Любовь к Отчизне начинается с любви к малой родине - месту, где родился человек. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историей, культурой родного города, края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Узнавая об особенностях края, в котором живет, ребенок осознает себя ответственным за сохранение природы, возникает чувство гордости за свою неповторимую, малую Родину, которая входит в одну огромную Родную страну.
Проблема формирование этнокультурной осведомлённости, нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина.
|
|
Процесс этнокультурного воспитания является актуальной социокультурной и педагогической проблемой, решение которой позволит не просто сохранить традиционную культуру и исторически сложившиеся воспитательные традиции, но и инновационно осмыслить их, перенести в будущее.
Мы, считаем, что человек, живущий в России, обязан знать ее культуру и историю, так же он обязан знать и культуру своей малой родины – Удмуртской Республики.
Так как Родина она начинается с семьи, самую главную роль в этнокультурном направлении играют родители наших детей. И только активной совместной работой родителей, воспитателей и детей можно говорить о решении данной проблемы
Поэтому в детском саду, в образовательной деятельности, используются разнообразные методы и формы организации детской и родительской деятельности, направленные на приобщение к истории и культуре родного края.
Цель:
- создание партнерских отношений с родителями, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- расширение знаний родителей, детей и педагогов о культуре удмуртского народа - привлечение внимания к проблеме формирования основ национального самосознания в семье;
Реализация данной цели осуществляется через разнообразные формы работы с родителями детей, посещающих ДОУ.
В направлении: «Физическое»
- развлечения, например: «Мама, папа, я – удмуртская спортивная семья»;
|
|
- подвижные игры удмуртского народа в процессе спортивных и музыкальных праздников.
- совместные зарядки с родителями «Мама, папа делайте, как я» в день защиты детей, во Всемирный день здоровья и в другие запланированные инструктором по физическому воспитанию;
В направлении: «Художественно – эстетическое»:
- знакомство удмуртским орнаментом, народной игрушкой, скульптурой;
- знакомство с достопримечательностями села;
- организация выставок «Песянайес – усточиос» (Бабушки – рукодельницы), «Сказки из овощей», «Новогодний микс», «Машинки нового поколения» и др.
В направлении: «Социально – коммуникативное»
- проведение родительского собрания «Национально- региональный компонент в ДОУ»
- посещение выставок Завьяловского музея истории и культуры, музейного уголка удмуртского быта в стенах детского сада;
- Экспериментирование и трудовая деятельность: совместная посадка цветов на клумбах и овощей в огороде «Весенняя страда» («Тулыс ужъёс»)
- Участие в акциях «Помоги пернатым друзьям», «Чистое село», «Гордо реет флаг России»;
- изготовление книжек – малышек «Мынам семьяе» (Моя семья), герба семьи.
Участие в фото – выставках.
- Распространение фильмов и мультфильмов на удмуртском языке через социальные сети «День удмуртского языка», «День родного языка»,
В направлении: «Познавательное»
- живая и неживая природа нашего края: совместные тематические экскурсии на природу «Улицы нашего села», «Именины картофеля», «Вода – источник силы», «В поисках богатств Земли», берёзовая роща и др.
- знакомство с профессиями родного села посредством экскурсий в пожарную часть, ветеринарную клинику, школу.
- организация совместных занятий с родителями по ознакомлению с профессиями, по КГН, по формированию ЗОЖ, по ознакомлению с экологическим воспитанием детей и др.
В направлении «Речевое»
- оформлен стенд «Мусокайёс» для закрепления пройденного лексического материала в домашних условиях;
- использование социальных сетей Вконтакте, Вайбер с целью донесения информации по обучению удмуртскому языку;
- разучивание стихотворений (колядок, потешек и др.) к праздникам, подготовка костюмов, Масленичные гуляния (Вой келян)
Также большую роль играет предметно-развивающей среда групп и прогулочных площадок, которые создаются нами в тесном сотрудничестве с родителями посредством организации Дней добрых дел, на которых наши родители:
- пополняют музейный уголок удмуртского быта;
- пополняется патриотический уголок символиками (Россия, Удмуртская Республика);
- изготавливают нестандартное спортивное и игровое оборудование.
- помогают в оформлении различных уголков: «Делай добро», «Дежурство» и т.д.
- ремонтируют пособия и игрушки
- активно участвуют в оформлении группы по сезонам, прогулочных площадок ДОУ.
Мы стараемся максимально задействовать большее количество родителей, так как только в тесном взаимодействии с ними, мы сможем воспитать в детях любовь к традициям, быте и истории своей малой Родины.
Работа по данному направлению помогла нам:
- установить партнерские отношения с родителями, создать атмосферу общности интересов, эмоциональную взаимоподдержку;
- расширить знания родителей, детей и педагогов о культуре удмуртского народа;
- привлечь внимание к проблеме формирования основ национального самосознания в семье;
- сформировать нравственные ценности, традиции, обычаи, которые зародились в детском саду, передавать от поколения к поколению;
- обогатить предметно – развивающую среду ДОУ и групп.