Календарно - тематическое планирование
№п/п |
№ урока в теме |
Наименование раздела, тем уроков |
Количество часов на изучение теми | Дата проведения
|
Примечание | |||||
По факту | По плану | |||||||||
РАЗДЕЛ I. Развитие географических знаний о Земле (5 ч.) |
|
|
| |||||||
1 | 1 | Введение Что изучает география. Значение географических знаний и умений. Основные печатные и электронные источники географической информации, их значение. Географические исследования. Особенности организации собственных географических наблюдений. | 1 |
|
|
| ||||
2 | 2 | Тема 2. Представление о Земле в древности Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. | 1 |
|
|
| ||||
3 | 3 | Тема 3. Эпоха Великих географических открытий(открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий. Практическая работа № 1 « Работа с картой «Имена на карте». | 1 |
|
|
| ||||
4 | 4 | Тема 4. Географические открытия XVII–XIX вв.(исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). Практическая работа № 2 « Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников». | 1 |
|
|
| ||||
5 | 5 | Тема 5. Географические исследования в ХХ веке(открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки. Географические знания в современном мире.Современные географические методы исследования Земли | 1 |
|
|
| ||||
РАЗДЕЛ II. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия (2 ч.) |
|
|
| |||||||
6 | 1 | Тема 1. Земля – часть Солнечной системы Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. | 1 |
|
|
| ||||
7 | 2 | Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. Практическая работа № 3 « Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года». | 1 |
|
|
| ||||
РАЗДЕЛ III. Изображение земной поверхности (10 ч.) |
|
|
| |||||||
8 | 1 | Тема 1. Изображение земной поверхности Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. | 1 |
|
|
| ||||
9 | 2 | Тема 2. Ориентирование на местности Определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе | 1 |
|
|
| ||||
10 | 3 | План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Практическая работа № 4 « Определение положения объектов относительно друг друга». | 1 |
|
| |||||
11 | 4 | Тема 3. Географическая карта – особый источник информации Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Практическая работа № 5 «Определение направлений и расстояний по глобусу и карте». | 1 |
|
| |||||
12 | 5 | Тема 4. Градусная сеть: параллели и меридианыГеографические координаты: географическая широта | 1 |
|
| |||||
13 | 6 | Географические координаты: географическая долгота. | 1 |
|
| |||||
14 | 7 | Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте. | 1 |
|
|
| ||||
15 | 8 | Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте. | 1 |
|
|
| ||||
16 | 9 | Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте. | 1 |
|
|
| ||||
17 | 10 | Практическая работа № 6«Определение координат географических объектов по карте». | 1 |
|
|
| ||||
РАЗДЕЛ IV. Природа Земли (15 ч.) |
|
|
|
| ||||||
18 | 1 | Тема 1. Литосфера(4ч.) Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. | 1 |
|
| |||||
19 | 2 | Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. | 1 |
|
| |||||
20 | 3 | Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. | 1 |
|
| |||||
21 | 4 | Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия. Практическая работа №7 « Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа». | 1 |
|
| |||||
22 | 1 | Тема 2. Атмосфера(5ч.) Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Практическая работа № 8 « Определение средних температур, амплитуды и построение графиков». | 1 |
|
| |||||
23 | 2 | Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Практическая работа № 9 « Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности». | 1 |
|
| |||||
24 | 3 | Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. | 1 |
|
| |||||
25 | 4 | Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). | 1 |
|
| |||||
26 | 5 | Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера. | 1 |
|
| |||||
27 | 1 | Тема 3. Гидросфера(4ч.) Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Шкала глубин, определение глубин океанов и морей. Острова в океане. Свойства вод Мирового океана: температура и соленость. |
1 |
|
| |||||
28 | 2 | Воды суши. Реки на географической карте и в природе: строение речной системы, характер, питание и режим рек. Пороги и водопады. Работа рек. Реки мира. | 1 |
|
| |||||
29 | 3 | Озера, их разнообразие по площади, происхождению. Озера Земли. Болота, особенности их образования и распространение. Искусственные водоемы: ставки, водохранилища, каналы. | 1 |
|
| |||||
30 | 4 | Ледники. Особенности образования и распространения ледников. Многолетняя мерзлота и подземное оледенение. Образование и распространение многолетней мерзлоты. Подземные воды, условия их образования и залегание в земной коре. Термальные и минеральные воды. Значение вод суши для природы и человека. Охрана вод Мирового океана и суши. Практическая работа №10 « Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии». | 1 |
|
| |||||
31 | 1 | Тема 4. Биосфера(1ч) Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. | 1 |
|
| |||||
32 | 1 | Тема 5. Географическая оболочка как среда жизни.Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. | 1 |
|
| |||||
РАЗДЕЛ V. Человечество на Земле (2 ч.) |
|
|
| |||||||
33 | 1 | Тема 1. Население Земли Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира. Расселение населения на Земле. Наиболее заселенные территории земного шара. | 1 |
|
| |||||
34 | 2 | Тема 2. Государства мира Самые большие по площади и численности населения государства мира. Россия, Китай, Индия, США. | 1 |
|
| |||||