Тема: Транспортирование строительных грузов.
Задание:
1. Прочитайте теоретический материал.
2. Составить развернутые схемы (четыре):
1) Классификация строительных грузового (строительные грузы)
2) Классификация транспортных средств (транспортные средства)
3) Классификация автодорог(автодороги строительства)
4) Классификация автотранспорта в строительстве (автомобильный транспорт)
Классификация строительных грузов
В условиях современного индустриального строительства, когда широко применяются готовые конструкции заводского изготовления, возросла роль транспорта. Например, затраты на транспорт и погрузочно-разгрузочные работы составляют по стоимости до 25 % и по трудоемкости до 40 % всех затрат на строительство.
В зависимости от физических характеристик строительные грузы принято разделять на следующие группы:
• сыпучие (песок, гравий, щебень, грунты);
• порошкообразные (цемент, гипс);
• тестообразные (бетонная смесь, раствор, известковое тесто);
|
|
• мелкоштучные (кирпич, бутовый камень, асфальт в плитках, бидоны с краской и т.п.);
• штучные (оконные и дверные блоки, железобетонные плиты и панели);
• тяжеловесные (железобетонные элементы значительной массы, разное тяжелое оборудование);
• длинномерные (железобетонные и стальные колонны, фермы, трубы, лесоматериалы);
• крупнообъемные (санитарно-технические кабины, блок-комнаты, крупногабаритные контейнеры, резервуары и другие емкости);
• жидкие (бензин, керосин, смазочные масла и т.п.).
Для каждого вида грузов характерны свои особенности и средства транспортирования.
Транспортные средства в строительстве
Транспорт бывает горизонтальный и вертикальный, внешний, внутрипостроечный и объектный. Внешним транспортом перевозят строительные грузы, поступающие на строительную площадку извне. Внутрипостроечный транспорт обеспечивает перемещение грузов по территории строительства, а объектный - непосредственно на объекте. В условиях индустриального строительства значительную часть таких грузов, как, например, сборные конструкции, доставляют от предприятий строительной индустрии к рабочим местам.
Для перевозки грузов в строительстве используют следующие виды транспорта:
• автомобильный - наиболее распространенный (до 85% перевозок);
• тракторный для перемещения тяжелых грузов, особенно в условиях бездорожья;
• железнодорожный для внешних перевозок (до 10% всех перевозок) и реже - для внутриплощадных;
• воздушный для доставки грузов в труднодоступные районы с помощью большегрузных самолетов, вертолетов или специальных транспортных дирижаблей;
|
|
• специальные виды транспорта для внутрипостроечных и объектных перемещений строительных грузов.
Вертикальное перемещение строительных грузов в условиях строительной площадки осуществляют монтажными кранами и подъемниками. Необходимость установки последних особенно возрастает в период отделочных работ, когда строительные материалы надо подавать на этажи через оконные или другие проемы.
В ряде случаев можно совместить транспортные процессы с технологическими, например в автобетоносмесителях совмещаются процессы приготовления бетонной смеси и ее перемещения.
Дороги в строительстве
Грузы перемещают на автомобилях по дорогам общего пользования и строительным дорогам. Автодороги строительства включают в себя подъездные пути к строительным площадкам и внутрипостроечные дороги. Как правило, подъездные пути представляют собой постоянные автомобильные дороги, а внутрипостроечные - временные.
Внутрипостроечные дороги могут быть сквозными, тупиковыми и кольцевыми. В конце тупиковых должны быть разворотные площадки, а в средней части, при необходимости, разъезды.
Автомобильные дороги состоят из земляного полотна и дорожной одежды. Для отвода поверхностных вод дорогам придают двускатный уклон.
Для сокращения расходов на стройплощадке в качестве временных используют постоянные дороги без укладки верхнего покрытия или укладывают по песчаному основанию временное покрытие из железобетонных дорожных плит. Основное же покрытие постоянной дороги следует выполнять перед сдачей объекта в эксплуатацию.
Автомобильный транспорт в строительстве
В строительстве используют автомобили грузоподъемностью 1,5 - 40 т. Кроме одиночных автомобилей применяют автопоезда.
По назначению и роли в строительном производстве средства автомобильного транспорта классифицируют на две группы:
1. автомобили общетранспортного назначения (грузовые бортовые машины, самосвалы, автопоезда в составе автомобиля и прицепов) и
2. специализированные автотранспортные средства.
Специализированные транспортные средства приспособлены (специализированы) для перевозки определенных категорий грузов: бетонной смеси, раствора, порошкообразных и пылевидных строительных материалов, крупногабаритных железобетонных конструкций и др. Для перевозки бетонной и растворной смесей сейчас используют передвижные автобетоносмесители.
При бестарной перевозке порошкообразных материалов (цемента, гипса, извести, молотого известняка и др.) применяют автоцементовозы, оборудованные устройствами для саморазгрузки.
Крупногабаритные железобетонные конструкции перевозят преимущественно автопоездами, состоящими из автомобильного тягача и специализированных прицепов или полуприцепов. В зависимости от вида перевозимого строительного груза применяют полуприцепы: плитовозы, балковозы, панелевозы, фермовозы, сантехкабиновозы и блоковозы.
К специализированным видам транспорта относятся прицепы-тяжеловозы (трейлеры) грузоподъемностью до 120 т.
Схемы автотранспортных перевозок
Применяют маятниковую и челночную схемы автотранспортных перевозок.
При перевозке по маятниковой схеме используют автомобили или автопоезда с неотцепными звеньями.
При челночной схеме автотранспортных перевозок один тягач работает последовательно с двумя и более прицепами. Наибольшее распространение получила схема работы тягача с тремя прицепами, когда один прицеп находится под погрузкой (например, на заводе ЖБИ - сборных железобетонных конструкций), другой - под разгрузкой на строительной площадке, а третий - в пути.
|
|
Челночный метод позволяет осуществлять перевозки с минимальными затратами времени, так как простои под погрузкой и разгрузкой в данном случае исключаются; имеются лишь незначительные потери времени на прицепку и отцепку прицепов.
Обычно строительные организации заключают с автотранспортными предприятиями договоры о доставке грузов.
Крупные строительные организации могут иметь собственный транспорт, находящийся в ведении хозрасчетной транспортной конторы строительства, которая кроме эксплуатации всех автотранспортных средств обеспечивает их ремонт и подготовку к выходу на линию.