Сущность «нового курса»

Политика, нацеленная на выход США из кризиса и оказавшаяся начальным этапом ряда социально-политических реформ, получила название "нового курса".

В президентской избирательной кампании 1932 г. победу одержал Франклин Делано Рузвельт (1882-1945), до этого дважды избиравшийся губернатором Нью-Йорка. Рузвельт при поддержке своих ближайших советников, получивших прозвище "мозговой трест", провел тщательную подготовку позитивной социальной программы, которая включала в себя:

  • вопросы реформирования административной и отчасти судебной власти;
  • вопросы экономического планирования (здесь его советники отчасти учитывали результаты советского опыта планирования) и законодательного регулирования экономики по отраслям;
  • в последнем разделе наблюдалось большое разнообразие — от проектирования строительства гидроэлектростанции с одновременным освоением речной до­лины в штате Теннесси до производства консервов.

Меры "нового курса"

1. Экономические:

  • запрет вывоза золота за границу в целях обеспечения стабилизации денежной системы;
  • укрупнение банков с предоставлением им кредитов и субсидий;
  • запрет финансовых сделок с иностранными правительствами, не выполняющими своих обязательств перед США;
  • меры по уменьшению безработицы и снижению ее отрицательных последствий (безработных обычно направляли в специально создаваемые организации - "трудовые лагеря", где они использовались на строительстве и ремонте дорог, мостов, аэродромов и других объектов);

2. Правовые:

  • регулирование экономики специальными законами — так называемыми кодексами честной конкуренции, в которых были даны квоты на выпуск про­дукции, распределялись рынки сбыта, уточнялись условия кредитования и цены на продукцию, устанавливались продолжительность рабочего времени и размеры заработной платы;
  • сдвиг в области трудового (рабо­чего) и социального законодательства, регулирующего отношения хозяев и наемных работников (уменьшение полномочий судов по изданию "судебных предписаний" в связи с трудовыми спорами, запрет на принудительное подписание рабочими трудового договора, обязывающего их вступить в профсоюз);
  • легализация деятельности профсоюзов на общефедеральном уровне, отменена уголовная ответственность за их создание либо за участие в законных забастовках и принято правило "закрытого цеха", согласно которому предприниматель обязывался заключать с профсоюзом коллективный договор и принимать на работу только тех лиц, которые состоят в профсоюзе. Закон признавал право на забастовку в тех случаях, когда нарушались предписания закона;
  • закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп и минимум заработной платы;
  • закон о со­циальном страховании (1935 г.), заложивший основы современного социального законодательства в стране.

Итоги "нового курса" Рузвельта

В итоге «Новый курс», являвшийся прямым массированным втор­жением государства в сферу социально-экономических отношений и включавший значительные элементы регулирования, способствовал смягчению проявлений кризиса.

По мере выхода из кризиса корпорации главным образом через Верховный суд стали добиваться отмены законодательства «Нового курса». В целях смягчения буду­щих кризисных явлении стали широко внедряться новые виды госу­дарственного регулирования, реализуемые главным образом с помо­щью финансово-экономических средств. После окончания второй мировой войны произошел отход от завоёванных позиций в области трудового законодательства.

 

В начале XX в. США стали крупнейшей индустриально-аграрной державой мира. Богатейшие природные ресурсы, благоприятная рыночная конъюнктура позволяли сохранять высокие темпы экономического развития, а монополиям извлекать баснословные прибыли. Монополистический капитал США стал главной опорой системы капитализма. Своими кредитами он помог возродиться германским концернам, вмешивался в дела Латинской Америки, вытеснял ослабевших конкурентов из стран Среднего и Ближнего Востока, Азии и Африки. США все заметнее стали влиять на политику европейских стран.

В начале первой мировой войны правительство США стояло на позициях изоляционизма, невмешательства в европейские де­ла. Но после того как поставки снаряжения и оружия Англии, Франции, царской России возросли, а перспективы войны оста­вались неопределенными, США в апреле 1917 г. присоединились к Антанте. Потери американцев в войне были незначительны. Зато финансовые магнаты получили колоссальные прибыли. До войны долг США европейским банкам составил 3,7 млрд. долларов. К концу войны Европа задолжала Америке 10 млрд. долларов. После первой мировой войны США сосредоточили в своих руках 50 % всей мировой добычи каменного угля, 66 % - нефти, 60 % - меди, 85 % - мирового производства автомобилей. В XX в. в деятельности американского государства появились новые направления. Усилилось государственное вмешательство в экономику. Необходимость в этом была окончательно осознана в 30-е годы, когда страну поразил исключительной силы экономический кризис, охвативший к тому времени все основные капиталистические страны. В США промышленное производство снизилось до 56%, национальный доход сократился на 48%, обанкротилось 40% банков, что лишило миллионы рядовых американцев их сбережений. Около 17 млн. человек потеряли работу. Разорялись десятки тысяч мелких и средних фирм, многие их владельцы кончали жизнь самоубийством. Фермеры продавали свои земли. Через некоторое время в стране, по оценке профсоюзов, насчитывалось 17 млн. безработных. Против безработных — ветеранов войны, шедших с петициями к Белому дому, были брошены войска. Страна оказалась на грани социального переворота, складывались элементы революционной ситуации. Находившееся в этот период у власти правительство президента Г. Гувера в надежде на постепенный стихийный выход из кризиса фактически ничего существенного не предпринимало. Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт - кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как "Новый курс". Реализация программы началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений.

Президент Ф. Рузвельт, избранный в 1932 г. от демократиче­ской партии, разработал и осуществил серию экстренных мероприятий. В совокупности они получили название «Нового курса» (5). Рузвельт предупреждал в те дни: «Миллионы нуждающихся не всегда остаются безмолвными наблюдателями». Дальновидный и опытный государственный деятель, он понимал, что сня­тие угрозы социальной революции можно осуществить лишь пу­тем некоторых уступок рабочим, фермерам и мелкой буржуазии.

В сложной и тревожной обстановке президент неустанно на­поминал, что нужно принимать мир, каким он есть, считаться с реальностями, а не парить в высотах абстрактных доктрин. На специальной сессии конгресса в кратчайший срок было принято 70 законов. Часть из них принималась без дебатов. В июне 1933 г. была сформирована НИРА — Национальная» администрация по оздоровлению промышленности. НИРА разделила промышленность на 17 групп, для каждой из которых в спешном порядке были составлены «кодексы честной конку­ренции». Президент придал им обязательную силу. Кодексы определяли объем производства, уровень зарплаты, продолжи­тельность рабочего дня, распределение рынков между фирмами. Не разрешалось продавать товары ниже установленных цен. По сути дела, правительство заставило монополии объединиться в картели. Только в эти годы стали официально признаваться профсоюзы. В 1935 г. был принят Закон Вагнера, ставший важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в общефедеральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов. При этом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах, подписавших коллективный договор (вводился так называемый принцип закрытого цеха); признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона. Для контроля за выполнением закона было создано Национальное управление по трудовым отношениям. Его руководящий состав назначался президентом с одобрения сената. При обнаружении незаконных действий в трудовой практике Управление оформляло дело для передачи его в суд. Лица, препятствовавшие работе Управления, подлежали по суду наказанию штрафом до 5 тыс. долл., или тюремному заключению до одного года, или одновременно обоим видам наказания.

В целях стабилизации финансовой системы был запрещен вывоз золота за границу, обязательная сдача золота гражданами банкам, превышающим сумму 100 долларов, произведена девальвация доллара. Для борьбы с безработицей были организованы массовые обществен­ные работы. Для молодежи были организованы особые лагеря, где безработные и бездомные могли найти жилье, работу за 5 долларов в день и ночлег.

Тогда же была создана ААА — Администрация по регулиро­ванию сельскохозяйственного производства. Она предлагала фермерам сокращать посевы, забивать скот, поощряла экспорт пшеницы и хлопка. В 1936 г. был принят Закон о сохранении почв, по которому фермеры, изымавшие земли из-под посевов культур, истощающих землю, получали премию. При министерстве сельского хозяйства обра­зовалась товарно-кредитная корпорация, ей поручалось устанав­ливать и поддерживать гарантированные государством цены на продукты сельского хозяйства. Она не только могла скупить из­лишки продуктов у фермеров, но и заставить их сократить посев­ные площади под определенные культуры, установить квоту выращивания скота, отказать в ссуде фермеру и т.д.

Главным органом в организации и использовании финансо­вого механизма в интересах государственно-монополистического капитала по-прежнему являлась федеральная резервная система банков. Она подчинялась президенту и объединяла под государ­ственным руководством почти все коммерческие банки. Через нее проходила основная масса выписываемых в стране чеков. В годы кризиса федеральное правительство еще более центра­лизовало финансово-кредитную систему. Были образовано феде­ральное ссудо-сберегательное управление, федеральная система банков по кредитованию жилищного строительства, ссудо-страховая корпорация, управление фермерского кредита. Деятель­ность этих банков контролировалась президентом с учетом инте­ресов монополий.

В 1933 г. был принят Закон о страховании вкладов. Депозиты до 10 тыс. долларов на 100 %, свыше 50 тыс. долларов на 75 %.

Кроме того, под контроль федерального правительства по­степенно перешли ряд предприятий, и даже целые отрасли про­мышленности, в первую очередь, связанные с военным производ­ством. Затем эти предприятия на льготных условиях государство передавало монополиям. Усиление экономической роли государ­ства видно из того, что полномочия межштатной торговой комис­сии, действовавшей с 1887 г., неуклонно расширялись. В начале 40-х годов ей было поручено в общефедеральном масштабе осу­ществлять регулирование железнодорожного, водного, автомо­бильного и трубопроводного транспорта.

В 1920 г. конгресс учредил подобного рода комиссию по энер­гетическим ресурсам, в 1934 г.— по связи (радио, телеграф, те­лефон). Руководители и члены комиссии по межштатной торгов­ле, энергетике и связи назначались президентом с согласия сената.

Вцелях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимаются экстраординарные меры. Руководство осуществлением этих мер возлагается на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создаваемые специальные организации (трудовые лагеря), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т.д.

В 1935 г. был принят Закон о социальном обеспечении, явившийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию. Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечавшим определенному цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста, при условии, «если его общий заработок, как это будет установлено Управлением, за период с 31 декабря 1936 г. и до достижения им возраста 65 лет не превысит 3 тыс. долл. Выплачиваемая ему ежемесячно пенсия будет равняться 1/2 суммы его вышеупомянутого общего заработка». Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим налогам устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму в размере 1 % с последующим повышением налога на 0,5% через каждые следующие три года. Для предпринимателей в дополнение к ранее существовавшим налоговым обложениям вводился налог в размере 1% общей суммы выплаченной им зарплаты, через каждые следующие три года налог повышался на 0,5%.

В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты.

Основная цель «Нового курса» заключалась в укреплении расшатанной экономическим кризисом капиталистической систе­мы и в достижении «классового мира» в стране путем предостав­ления трудящимся определенных уступок. В самом общем зна­чении «Новый курс» имел своей целью спасти основы капитали­стической экономики: промышленность, сельское хозяйство, тор­говлю, кредитно-денежную систему. Это было началом широкой по своим масштабам политики государственно-монополистическо­го регулирования экономики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: