Занятие 2 (лекция)
Тема: Общество как социокультурная система.
Цель: раскрыть элементы общества как системы, дать определения социальной общности, социальных групп и их видов; познакомить с типами и функциями социальных институтов
Ход занятия:
1. Изучение нового материала:
1. Общество как целостная система.
2. Понятие о социальной структуре. Марксистское учение о классах.
3. Социальные институты, их типы и функции. Семья – важный социальный институт
4.Социальные группы, их виды и структура. Социальные общности, их формы. Социальные организации.
Общество как целостная система
Общество представляет собой сложную систему, которая связана с природой, используя природные факторы, ресурсы и условия общество изменяет их, одновременно изменяется и само. Что же такое общество?
Общество- в широком смыслесовокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.
|
|
Существуют разные подходы к определению общества:
Э. Дюркгейм видел первооснову общества в «коллективном сознании», М. Вебер – во взаимодействии людей, которое является продуктом социальных действий (т.е. ориентированы на других людей). Т. Парсонс считал, что это система отношений между людьми, в основе которых лежат ценности и нормы. К.Маркс – что общество - развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе совместной деятельности.
Несмотря на различие подходов общим у всех классиков социологии является то, что они рассматривали общество как целостную систему., состоящую из элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход называется системным. Основная задача системного подхода заключается в объединении различных знаний об обществе в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.
Т.О. Общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Общество состоит из различных элементов и подсистем. Элементами общества являются: социальные общности, социальные группы, институты и организации; социальные роли и ценности. Если выявить более сложные причинно-следственные связи, то на первый план выдвигаются 4 подсистемы общества:
1) экономическая (отношения в процессе материального производства)
2) социальная (взаимодействие соц. классов, групп и слоёв)
3) политическая (деятельность государственных организаций и политических партий)
|
|
4) духовная (мораль, религия, искусство, религиозные, образовательные организации и учреждения, наука и т.д.)
Существуют разные точки зрения на соотношение сфер общественной жизни. Компромиссным является – то, что каждая сфера на определенном этапе исторического развития может стать определяющей.
Общество развивается по своим, отличным от природных, социальным законам.
Понятие о социальной структуре. Марксистское учение о классах.
Частью социальной системы является социальная структура общества – это устойчивая связь элементов в социальной системе.
Основными элементами социальной структуры являются:
1) индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли)
2) объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы
3) социально-территориальные, этнические и иные общности.
Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д. В реальном взаимодействии элементы социальной структуры не равны. Одни индивиды, группы, классы обладают большим или меньшим богатством, властью, имеют ряд преимуществ и привилегий по сравнению с другими. А, значит, существует социальная иерархия общества – т.е. одни группы людей располагаются выше других групп людей и наоборот.
Существует несколько теорий причин социального неравенства (функционализма, статусная, экономическая (марксистская)). Согласно марксизму социально-классовая структура общества представляет собой взаимодействие 3 основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной системы являются классы, которые возникают в результате общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений. Процесс образования классов, по марксизму, происходит 2 путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных, или обнищавших соплеменников, попадавших в долговую кабалу. В.И.Ленин в работе «Великий почин» дал определение классов – «это такие группы людей, одна из которых может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».
Т.О. в марксизме главный признак класса – отношение к средствам производства. Именно владение или не владение собственностью (средствами производства) определяет роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и подчиненные), их благосостояние (богатые и бедные).
Борьба между ласами является движущей силой общественного развития. Марксизм делит классы на основные (рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат) и не основные – это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся. Общественные слои (прослойка) – это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженных отношений к средствам производства (мещане, ремесленники, в современном обществе – интеллигенция). Социальные слои могут быть внутриклассовыми (крестьяне – кулаки, середняки, бедняки.) Примером межклассовых слоев является 3 сословие во Франции.
Т.О., классы - это большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизни общества, которые формируются и функционируют на основе социальных интересов, имеют свои ценностные ориентации и свой «кодекс» поведения.
3. Социальные институты, их типы и функции. Семья – важный социальный институт.
Основным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты (это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно-значимые функции, например, институт семьи, образования; армии, религии и т.д.) Основное предназначение социальных институтов – обеспечить удовлетворение важных жизненных потребностей. Каждый социальный институт имеет цель своей деятельности, конкретные функции для обеспечения этой цели, набор социальных позиций и ролей, типичных для данного института.
|
|
Виды социальных институтов:
1) экономическо-социальные (собственность, обмен, деньги, банк и т.д.)- обеспечивают экономическую жизнь;
2) политические (государство, партии, профсоюзы и др.) – обеспечивают воспроизводство и сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры
3)социокультурные и воспитательные (школа, детсад, библиотека, учреждения культуры и др.) – освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, социализация индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и т.п.
и другие (нормативно-ориентирующие, нормативно-санкционирующие,, церемониально-символические).
Основные функции:
1) определения, закрепления и воспроизводства связей и отношений (нормы и образцы поведения, контроль, связи между членами института)
2) регулятивная (регулирует отношения между членами общества)
3) интегративная (взаимозависимость, взаимоответственность членов социальных групп)
4) коммуникативная (взаимодействие и обмен информацией)
5) транслирующая (приобретается социальный опыт)
Одним из основных социальных институтов является семья. Она проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Можно выделить главные фазы этого цикла:
- вступление в брак – образование семьи,
- начало деторождения – рождение первого ребенка,
- окончание деторождения – рождение последнего ребенка
- «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка
- прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.
Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами (такими, как: ухаживание, выбор брачного партнера, стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются муж и жена, родители и дети и т.п., а также санкции за их невыполнение).
|
|
На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Сейчас социальный контроль и санкции осуществляет не только общественное мнение, но и государственные органы.
В зависимости от формы брака выделяют моногамную (брачная пара- муж и жена) и полигамную (муж или жена могут иметь несколько жён или мужей)
Функции семьи:
- репродуктивная – биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане.
- воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества.
- хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми, престарелыми членами семьи
- экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи
- первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств между супругами, родителями и детьми.
- духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение
- социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи
- досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов
- эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки.
Для понимания семьи как социального института
4. Социальные общности и с оциальные группы, с оциальные организации.
Несмотря на целостность общества, оно не однородно, а состоит из различных общностей и отношений между ними.
Социальная общность- это совокупность людей, которая характеризуется определенными экономическими, социальными, профессиональными условиями жизнедеятельности, а также интересами и потребностями.
Общности различают по кровно-родственным, национальным связям, по отношению к количеству собственности, по принадлежности к исторически-сложившимся территориальным образованиям, по принадлежности к тому или иному социальному институту.
В социологии принято выделять такие социальные общности:
- социальная группа
- публика - агрегат
- толпа - агрегат
Агрегатом называют совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. К ним относят аудиторию (радио, телевидения), публику (кино, театра, стадиона), некоторые разновидности толпы (толпа зевак, прохожие). Термин "агрегат" обозначает случайное скопление людей.
Публика - объединение людей, возникшее под влиянием сиюминутных интересов. Это духовная общность.
Толпа- это скопление людей, которые собрались в определенном месте на непродолжительное время в силу, того, что у них имеется какой-то общий интерес. Эта общность не организованная, в ней нет лидеров или аутсайдеров, нет ролей и обязанностей. Важная черта – внушаемость.
Социологи выделяют три типа толпы:
- Случайная (сиюминутные цели - очередь; прохожие)
- конвенциональная (цель заранее известна - футбольные болельщики)
- экспрессивная (для выражения своих чувств - митинг, дискотека)
Социальная группа – совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль.
Все многообразие социальных групп можно классифицировать в зависимости от:
· размеров группы;
- социально значимых критериев;
- типа идентификации с группой.
Домашнее задание
Сделайте конспект по теме и подготовьтесь к устному ответу по видеосвязи через ОК