомные спирты   Сu(ОН)2 + NaOH   Растворение осадка и образование раствора синего цвета
Альдегиды Ag20   Сu(ОН)2 Реакция серебряного зеркала Выпадение красного осадка Cu20
Карбоновые кислоты Лакмус Красное окрашивание
Крахмал спиртовой раствор йода Синее окрашивание
Белки   конц. HNO3   Сu(ОН)2 Желтое окрашивание, в присутствии щелочи — оранжевое фиолетовое окрашивание

Представление о качественном анализе веществ помогает в работе не только химикам, но и медикам, экологам, биологам, эпидемиологам, фармацевтам, работникам пищевой

(Это записываем в тетради)

Практическая работа №4

Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

Цель: закрепить знания о качественных реакциях и их использовании для определения органических веществ.

Оборудование: в пробирках под номерами растворы: крахмала, мыла, глюкозы, глицерина, уксусной кислоты, белка, этиловый спирт; сульфат меди, гидроксид натрия, раствор йода, индикаторная бумага, медная проволока; пустые пробирки, спиртовка, держатель

Последовательность выполнения работы:

Внимание: Записи о наблюдаемых явлениях по всем опытам внесите в таблицу по форме:

Что делали Что наблюдали Уравнение реакций
     

Вывод:

Решите следующие экспериментальные задачи:

1. В выданных трех пробирках под номерами 1,2 и 3 находятся крахмал, мыло и глюкоза. Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из веществ.

2. В выданных трех пробирках под номерами 3, 4 и 5 находятся глицерин, уксусная кислота и белок. Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из веществ.

3. В двух пробирках 6 и 7 даны вещества: глицерин и этиловый спирт. Определите каждое из веществ?

Контрольные вопросы:

1.В каких случаях проводятся качественные реакции?

2. О чем свидетельствует образование «серебряного зеркала» в реакции между муравьиной кислотой и оксидом серебра?

Список литературы

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля. М. Издательский центр «Академия». 2017

Тема 3. Практическая работа № 5 «Распознавание пластмасс и волокон»

План выполнения задания.

1) Изучить теоретические материалы к лабораторной работе.

2) Просмотреть видеоопыты по теме.

3)  Выполнить практическую работу.

4) Ответить на вопросы.

5) Написать вывод по практической  работе.

Краткие теоретические сведения (писать не надо, только для чтения!)

Пластма́ссы (пласти́ческие ма́ссы) или пла́стики — органические материалы, основой которых являются синтетические или природные высокомолекулярные соединения (полимеры). Исключительно широкое применение получили пластмассы на основе синтетических полимеров.

Пластмассы делятся на:                                                                                                     Термопласты (термопластичные пластмассы) — при нагреве расплавляются, а при охлаждении возвращаются в исходное состояние;

Реактопласты (термореактивные пластмассы) — в начальном состоянии имеют линейную структуру макромолекул, а при некоторой температуре отверждения приобретают сетчатую. После отверждения не могут переходить в вязкотекучее состояние. Рабочие температуры выше, но при нагреве разрушаются и при последующем охлаждении не восстанавливают своих исходных свойств.

Газонаполненные пластмассы — вспененные пластические массы, обладающие малой плотностью.

Основные механические характеристики пластмасс те же, что и для металлов.

Пластмассы характеризуются малой плотностью (0,85—1,8 г/см³), чрезвычайно низкими электрической и тепловой проводимостями, не очень большой механической прочностью. При нагревании (часто с предварительным размягчением) они разлагаются.

Не чувствительны к влажности, устойчивы к действию сильных кислот и оснований, отношение к органическим растворителям различное (в зависимости от химической природы полимера). Физиологически почти безвредны.

Название свойства
Полиэтилентерефталат используется для производства тары для минеральной воды, безалкогольных напитков и фруктовых соков, упаковки, блистеров, обивки Прочный, жёсткий и лёгкий материал. Обладает хорошей термостойкостью,устойчив к действию разбавленных кислот, масел, спиртов, минеральных солей и большинству органических соединений, за исключением сильных щелочей и некоторых растворителей. Горит сильно коптящим пламенем. При удалении из пламени самозатухает.
Поливинилхлорид - используется для производства труб, трубок, садовой мебели, напольных покрытий, оконных профилей, жалюзи, изоленты, тары для моющих средств и клеёнки. Материал является потенциально опасным для пищевого использования, поскольку может содержать диоксины, бисфенол А, ртуть, кадмий Трудногорюч (при удалении из пламени самозатухает). При горении сильно коптит, в основании пламени можно наблюдать яркое голубовато-зеленое свечение. Очень резкий, острый запах дыма. При сгорании образуется черное, углеподобное вещество (легко растирается между пальцами в сажу). Растворим в четыреххлористом углероде, дихлорэтан
Полиэтилен низкой плотности - производство брезентов, мусорных мешков, пакетов, пленки и гибких ёмкостей. Горит синеватым, светящимся пламенем с оплавлением, без копоти, сохраняет горени вне пламени. При остывании, капли полимера похожи на застывший парафин, очень мягкие, при растирании между пальцами - жирны на ощупь. Дым потухшего полиэтилена имеет запах парафина.
Полипропилен - Используется в автомобильной промышленности (оборудование, бамперы), при изготовлении игрушек, а также в пищевой промышленности, в основном при изготовлении упаковок. Распространены полипропиленовые трубы для водопроводов. Считается безопасным для пищевого использования При внесении в пламя горит ярко светящимся пламенем. Горение аналогично горению ПЭВД, но запах более острый и сладковатый. При горении образуются потеки полимера. В расплавленном виде - прозрачен, при остывании - мутнеет. Если коснуться расплава спичкой, то можно вытянуть длинную, достаточно прочную нить. Капли остывшего расплава твердым предметом давятся с хрустом. Дым с острым запахом жженой резины, сургуча
Полистирол - используется при изготовлении плит теплоизоляции зданий, пищевых упаковок, столовых приборов и чашек, коробок CD и прочих упаковок (пищевой плёнки и пеноматериалов), игрушек, посуды, ручек и так далее. Материал является потенциально опасным, особенно в случае горения, поскольку содержит стирол. При сгибании полоски полистирола, легко гнется, потом резко ломается с характерным треском. На изломе наблюдается мелкозернистая структура. Горит ярким, сильно коптящим пламенем (хлопья копоти тонкими паутинками взмывают вверх!). Запах сладковатый, цветочный. Полистирол хорошо растворяется в органических растворителях (стирол, ацетон, бензол).

Волокно́ (мн.ч. воло́кна) — класс материалов, состоящий из непрядёных нитей материала или длинных тонких отрезков нити. Волокно используется в природе как животными, так и растениями для удержания тканей (биологических). Волокно используется человеком для прядения нитей, верёвок, как часть композиционных материалов, а также для производства таких материалов, как бумага или войлок.

К натуральным относят волокна, образующиеся биологическим путём (в организме растения, животного) или в ходе геологических процессов. По происхождению можно разделить на:                                                                                                                    растительное волокно — представляет собой в основном целлюлозу, часто с лигнином, например хлопок, пенька, джут, лён, рами, сизаль. Растительные волокна используют при производстве ткани для одежды. Древесное волокно в основном идёт на производство бумаги, а также ДВП. Ж ивотное волокно — представляет собой длинные белковые цепочки. Например шерсть, волосы и т. д. М инеральное волокно — асбест. Синтетические волокна представляют собой обычно производные нефтехимии.

волокна

примеры

Природные (натуральные):

животные

Шерсть (Горит медленно, с запахом жженых перьев, после сгорания образуется черный шарик, при растирании превращающийся в порошок)

Кетгут · Мохер · Кашемир · Паутина · Шёлк

растительные

Хлопок (Горит быстро, распространяя запах жженой бумаги, после сгорания остается серый пепел

Абака · Бамбук · Джут · Лён · Кенаф · Койр · Пенька · Рами · Сизаль

Вискоза (Горит быстро, образуя нехрупкий, спекшийся шарик темно-бурого цвета. В отличие от других волокон растворяется в ацетоне

Модал · Бамбук · Лиоцелл

Синтетические

Лавсан (При нагревании плавится, из расплава можно вытянуть нити. Горит коптящим пламенем с образованием темного блестящего шарика)

Акрил · Арамид · Арселон · Нейлон · Микроволокно

 

Капрон (При нагревании размягчается, затем плавится, из расплава можно вытянуть нити. Горит, распространяя неприятный запах)

 

Полиуретановые волокна

Кевлар · Пролен · Монокрил

Минеральные

Стекловолокно · Асбест · Углеродное волокно · Базальтовое волокно

     

Эту часть оформить в тетради!

Практическая работа №5 «Распознавание пластмасс и волокон».

Цель: закрепить знания о качественных реакциях и их использовании для определения органических веществ.

Оборудование: образцы пластмасс и волокон под номерами (полиэтилентерефталат, полиэтилен, полистирол; шерсть, капрон, хлопок); спиртовка, спички, стеклянные палочки, тигельные щипцы, асбестовые сетки.

Последовательность выполнения работы:

Вам выданы образцы пластмасс и волокон под номерами. Поочерёдно исследуйте каждый образец. Пользуясь таблицами, определите, какие именно пластмассы и волокна были вам выданы.

1.Распознавание пластмасс и волокон рекомендуется начинать с внешнего осмотра (цвет, прочность, эластичность и т.д) и затем переходить к исследованию на пламени, изучая характер горения, запах. https://youtu.be/b7Bv_xJoCPQ                                    https://youtu.be/rGWW5Px6A9c

2. По итогам проведённых опытов заполните таблицы по отдельности для волокон и пластмасс, сравнивая результаты испытаний со справочными данными.

№ образца пластмассы или волокна Внешние признаки Отношение к нагреванию Отношение к горению
полиэтилентерефталат      
полиэтилен      
полистирол      
шерсть      
капрон      
хлопок      

3. Сформулируйте вывод.

Контрольные вопросы:

1. Почему полистирол называется заменителем хрусталя? Какие достоинства и недостатки у изделия из этой пластмассы по сравнению с хрусталём?

2. Ткани из каких волокон легко прилипают к горячему утюгу и чем это можно объяснить?

3. В чем преимущество натуральной шерсти по сравнению с синтетической, полученной из нитрона?

Список литературы

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля. М. Издательский центр «Академия». 2017


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: