Этногенез
Начальные условия
Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий:
- нахождение территории на линии пассионарного толчка или мощный генетический дрейф пассионарности в место начала этногенеза,
- сочетание двух или более ландшафтов на территории,
- присутствие двух или более этносов на территории.
Срок | Название | Примечания |
0 лет (начало отсчёта) | Толчок или дрейф | Как правило, не отражён в истории. |
0—150 лет | Инкубационный период | Рост пассионарности. Отражён только в мифах |
150—450 лет | Подъём | Быстрый рост пассионарности. Сопровождается тяжёлой борьбой и медленным расширением территории. |
450—600 лет | Акматическая фаза, или перегрев | Колебания пассионарности около максимума, превосходящего оптимальный уровень. Быстрое увеличение могущества. |
600—750 лет | Надлом | Резкий спад пассионарности. Гражданские войны, раскол этнической единицы. |
750—1000 лет | Инерционная фаза | Медленный спад пассионарности на уровне около оптимального. Общее процветание. |
1000—1150 лет | Обскурация | Спад пассионарности ниже нормального уровня. Упадок и деградация. |
1150—1500 лет | Мемориальная | Сохранение только памяти о жизни этноса. |
1150 лет—неопределённо долго | Гомеостаз | Существование в равновесии со средой. |
|
|
Гумилёв разработал особые графики — циклы этногенеза для 40 различных этносов и начал располагать их пространственно — на карте мира.
«Глядя на глобус, — рассказывал Л. Н., — я вижу, как космос сечёт своей плетью нашу планету… Другое дело — содержательная сторона этой „экзекуции“ в географических координатах. Тут предстоят ещё многие… раздумья и поиски».
В результате Лев Николаевич разместил на карте Евразии и Северной Африки 9 осей пассионарных толчков, датированных им XVIII в. до н. э.- XIII в. н. э.
С его точки зрения, это полосы шириной около 300 км, которые могут тянуться и в широтном, и в меридиональном направлении, иногда на 0,5 окружности планеты. Он сравнивал их с геодезическими линиями.
«Один и тот же толчок может создать несколько очагов повышенной пассионарности (и как следствие — несколько суперэтносов). Так, толчок VI задел Аравию, долину Инда, Южный Тибет, Северный Китай и Среднюю Японию. И во всех этих странах возникли этносы-ровесники, причём каждый из них имел оригинальные стереотипы и культуры»
— Гумилёв Л. Н. Тысячелетие вокруг Каспия. Баку, 1991. С. 14—17.
Критика пассионарной концепции этногенеза
|
|
Пассионарная концепция этногенеза Гумилёва не получила признания среди историков и этнологов, многие из которых подвергли жёсткой критике как теоретические её положения, так и весьма вольное обращение автора с эмпирическим историческим материалом. Некоторые авторы причисляют теорию Гумилёва к псевдоисториографическому жанру фолк-хистори.
Как писал исследователь древнерусской литературы Яков Лурье, проверка историографического построения Гумилёва на материале источников по истории Древней Руси «обнаруживает, что перед нами — не попытка обобщить реальный эмпирический материал, а плод предвзятых идей и авторской фантазии».
Историк-византинист д.и.н. Сергей Иванов в статье «Лев Гумилёв как феномен пассионарности», опубликованной в журнале «Неприкосновенный запас», отмечая, что работы Гумилёва «охватывают громадный географический и временной ареал, затрагивают десятки проблем, далеко выходящих за рамки истории средневековых кочевников». Тем не менее, автор оценивает научный вклад «как близкий к нулю», хотя и отмечает, что «это не вина, а беда Гумилёва: он не смог получить систематического образования и не знал языков», и ставит его в один ряд с создателем Новой хронологии математиком Анатолием Фоменко. «Гумилёв идеально подходил на роль кудесника: его сопровождал ореол узника лагерей и сына двух великих поэтов. Пусть на самом деле он почти не знал отца и ненавидел мать, в глазах публики он шагнул к нам как бы прямо из Серебряного века, „спасённый“ ГУЛАГом от советизации, и в этом — главное преимущество Гумилёва перед А. Фоменко, создателем другой гуманитарной сверхтеории. Будь у Фоменко подходящая биография, его теория тоже оказалась бы куда успешнее».
Советский и американский исследователь Александр Янов в статье «Учение Льва Гумилёва», опубликованной в журнале «Свободная мысль» в 1992 году. Называя Гумилёва «одним из самых талантливых и, без сомнения, самым эрудированным представителем молчаливого большинства советской интеллигенции». В то же время высказал мнение о том, что отсутствие объективного и верифицируемого критерия этноса не только делает гипотезу Гумилёва несовместимой с требованиями естествознания, но и вообще выводит её за пределы науки.
На схожей точке зрения стоял известный историк и археолог Лев Клейн, который в статье «Горькие мысли „привередливого рецензента“ об учении Л. Н. Гумилёва», опубликованной в журнале «Нева», дал работам Гумилёва такую оценку:
«Горы фактов, факты самые разнообразные, это изумляет и подавляет, но… не убеждает (или убеждает лишь легковерного). Потому что факты нагромождены именно горами, навалом, беспорядочно. Нет, это не методика естествознания. Л. Н. Гумилёв не естествоиспытатель. Он мифотворец. Причем лукавый мифотворец — рядящийся в халат естествоиспытателя».