Практическая работа по «Психологии общения»
Ф.И.О. Павлова Надежда Фёдоровна
Выполните следующие задания:
«Мои проблемы в общении». Испытываете ли Вы трудности в общении с разными людьми, или в каких-то конкретных ситуациях? Постарайтесь описать основные из них. Если Вы считаете, что таких проблем у Вас нет, опишите трудности, которые встречались Вам в общении со стороны других участников коммуникации:
Трудностей в общении с людьми я не испытываю. Но я стараюсь как можно меньше общаться с людьми и как либо пересекаться с обществом, т.к являюсь интровертом. Трудности, которые часто встречались мне при общении с другими людьми – зажатость, как будто они боятся сказать что-то не то, и у них появляется страх быть осмеянным; стеснительность; из-за волнения неправильно формулирование своих мыслей.
«Завтрак с героем». Представьте, что у вас есть возможность встретиться с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Решите, с кем бы Вы хотели встретиться за завтраком? Чем Вас привлекает этот человек? С чего бы Вы начали встречу? Какие вопросы Вы бы задали своему герою?
|
|
Хотела бы встретится со своей подругой-однокурсницей, с которой не видимся в связи с карантином. Этот человек привлекает меня своим чувством юмора, складом ума, разговорчивостью, умением поддержать разговор в целом, еще мы играем в одно и то же и нам есть что обсудить. Встречу начала бы с крепких обниманий и со слов «Наконец-то мы встретились снова»)). Вопросы бы задавала относительно наших общих игр, так ка очень многое хочется обсудить вживую, хотела бы спросить про нее в целом, как она проводила время на карантине, что нового для себя открыла и прочее).
Все мы знаем, что умение слушать – важный аспект коммуникации. Какие виды слушания знаете Вы? Почему это умение так важно для общения?
Я знаю такие виды слушания как: направленное критическое слушание, эмпатическое слушание, нерефлексивное слушание, активное рефлексивное слушание. Это необходимое условие правильного понимания позиции партнера, залог успешной деловой коммуникации. Умение слушать как метод восприятия информации используется в деловом общении чаще, чем многие другие.
Назовите причины появления коммуникативных барьеров.
Причинами их появления могут быть: особенности интеллекта, неодинаковое знание предмета разговора, разный лексикон, отсутствие единого понимания ситуации общения, психологические особенности деловых партнеров, а также социальные, политические, религиозные и другие различия.
|
|
Как сделать речевую коммуникацию успешной?
Необходимым условием возникновения диалога и успешного его завершения является потребность в общении, в явном виде не выраженная языковыми формами, коммуникативная заинтересованность. Следующее важное условие успешного общения, правильного восприятия и понимания — настроенность на мир собеседника, близость мировосприятия говорящего и слушающего. Главным условием успешного речевого общения является умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение, интенцию) говорящего. Успешность общения зависит от способности говорящего варьировать способ языкового представления того или иного реального события. Также влияют внешние обстоятельства, знание говорящими норм этикетного речевого общения.
Можно ли программировать деловой контакт и прогнозировать его эффективность? Каким образом? Существуют ли для этого какие-то специальные методики или приемы?
Для успешной деловой коммуникации необходимо уметь диагностировать ведущий сенсорный канал партнера и владеть вербальными и невербальными ключами доступа к нему, что поможет не только определить тип собеседника, но и адаптировать свое коммуникативное поведение.
Существуют различные методы, которые можно разделить на две группы: неформализованные и формализованные. Неформализованные представляют собой индивидуальные экспертные оценки, коллективные экспертные оценки и так же написание сценариев. Формализованные в свою очередь - это моделирование. В современном мире более распространены методики интервью, метод сценариев, «мозговая атака».
Ниже представлен список значимых для разных видов общения качеств и даны их определения. Составьте свой список (из представленных) качеств в убывающем порядке. Объясните первые 2-3 позиции (почему именно эти качества вы цените при общении больше всего). Проанализируйте, какие качества из списка у вас лучше всего развиты.
Непосредственность
Аутентичность
Конкретность
Инициативность
Открытость
Конфронтация
Самопознание
Эмпатия
Принятие чувств
10. Доброжелательность
Из всего данного списка у меня лучше всего развиты такие качества как – конкретность, непосредственность и инициативность.
НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ. Для меня важно, чтобы человек при общении со мной говорил всё чётко, прямо, как оно есть, чтобы не было всяких увиливаний, «как бы это помягче сказать», и прочего такого.
АУТЕНТИЧНОСТЬ. Очень неприятно осознавать, что человек, с которым ты общался, был при тебе таким общительным и весёлым, а на деле оказалось, что это «всего лишь моя работа», и человеку на самом деле было все равно как с тобой общаться на самом деле, тк ему в этот момент было плохо, например. Поэтому я за естественность в общении, способность быть самим собой намного важнее.
КОНКРЕТНОСТЬ. «умение «с глазу на глаз» общаться с другими людьми с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности» это очень хорошо описывает, почему данное качество у меня в приоритете, так же я люблю когда при общении говорят всё конкретно, а не «вдоль да около» ходят, я подобное описала с первым качеством.
Список качеств, значимых для межличностного и делового общения
Эмпатия - умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они; воспринимать их поступки с их же позиций и в то же время способность сказать другим о своем понимании их поступков.
Доброжелательность - способность не только чувствовать другого, но и выражать людям свое доброжелательное отношение, уважение и симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддержать других.
Аутентичность - умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, открытая демонстрация другим своего отношения к разным проблемам и людям, способность быть самим собой в контактах с окружающими.
|
|
Конкретность - отказ от общих рассуждений, многозначных и невнятных замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях; готовность отвечать однозначно на вопросы.
Инициативность - склонность к деятельной позиции в отношении с людьми, к тому, чтобы «идти вперед», а не только реагировать на то, что делают другие; способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны; готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.
Непосредственность - умение говорить и действовать напрямую, без всяких «экивоков» и честная демонстрация своего отношения к ним.
Открытость - готовность открыть другим свой внутренний мир и убежденность в том, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими; искренность, которая не эквивалентна готовности обнародовать абсолютно все самые интимные секреты, поскольку сам человек, а не его тайны интересны людям; умение говорить о своих мыслях и чувствах.
Принятие чувств - отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей; умение не только испытать какие-то чувства в общении с людьми, но и выражать их; готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других, но при этом отсутствие стремления навязать окружающим свои чувства.
Конфронтация - умение «с глазу на глаз» общаться с другими людьми с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности. В случае несходства мнений - готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.
Самопознание - исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление для этого воспользоваться помощью со стороны окружающих, готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают его, но при этом умение быть автором самооценки; отношение к конфронтациям с другими людьми и новому опыту как к ценному материалу, важному для более глубокого самопознания.
|
|