Беларусь и Россия - Союзное государство
В соответствии с Договором Беларусь и Россия поставили перед собой ряд важных ориентиров:
1. обеспечение мирного и демократического развития народов двух государств;
2. создание единого экономического и таможенного пространства;
3. обеспечение устойчивого социально-экономического развития;
4. проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
5. формирование единой правовой системы;
6. проведение согласованной социальной политики;
7. обеспечение безопасности и борьба с преступностью.
Сегодня граждане Беларуси и России имеют практически одинаковые возможности для:
1. выбора места жительства,
2. получения медицинской помощи,
3. получение социального обеспечения,
4. трудоустройства,
получения образования.
Белорусско-российский диалог – это тесное взаимодействие двух стран во всех без исключения сферах сотрудничества на благо братских народов Беларуси и России.
Содружество Независимых Государств
|
|
21 декабря 1991 г. в Алма-Ате был подписан Протокол к этому Соглашению об образовании СНГглавами одиннадцатью государств бывшего СССР (кроме) Прибалтийских стран и Грузии): Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
Целями Содружества являются:
1. осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
2. всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
3. обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;
4. сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;
5. содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
6. взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества
Перспективы СНГ:
1. создание полноценной зоны свободной торговли, что будет способствовать:
- формированию в рамках Содружества полноценной рыночной инфраструктуры,
- развитию в будущем общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов,
|
|
- более плавному и равноправному вхождению стран Содружества в мировую систему хозяйства, вступлению во Всемирную торговую организацию,
- развитию сотрудничества с другими международными организациями.
2. устранение рисков и недостатков Таможенного Союза, его развитие,
3. создание на остове ТС Единого экономического пространства.
Беларусь стремится к построению паритетных, взаимовыгодных отношений с государствами-участниками СНГ. При этом важнейшей сферой сотрудничества является торгово-экономическое взаимодействие.
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)
10 okтября 2000 год. Страны ЕАЭС: Беларусь,Россия,Казахстан,Таджикистан,Киргизия.
Основная цель Сообщества - это:
1. содействие завершению формирования Таможенного союза и созданию Единого экономического пространства,
реализация других целей и задач, закрепленных в ранее подписанных государствами – членами международных договорах в экономической и гуманитарной областях.
Задачи ЕАЭС:
1. Завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования
2. Обеспечение свободы движения капитала
3. Формирование общего финансового рынка
4. Согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС
5. Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки
6. Создание общей унифицированной системы таможенного регулирования
7. Разработка и реализация межгосударственных целевых программ
8. Создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности
9. Формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы
10. Формирование общего энергетического рынка
11. Создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон
12. Предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории
13. Сближение и гармонизация национальных законодательств
14. Обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.
Таможенный союз
1 января 2010 года формально начал действовать таможенный союз России, Беларуси и Казахстана.
Результативность функционирования:
1. было осуществлено введение единых таможенных тарифов по более чем 11 000 товаров,
2. отменены таможенные пошлины и сняты экономические ограничения,
3. таможенный и транспортный контроль были перенесены на внешний контур границ,
4. рост экспорта стран-участников - На конец 2010 года экспорт Казахстана в Россию вырос на 38%, в Беларусь - в 2,5 раза, экспорт России в сторону Казахстана - на 25%, товарооборот между Беларусью и Россией вырос примерно на 50%.
5. открытие для Беларуси потребительского рынка в 170 млн человек,
6. бизнес республики получил отсрочку по выплате акцизов и НДС на импорт на 50 дней,
7. на € 70 снизилась стоимость грузовых таможенных деклараций.
Перспективы стран, входящих в ТС:
1. увеличение ВВП стран-участниц таможенного союза на 15% в течение 5 лет,
2. содействие ТС облегчению создания кооперационных цепочек,
3. устранение многих экономических барьеров между государствами,
4. рост конкуренции вследствие свободного движения товаров, а, как известно, конкуренция способствует улучшению качества вырабатываемой продукции и снижению цен.
5. вступление Союза во Всемирную торговую организацию. Если таможенный союз добьется поставленной цели, то страны-участницы будут иметь возможность отстаивать свои права на мировом рынке.
6. увеличение прибыли стран-участниц. - Россия от создания Таможенного союза может получить прибыль в размере около $400 млрд, а Беларусь и Казахстан — по $16 млрд к 2015 году.
|
|
7. сокращение сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза.
Таможенный союз является переходным этапом к более углубленной форме интеграции – Единому экономическому пространству (ЕЭП).
Единое экономическое пространство (ЕЭП)
Цель формирования ЕЭП – это:
1. создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников,
2. повышения уровня жизни населения.
Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения через границы государств-участников:
1. товаров -
2. услуг,
3. финансового капитала,
4. человеческого капитала.
ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через:
1. синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике,
2. синхронизацию совместных мер по проведению согласованной экономической политики,
3. гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям,
с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза.
Восточное партнёрство
— проект, созданный Европейским союзом, главной целью которого является сближение ЕС с6 странами бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Беларусью.
7 мая 2009 года в Праге данный проект официально стартовал.
Результативность функционирования программы «Восточное Партнерство»:
1. поддержка инвестиционных проектов в странах-участницах Восточного партнерства Европейским инвестиционным банком и Европейским банком реконструкции и развития: для этого ЕИБ создал специальный фонд размером более € 1,5 млрд, а ЕБРР планирует выделить около € 3,7 млрд для реализации проектов в сфере энергетики, телекоммуникаций и инфраструктуры.
2. запуск проекта 4 апреля 2011 года в Брюсселе, направленный на предоставление займов малым и средним предприятиям.
|
|
3. Европейская Комиссия и Европейская Ассоциация Торгово-промышленных палат подписали контракт на сумму € 8,75 млн для реализации проекта "East Invest". В нем участвуют 85 торговых партнеров и консалтинговых организаций, большинство из которых - потенциальные инвесторы из стран-членов ЕС.
4. содействие ЕС выделению необходимых кредитов странам-членам Восточного Партнерства Международным валютным фондом.
5. дефицит в торговом балансе ЕС с 6 странами - участницами "Восточного партнерства" за первое полугодие 2011 года в размере € 1.3 млрд. - Это значит, что страны ВП стали больше экспортировать товаров в ЕС, чем импортировать. Однако в настоящий момент 50% всей торговли стран ВП с ЕС приходится на Украину. Беларусь же имеет отрицательное сальдо торгового баланса в отношениях с ЕС: за вышеуказанный период она импортировала товаров на € 2,1 млрд больше, чем экспортировала.
Таким образом, Таможенный Союз и Единое Экономическое Пространство являются для Беларуси выгодной альтернативой:
1. для государства открывается потребительский рынок из 170 млн человек,
2. Беларусь может увеличить ВВП на 15% к 2015 году,
3. идет тенденция к увеличению экспорта в страны ТС.
Однако развитие интеграции с Россией и Казахстаном не должно противоречить политике диверсификации и не должно развиваться в ущерб отношениям с Европейским Союзом.
Республика Беларусь проводит активную политику интеграции с Россией, СНГ, состоит в Евразийском Союзе, Таможенном Союзе Беларуси, России и Казахстана, в Единое экономическое пространство и Восточное партнерство, что создает перспективы:
1. топливно-энергетической безопасности и снижения цен на энергоресурсы,
2. увеличение экспорта в страны-участницы Таможенного Союза, Единого экономического пространства и Европейского Союза,
3. выхода на более широкий потребительский рынок с большим числом платежеспособных покупателей, что увеличит стремление субъектов хозяйствования РБ к повышению конкурентоспособности.