Актуальность опыта
Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. Перед нами, педагогами, задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной входить в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, четко планировать свои действия. В Типовой образовательной программе дошкольного воспитания «Растим личность» акцент сделан именно на развитие личности ребенка, его индивидуальности, уверенного продвижения дошкольника на пути к взрослой жизни.
Одним из эффективных средств решения этих проблем является метод проектов. Не случайно в Типовую программу внесен раздел «Проектная деятельность», и один из параметров нового качества образования – умение проектировать.
Стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 10-15 лет тому назад. Поэтому нашей постоянной заботой является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных технологий и альтернативных форм ведения образовательного процесса.
|
|
Можно добавить и ещё одну из причин актуальности проектной деятельности: реализация проектов в ДОУ способствует не только развитию у детей самостоятельной познавательной активности и навыков исследовательского поиска, но и коренной переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса. Ведь, ни для кого не секрет, что введение ГОС ДО обозначило не только проблемы перестроения образовательного процесса, но и выявило проблемы, связанные с необходимостью обучения педагогических работников работе в новых условиях.
Освоение мною технологии проектной деятельности автоматически переориентирует меня от реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми.
Таким образом, актуальность и восстребованность проектной технологии в ДОУ обусловлена как современными требованиями, так и потребностями детей и педагогов в повышении качества образовательной деятельности.
Содержательность
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств. Знания, приобретаемые в ходе реализации проектов, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым развивает творческие способности, коммуникативные навыки.
|
|
Суть проектной деятельности – стимулировать интерес детей к обозначенным проблемам, показать практическое применение полученных знаний. Правило метода проектов:
«Все, что я познаю - я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить»
Как показывает моя педагогическая практика, метод проектов позволяет формировать определенные личностные качества, которые развиваются только в деятельности и не могут развиваться вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важная способность чувствовать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.
Понимая и учитывая современные требования к образованию, я приступила к поиску и разработке новых современных инновационных подходов.
«Кто стоит на месте, тот отстает» - считали еще древние римляне.
Хорошо понимая смысл этого высказывания, решила углубить свои знания, познакомиться с работами современных педагогов-новаторов. В частности с пособием Т.В.Хабаровой «Педагогические технологии», в котором автор писала «…целью деятельности взрослого в условиях ДОУ является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности».
Таким требованиям соответствует технология проблемного обучения – в частности, метод проектирования.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Он всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.
Учитывая возрастные психологические особенности детей, я разрабатываю поэтапный план-схему осуществления проекта, где отражаю наиболее яркие формы работы по данному направлению. В зависимости от задач проекта.
Ознакомившись с технологией проектирования, пришла к выводу, что этот процесс необходимо организовывать, моделировать так, чтобы дети научились:
· намечать основные и промежуточные цели и задачи;
· искать пути их решения, выбирая оптимальные пути для достижения;
· осуществлять и аргументировать выбор, предусматривать результаты выбора, действовать самостоятельно;
· проявлять инициативу, познавательный интерес, волю;
· объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
Одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности является патриотическое воспитание, основная цель которого – формирование любви к родной стране, своему дому, преданности своему Отечеству, воспитание с первых лет жизни социально-активной, творческой личности, способной понимать, любить окружающий мир, хранить его ценности.
Мною был проведен мониторинг знаний детей о своей семье, о родной стране, защитниках Отчизны, о социокультурных ценностях нашего народа.
Выяснилось, что лишь 16% детей группы имели высокий уровень знаний по названным вопросам.
Поставила перед собой задачу наметить пути устранения этих пробелов в процессе непосредственной образовательной деятельности, бесед, наблюдений, чтения детской литературы, работы с родителями дошкольников, пополнения развивающей среды группы. Так возникла идея создания проектов: «Моя семья», «День Победы».
|
|
Целью проектирования были следующие требования:
Для достижения цели определила следующие задачи:
- Создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
- развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение;
- формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности;
- установить тесный контакт с родителями для активного участия взрослых в образовательном процессе дошкольного учреждения;
- повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса по данной проблеме путем внедрения инновационных методов в работе с детьми, широкого использования интерактивных методов обучения.
При планировании проекта определяю 3 этапа его реализации, продумываю содержание деятельности и осуществляю подбор практического материала.
На первом этапе я формулирую проблему и цели проекта, изучаю литературу, подготавливаю материальное обеспечение, после чего определяю продукт проекта. При организации своей работы по проектной деятельности я опиралась на методическую литературу:
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. – М.: Мозаика- Синтез, 2008.
- Белая К.Ю. Организация инновационной деятельности в ДОО.- М.:ТЦ «Сфера», 2017.
- Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - С-П «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
Так, готовясь к работе над проектом «Моя семья» изучила парциальную
программу социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Тропинки добра», в которой изложена работа по формированию представлений о Родине, семье, нравственных качеств детей на основе литературного наследия В.А.Сухомлинского.
|
|
Ввожу детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирую задачи. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.
В дальнейшем разработала план движения к цели – второй этап.
Для решения задач, поставленных в проекте, я привлекла родителей.
Провела родительское собрание «Роль проектного метода на занятиях дошкольников», где познакомила родителей с задачами и направлениями намеченной работы, предложила оказать помощь своим детям при реализации замысла. Подготовила ряд консультаций: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье». Подчеркнула значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям, способствует обогащению малышей новыми знаниями, приобретению ими жизненного опыта. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте.
В организованной мною проектной деятельности принимали участие дети старшего дошкольного возраста.
В этом возрасте развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности, начинает складываться мотивационная система ребенка. Одним из мотивов может быть поиск ответов на свои вопросы. Эту особенность детей я решила использовать в познавательном развитии дошкольников.
При организации проектной деятельности вначале стала использовать на занятиях принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его нравственных качеств. Серия занятий о семье была объединена основной проблемой: углубить представления детей о своей семье, взаимоотношениях в семье, основных правилах уважения и почитания старших. Вся работа проходила на занятиях познавательного цикла. Для этого были подобраны произведения В.А.Сухомлинского: «Седьмая дочка», «Бабушка отдыхает», «Самые ласковые руки», «Именинный обед», предложены проблемные ситуации «Гостеприимные хозяева», «Внимательные дети». На занятиях художественно-эстетического цикла – дети изображали своих родных «Мы с дедушкой», «Портрет моей мамы» и др. Ребята охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций, в этических беседах, читали стихи детских поэтов, представляли свое генеологическое дерево.
В процессе работы над темой я применяла различные формы организации детской деятельности:
· метод активного привлечения родителей к совместной деятельности;
· тематические занятия;
· чтение литературы;
· экскурсии;
· беседы;
· просмотр видеоматериалов;
· рассказ ребенка;
· выставки поделок из природного и дополнительного материала;
· проведение акций;
· экспонирование фотоматериалов;
· метод решения проблемных зада
Так как данные методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин:
· во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
· во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления.
· в-третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как:
· уметь видеть проблему и ставить вопросы;
· уметь доказывать;
· делать выводы и рассуждать.
Организуя работу над проектами, учу детей собирать информацию. Совместно с родителями малыши выясняют, где ее можно найти и как оформить. Каждый проект заканчивается каким-либо итоговым мероприятием (выставкой, открытым занятием для родителей и педагогов или праздником). Так, в результате работы над проектом «Моя семья», родители оформили выставку творческих работ «Осенний вернисаж», «Рождественский сувенир», совместно с детьми изготовили фотоальбомы, составили генеологическое дерево «Моя семья» приняли участие в спортивном празднике «Мама, папа и я - спортивная семья». Родители охотно искали решения вместе с детьми. Помогали в организации развивающей среды в группе, активно участвовали в подготовке и проведении проектов.
На третьем этапе я подвожу итоги и готовлю презентацию по деятельности конкретного проекта и провожу ее.
Дети активно помогают мне в этом, после чего мы представляем зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности. Полученные результаты презентуем в разных формах (сочиненная сказка, концерт, украшения в группе, спектакль, фотоальбом, выставка поделок, макеты, семейные газеты).
Очень интересной, творческой была работа над краткосрочным проектом «День Победы» с целью углубления знаний детей об исторических событиях в жизни нашей Родины, защитниках нашего Отечества.
Объяснила участникам проекта, что их задача состоит в том, чтобы подготовить небольшое «сообщение» по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими друзьями. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать? Предупредила о том, что есть много способов, как это сделать.
Здесь вырабатываю с детьми план действий. - Попробуйте ответить на вопрос, что уже известно, а что нет. Теперь легко будет сформулировать: «Что предстоит сделать?». Это и будет ваш план действий.
- Что мы знаем по данной теме?
- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?
- Как вы думаете, с чего начинает свою работу исследователь?
Необходимо подвести дошкольников к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме.
Следующий вопрос:
- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?
Отвечая на него, дети постепенно выстраивают линию плана действий:
1. «подумать»,
2. «спросить у другого человека»,
3. «получить информацию из книг»,
4. «понаблюдать»,
5. «посмотреть по телевизору»,
6. «обсудить в группе»,
7. «подведение итогов»
Для более полного усвоения знаний детей об армии, родах войск, их предназначении изготовила дидактические игры «Наша армия», провела игры с элементами ориентирования «Найди пакет», «Доставь секретное донесение», подобрала детскую литературу о военных событиях. В апреле была оформлена выставка детских рисунков «Спасибо за Победу!», проведен конкурс чтецов «Наша Победа», спортивно-музыкальный праздник «Вспомним героев своих».
Подводя итог проделанной работе, организовала экскурсии в школьный музей «Боевой славы» и к памятнику погибшим воинам с целью расширения знаний детей о героическом прошлом нашего народа, заслугах перед Отечеством воинов, отдавших жизнь в борьбе против фашизма, неувядаемой памяти наших людей об этом подвиге.
В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей в рамках технологии проектирования, поняла, что никакие формы работы с родителями не принесут должного результата, если семья не будет участвовать в планировании, в организации и в отслеживании результатов деятельности. Поэтому информировала родителей о темах новых совместных проектов. Таким образом, родители, участвуя в планировании, организации, а затем и в отслеживании результатов, являются активными участниками образовательного процесса, начинают понимать собственную ответственность за воспитание детей.
Результативность опыта
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что метод проектов представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Наблюдения за своими воспитанниками в процессе реализации проектной технологии подтвердили эффективность ее использования: расширились знания детей об окружающем мире, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных, регуляторных, дети приобрели необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, увереннее в себе, стали руководствоваться установленными нормами. Они начинают осознавать значение общих усилий в работе, понимать свои возможности. Улучшился микроклимат в группе.
На мой взгляд, проектная деятельность является одним из методов развития креативности и повышения компетентности педагога. Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции самой себя: из транслятора готовых знаний я превращаюсь в организатора познавательной деятельности своих воспитанников, помогаю осваивать универсальные культурные алгоритмы действий, универсальные компетентности, которые пригодятся им в будущем.
Благодаря ее направленности на конкретный конечный результат и планирование практических действий она помогает повысить качество образования.
Родители моих воспитанников становятся активными участниками всех мероприятий, оказывают помощь в организации развивающей среды. Участие в создании и реализации проектов вызвало у них заинтерисованность и желание сотрудничать, повысило их культурную компетентность в области воспитания. Родители начинают видеть во мне своего помощника по воспитанию детей. Они стали моими партнерами, единомышленниками. Выстраивание отношений по принципам взаимосвязи, взаимодополнения, позволило создать максимальные условия для личностного роста и развития каждого ребенка.
Мы пришли к выводу, что только в тесном единстве с семьей можно достигнуть успехов в воспитании наших малышей.
Родители понимают, что дошкольное учреждение готово оказать необходимую поддержку, поскольку имеет необходимые и достаточные знания и опыт в области педагогики и психологии.
Таким образом, проектная технология способствует внесению новых идей в разработку содержания, методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.
Результаты работы:
1. Разработаны конспекты занятий: «Профессии наших родителей», «Герои- освободители нашего Отечества», «Чье имя носит твоя улица?»
2. Оформлены генеологические древа семьи.
3. Составлена картотека дидактических игр «Наша армия»
4. Проведен конкурс детского рисунка «Много в армии профессий»
5. Проведена литературно-музыкальная композиция «А память священна!».
6. Оформлена выставка рисунков «Спасибо за Победу!».
7. Организована встреча с ветеранами.
8. Проведена акция «Посылка солдату» (рисунки, поделки на военную тематику).
9. Совместно с родителями оформлен фотоальбом «Защитники Отечества».
10. Начата работа над долгосрочным проектом «Мой родной Донецк»