«Словообразование имён существительных» 6 класс
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Технология: проблемно-диалогический урок.
Метод: комбинированный, игровой.
Модель обучения: базовая (6 класс – 6 часов в неделю).
Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2012г.) под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской.
УМК: 1).Русский язык. Москва «Просвещение»
Цель урока:.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- дать понятие нового способа образования имени существительного;
-закрепить знания о способах образования имён существительных;
- учить аргументировать свою точку зрения;
- развить умение формулировать определение понятий;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические и умения.
2. Развивающие:
-содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся,
- развивать познавательные процессы учащихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),
|
|
- умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных).
3. Воспитательные:
- содействовать воспитанию интереса к языку, слову;
- умение работать в паре; самостоятельность, трудолюбие;
- создать благожелательную творческую атмосферу
ü воспитание интереса и уважения к родному языку;
ü воспитание ценностного отношения к слову;
ü развитие коммуникативных УУД:
o создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
o взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
§ ПК;
§ мультимедийный проектор;
§ мультимедийная презентация к уроку.
Используемые стратегии: дерево ассоциаций, инсерт (маркированное чтение), совместный поиск, кластер, верите ли вы (верные и неверные утверждения).
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Актуализация знаний.
3) Постановка учебной задачи.
4) Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
5) Физ. минутка.
6) Закрепление изученного материала.
7) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
8) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1. Организационный момент | Приветствие учителя. - Здравствуйте, ребята! Приготовились? Вперёд!..Начинаем наш урок. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. А девизом сегодняшнего урока будут такие слова: Слайд №2 И вновь урок мы начинаем, К вершине знаний держим путь. Все знанья сами открываем, Поэтому – активным будь! -Готовы с интересом применять свои знания?! | - Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы. |
2. Мотивация к учебной деятельности | Слайд №3 Запись даты, эпиграфа к уроку: «Если запастись терпением и проявить стремление, то посеянные семена знания дадут добрые всходы» (Л.да Винчи) | Записывают в тетради дату урока, эпиграф. Объясняют значение эпиграфа | УУД: личностные, коммуникативные. Цель – мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
3.Актуализация знаний (4 минуты) | Приём дерево ассоциаций. Слайд №4 Терминологический диктант: 1.Часть слова - морфема, 2.морфема, стоящая после корня - суффикс, 3.морфема, стоящая после приставки -корень, 4.морфема, стоящая перед корнем - приставка, 5.часть слова без окончания - производящая основа, 6.раздел языкознания, изучающий образование новых слов - словообразование. (На доске с каждым новым ответом появляется новая ветка дерева.) - Какое из этих понятий объединяет все остальные? (Словообразование) Сегодня на уроке мы говорим о морфемах. А для чего они служат? - А все ли названные морфемы участвуют в образовании новых слов? - Какие способы образования связаны с этими морфемами? Как строитель возводит дом из кирпичей, так и новые слова образуются из морфем. | Отгадывают загадки, записывая термины в тетрадь | Регулятивные УУД:проблемная подача учебного материала. Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из источников, представленных в разной форме. 2. Владеть приёмами анализа и систематизации материала. |
4. Постановка учебной задачи. (1минута) | Слайд № 5-6 Если речь идет о строительной словообразовательной функции морфем, сформулируйте тему нашего занятия. Сп_с_б_ _бр_з_в_н_ _ _м_н с_щ_ств_т_льн_х -Верно, если взять во внимание, что этот материал вам известен, обозначьте цели урока. - Какие цели поставим перед собой? - повторить… - научиться … - закрепить …. Слайд №7 | Называют тему урока «Способы образования имён существительных». Определяют цели урока: -Повторить способы образования слов. -Научиться определять способ словообразования имён существительных и строить словообразовательную цепочку. -Закрепить умение различать способы образования имён существительных. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока и его последующее содержание. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
5. Усвоение новых знаний | Слайд №8-10 Вот слово «дом». Надоело так жить: быть все время ДОМОМ. Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким. Но как? Нужно обратиться за помощью к суффиксам. Суффикс «-ик». -А как Слово «дом» сделать больше? Суффикс «-ище-». Исследовательская работа. – Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования имён существительных. А) (На натянутую на доске нить учитель прикрепляет карточку со словом лес.) – Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким? (Присоединяет карточку с суффиксом -ок-.) – Как называется такой способ словообразования? Слайд № 11 Запишите в тетрадь схему и название этого способа. Б) – Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы? (Присоединяет карточку с приставкой пере-.) – Как называется этот способ? Слайд №12 Запишите схему и название способа. В это время учитель вешает карточки с корнем -един- и окончанием -ый. – Можно ли образовать от этого прилагательного глагол суффиксальным способом? Почему? Слайд №13 (Учитель присоединяет карточки с приставкой со-, суффиксами -я-, -ть-.) (Учитель вешает на нитку карточки с приставкой о-, корнем -смотр-, суффиксами -е-, -ть-.) – Образуйте от этого слова другое, имя существительное. Как называется этот способ образования? Слайд №14 – Могут ли окончания участвовать в словообразовании? Обоснуйте свой ответ. – Перечислите 4 морфемных способа образования слов. Слайд № 15-16 Но слова могут образовываться и другими способами 2) слова, образованные неморфологическим способом (без помощи морфем). Показ презентации. Слайд №17 - Способ перехода одной части речи в другую. - Сложение. | – Такой способ словообразования называется суффиксальным. – Такой способ словообразования называется приставочным. – Такой способ словообразования называется приставочно - суффиксальным. соединять - Осмотреть – осмотр | УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные: -развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; -работа над формированием логических умений: - анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений. |
6.Первичное закрепление знаний. 7 минут | 1. Слайд №18-22 Приём совместный поиск 2. Работа по карточкам (Приложение 3, задание 1). Попутно с ответами ученика составляется кластер-дерево (ветви – это способы образования слов). 3. Работа с учебником. Выполнение устных и письменных упражнений. 1.Выполнение упражнения № 251, 252, 226 по учебнику | Работа в группах. Каждая группа называет слова, образованные приставочным способом, затем суффиксальным, приставочно-суффиксальным и бессуффиксным. Если отвечают правильно, то прикрепляют листик или яблочко со словом к нужной ветке дерева. Ученики по цепочке выходят к доске и по одному слову записывают в нужный столбик, обозначая в записанных словах части, с помощью которых они образованы. Учащиеся выполнят упражнение самостоятельно, потом учитель осуществляет проверку. | ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с текстом: определяют тему и главную мысль). УУД: познавательные (опираются на уже известные правила) УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества). УУД: регулятивные (нахождение омонимов); познавательные (опираются на уже известное). |
5. Физ. минутка (пауза релаксации) 1 минута | Физкультминутка Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте) Поглядеть,который час (повороты в разные стороны, пальцы «трубочкой» перед глазами) Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони) Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук) Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой) Убежали мышки вон.(бег на месте). | Ученики выполняют упражнение сидя за столами. | |
8. Закрепление изученного материала. | Слайд №23 «Кто больше?» Самостоятельная работа. Образовать новые слова при помощи указанных морфем (приложение 3, задание 2). | Выполнение тестовых заданий по вариантам. | Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в письменной форме. |
9. Рефлексия деятельности. 3 минуты | Слайд №24 Приём «Верите ли вы» (верные и неверные утверждения) напоминает игровое логическое упражнение. (Приложение 5). - А вот как бы вы сами оценили свою работу на уроке? Слайд №25 (Приложение 6). Закончите предложения: 1. На уроке я работал… 2.Своей работой на уроке я… 3.Урок для меня показался… 4.За урок я…. 5.Мое настроение… 6.Материал урока мне был… | Группы выполняют задания сообща. | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка Коммуникативные УУД 3. Задавать вопросы, работая в группе, паре. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 6. Строить связное монологическое высказывание. |
10. Подведение итогов урока. | Какое новое знание сегодня открыли? Что было лёгким? Какие трудности возникали? Как вы думаете, мы с вами шли вперёд или двигались назад? А если это движение изобразить на лестнице, это движение вверх или вниз? | Коммуникативные УУД 1. Оформлять свои мысли в устной форме. 2. Осуществлять речевой самоконтроль. | |
11.Домашнее задание. 2 минуты | Составить таблицу «Морфемные способы образования слов»; подготовить карточку для одноклассника, включив в нее 12 слов, образованных разными способами. | Запись учащимися задания в дневники. |
|
|
|
|
|
|
Приложения.
Приложение 1.
Дерево ассоциаций.
Приложение 2
.
Приём совместный поиск.
Приложение 3.
Приём инсерт (маркированное письмо).
1 группа
1.Каким способом образованы слова привкус, тишь, перелесок, берёзка?
2. От слов а волос при помощи суффиксов -ок, -ик, -енк, -инк, -ищ, -ат, -ян образуйте однокоренные слова и запишите их.
2 группа
1.Каким способом образованы слова синь, орешник, подоконник, сверхгигант?
2. От основ слов вода, снег, локоть, окно, одеяло, стакан образуйте однокоренные слова при помощи приставки под- и суффикса -ник.
3 группа
1.Каким способом образованы слова подснежник, зелень, полянка, прилёт?
2.От слов а снег при помощи суффиксов -ок, -инк, -ищ,, -н образуйте однокоренные слова и запишите их.
2.От основ слов дом, мышь, дед, рука образуйте новые слова при помощи суффиксов -ишк,-онок, -ушк, -онк.
5 группа
1.Каким способом образованы слова окраина, незнание, зайчик, зелень?
2. От основ слов свеча, снег, берёза, окно, одеяло, стакан образуйте однокоренные слова при помощи приставки под- и суффикса -ник.
Приложение 4.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 6 КЛАСС 2 ЧЕТВЕРТЬ
1 ВАРИАНТ |
1) Найдите слово, образованное приставочным способом |
А) бумажный; б) безлистный; в) сверхмощный; г) разъехаться; д) безвкусный; е) презабавный |
2) Найдите слово, образованное суффиксальным способом |
А) атомоходный; б) футболист; в) некогда; г) счастливый; д) двадцать; е) какой-либо. |
3) Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. |
А) соавтор; б) подстаканник; в) солдатский; г) безрукавка; д) удвоить; е) дописать |
4) Это слово образовано способом сложения |
А) преподаватель; б) пешеход; в) испытатель Г) спецкор; д) ГАИ; е) переход |
5) Это сущ. имеет два корня |
А) флейтой; б) иволга; в) дрозды-белобровки; д) времена; е) флота; ж) кораблекрушения; з) водопад; и) Андрейка; к) глазами; л) косогор; м) зелень; н) кустов. |
6) В этом предложении есть сущ.,образованные путем сложения целых слов. |
А) У правой стены комнаты стоял диван-кровать. Б) Детей отдали учиться в школу-интернат. В) В зимнее время, когда над западными границами едва загорается утренняя заря, над Тихоокеанским побережьем уже вечер. Г) Летчик-испытатель при выполнении задания рискует своей жизнью. |
7) В этом предложении есть сущ., образованное путем сложения основ или части основ с помощью соединительной гласной |
А) К лежебоке у реки притащил я две руки, по руке в бока приладил и поплыл по синей глади. Б) Тяжелый ледокол с трудом проломал для катеров и моторок дорогу в крепком ледяном поле. В) Весной все луга покрывала вода, и они превращались в сплошное море. Г) Сенокос идет. |
8) В этом предложении имеется сложносокращенное слово |
А) Мне как профоргу приходится каждый месяц встречаться с членами цехкома. Б) Дорогу на детскую площадку провели через парк. В) Детсад сдали досрочно. Г) Бригада Евгения Лапкина – одна из лучших на КамАЗе. |
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 6 КЛАСС 2 ЧЕТВЕРТЬ
2 ВАРИАНТ |
1) Найдите слово, образованное приставочным способом |
А) бумажный; б) безаварийный; в) подыскать; г) преспокойно; д) домище; е) разбежался. |
2) Найдите слово, образованное суффиксальным способом |
А) дружески; б) зеленеть; в) сверхскорость; г) разудалый; д) болотистый; е) кое-что. |
3) Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. |
А) загородный; б) красота; в) прикаспийский; г) никто; д) застолбить; е) издалека. |
4) Это слово образовано способом сложения |
А) комдив; б) юннат; в) переплыв; г) МГУ; Д) бурелом; е) заготовитель. |
5) Это сущ. имеет два корня |
А) зима; б) лес; в) стозвон; г) сосняк д) лесозаготовки; е) снег; ж) земледельцы; з) поле; и) тракторы. |
6) В этом предложении есть сущ.,образованные путем сложения целых слов. |
а)Дизель-электроход, обслуживающий обычно паромную переправу, взял курс на север. Б) Как назло, поблизости не было ни одного телефона-автомата. В) Обедали мы чаще всего на фабрике-кухне. Г) Поставив на ночь с полдесятка удочек под берегом лесного озера, я надел плащ и устало лег на моховой коврик отрухлевшего пня. |
7) В этом предложении есть сущ., образованное путем сложения основ или части основ с помощью соединительной гласной |
А) – Конечно, - сказал сталевар, - металл я сам из руды добывал. Б) Гром ко звенит за селом хоровод, там она, там она песни поет. В) Октябрь – листопадник, грязник, зимник. Г) Ветры срывают с леса последние отрепья. |
8) В этом предложении имеется сложносокращенное слово |
А) Редколлегия «Программиста» наградила тебя билетом в цирк. Б) Я попросила начальника Главсевморпути, чтобы он включил меня в состав экспедиции. В) Экипаж корабля доставил трансформатор для Колымской ГЭС. Г) В течение двух месяцев агрономы обследовали земли, на которых будут распаханы поля. |
.
Приложение 5.
Приём «Верите ли вы» ( верные и неверные утверждения)
Группа 1
Верите ли вы, что существительные синь и гуща образованы от прилагательных бессуффиксным способом?
Верно ли, что существительные подорожник, перелесок образованы приставочно-суффиксальным способом?
Верно ли, что бессуффиксным способом могут быть образованы существительные только от глаголов?
Группа 2
Верно ли, что чаща и рябь образованы от глаголов бессуффиксным способом?
Верно ли, что существительные восход, завал образованы приставочным способом?
Верно ли, что бессуффиксным способом могут быть образованы существительные только от глаголов?
Группа 3
Верно ли, что существительные зелень, тьма образованы от прилагательных бессуффиксным способом?
Верите ли вы, что существительные синь и гуща образованы от прилагательных бессуффиксным способом?
Верно ли, что, если к слову одновременно присоединить приставку и суффикс, этот способ образования слов называется суффиксальным.
Группа 4
Верно ли, что существительные просека, нарос т образованы от глаголов бессуффиксным способом?
Верно ли, что чаща и рябь образованы от глаголов бессуффиксным способом?
Верно ли, что, если к слову одновременно присоединить приставку и суффикс, этот способ образования слов называется суффиксальным.
Группа 5
Верно ли, что существительные подорожник, перелесок образованы приставочно-суффиксальным способом?
Верно ли, что существительные зелень, тьма образованы от прилагательных бессуффиксным способом?
Верно ли, что если прибавить к слову суффикс, то оно будет образовано бессуффиксным способом?
Группа 6
Верно ли, что существительные восход, завал образованы приставочным способом?
Верно ли, что существительные просека, нарос т образованы от глаголов бессуффиксным способом?
Верно ли, что если прибавить к слову суффикс, то оно будет образовано бессуффиксным способом?
Приложение 6.
Рабочий лист ________________________.
- Узнал новый способ | |
- Активно работал | |
- Было трудно | |
- Было интересно | |
- Было легко. | |
- Поставил себе оценку |
1.Каким способом образованы слова привкус, тишь, перелесок, берёзка?
1.Каким способом образованы слова привкус, тишь, перелесок, берёзка?
1.Каким способом образованы слова привкус, тишь, перелесок, берёзка?