Римские монеты

АРХАИЧНЫЙ, КЛАССИЧЕСКИЙ И ЭЛЛИНСКИЙ ПЕРИОДЫ

ГРЕЧЕСКИЕ И РИМСКИЕ МОНЕТЫ

Лекция 4.

Найвероятнейшее число наступления событий.

Число k0 (наступления события в n независимых испытаниях, в каждом из которых вероятность появления события равна р) называют найвероятнейшим, если вероятность того, что событие наступит в этих испытаниях k0 раз превышает (или, по крайней мере, не меньше) вероятности остальных возможных исходов испытаний.

Найвероятнейшее число k0 определяют из двойного неравенства

np – q £ k0< np + p q = 1 - p

или по формуле

k0 = [(n + 1)p],

где квадратные скобки обозначают целую часть числа.

========================================================

1. Периодизация греческих монет.

2. Роль нумизматики в изучении природы, культуры и искусства Древней Греции.

3. Монеты городов Северного Причерноморья У1-П вв. до н.э.

4. Монеты Рима. Римские монеты Ш в. до н.э. - У в. н.э. Роль нумизматики в изучении истории древней Италии.

В связи с ростом и развитием розничной торговли в государстве Лидия, расположенного в Малой Азии, в VII веке до н.э. начали делить благородные металлы на мелкие куски и клеймить эти куски, подтверждая их определенный вес и чистоту. Их чеканили из природного сплава золота и серебра – электрума. Царь Лидии Крез (560-545 гг. до н.э.), прославившийся своим богатством на века, начал чеканить монеты не из электрума, а из золота и серебра в весовом соотношении 1:3. Вскоре и многие греческие города стали чеканить монеты из искусственного электрума. А в городе Эгина их чеканили из серебра. Примерно в это же время начали чеканить монеты и в Древнем Китае.

Чеканили монеты и персидские цари, покорившие Лидийское государство в 546 году до н.э. Дарики весом 8,4 г с изображением царя с натянутым луком на одной стороне получили широкое распространение в торговле. Свое название – «дарик» - они получили в честь Дария, правившего в 521-485 годы до н.э. Персы также чеканили серебряные статеры весом 11,2 г с изображением такого же лучника, и серебряные монеты весом 5,6 г, которые назывались «сикл», хотя эти монеты были не так распространены, как дарики.

Монеты из благородных металлов, положительно повлиявшие на торговлю, стали чеканить почти во всех греческих колониях, обладавших политической автономией. Поэтому монет, отчеканенных в Древней Греции, очень много. Их чеканили в многочисленных монетных дворах от Испании и Галлии до Северного Черного моря, в Сицилии, Южной Италии, Египте и Малой Азии. В настоящее время известно о более чем 2000 монетных дворов, чеканивших монеты в разное время в Греции и в ее колониях. Греческие монеты делятся на несколько периодов.

При изучении архаичный период, начавший свой отчет со времен чеканки первых монет и продлившийся до первой половины V века до н.э., делят на две части: 700 лет до н.э. и последующие периоды (т.е. 700-580 и 580-450 годы). Монеты, относящиеся к первой половине архаичного периода, чеканились односторонними. Их также называют «брактеат» (латинским словом «брактеат», означавшим «тонкая жестянка», называли немецкие пфенниги чеканки XII века). На обороте этих монет углубление квадратной формы – отпечаток наковальни (на монетах Центральной Греции – один след, на монетах западных областей и Малой Азии – по три-четыре квадратных отпечатка).

Во второй половине архаичного периода на месте этих квадратных отпечатков стали размещать изображение или надпись.

Эпоха с 450 по 336 год до н.э. называется классическим периодом. Лицевая сторона монет этого периода с изображением бога или какого-либо богатыря была обычно выпуклой формы, а оборотная, на которой чеканились изображение храма или различных товаров, наоборот, вогнутой.

Эпоха, начинающаяся с 336 года до н.э. и длившаяся до Римских завоеваний, называется эллинским периодом (слово «эллин» использовалось не этническом значении, а в более широком смысле, примерно как название «россияне» для российского народа). На лицевой стороне монет эллинского периода чеканили изображение бога или царя, а на оборотной – образ какого-нибудь духа (в значении божества, к примеру, и у древних тюрков были дух воды, дух дороги, дух горы и т.д.)

Качественно отчеканенные монеты нашли признание среди торговцев. Такие монеты часто чеканились и в соседних городах. Место чеканки монет можно определить по специальным знакам на монетах.

Были широко распространены статеры из электрума чеканенные в городе Кизик, золотые персидские дарики и серебряные афинские тетрадрахмы. Поэтому их можно обнаружить и в кладах, зарытых далеко от мест их чеканки.

Начиная с VI века до н.э. греческие монеты чеканились в таких городах, как расположенные на южном побережье Черного моря Херсонес (Акъяр, Севастополь), Пантикапей (Керчь), Ольвия (устье реки Буг), Тирас (устье Днестра) и другие.

На греческих, позднее и на римских монетах часто размещались изображения людей, скота, различных образцов архитектуры и др. Лошади на греческих монетах ширококостные, и напоминают европейских ломовых лошадей. На монетах Фракии и Македонии, отчеканенных в V веке до н.э., изображены точно такие же лошади. Во время Греко-персидских войн грекам пришлось столкнуться с всадниками кочевых племен, которые седлали азиатских скакунов. Отчетливо видно, что на монетах, отчеканенных в период правления македонского царя Филппа II (359-336 года до н.э.), изображены двухколесные повозки, запряженные азиатским скакунами. Кавалерия из азиатских скакунов превратилась в особо значимую силу во время завоеваний Александра Македонского.

На монетах, отчеканенных в крымском городе Пантикапей, изображены полбенный колосок, лошади и другие животные. Существует мнение, что это была своеобразная реклама торговли. Однако в связи с тем, что среди скифских племен, располагавшихся на севере Черного моря, еще не было развито денежное обращение кроме натурального обмена, данная версия пока остается безосновательной.

В VI-V веках до н.э. в Греции получила очень большое развитие архитектура. Афина превратилась в центр греческой культуры, здесь строились дворцы и храмы, украшенные различными скульптурами. Один из таких – храм богини войны Афины, отстроенный знаменитыми архитекторами Калликратом и Иктином. Его украшали разные барельефы и скульптуры. 12 метровая статуя Афины-Парфенос скульптора Фидия, выполненная из золота и слоновой кости, также являла собой прекрасный образец архитектуры. К сожалению, этот памятник не сохранился до наших дней. Голова этой красавицы изображена на афинских монетах. Статую Зевса этого же скульптора из золота и слоновой кости также можно представить лишь по изображению на монетах.

Также до наших дней не сохранились статуи таких древнегреческих скульпторов, как Скопас или Пракситель, их можно увидеть только на монетах.

Древние монеты сами – произведения искусства. Например, поразительной красоты портрет жены бога подземного царства Аида Персефоны, выполненный мастером по имени Эвенет. Этот портрет изображен на монетах многих древних государств, и даже на современном долларе. Мастер Кимон отчеканил на монетах милое лицо Аретусы. До наших дней благодаря изображениям на монетах дошли портреты таких ученых, как Пифагор или Гераклит. Пифагор изображен сидящим перед глобусом, а Гераклит – в позе оратора.

Колонии в районе Крыма, основанные бродягами, сбежавшими из Греции, чтобы не попасть в рабство, нищими, оставшимися без земли, другими искателями счастья, стали возникать в VI веке до н.э. Такие греческие колонии появлялись и в других регионах, например, в Северной Африке, Италии. Крым и побережье Черного моря понравились беженцам особенно, они даже стали называть его «Понт эуксейнос», то есть «гостеприимное море».

Большую роль в освоении черноморского побережья сыграл город Милеет. Например, такие крымские города, как Пантикапей (Керчь), Феодосия, или города Тирас и Ольвия, расположенные в устьях рек Днестр и Буг соответственно, были основаны колонистами – выходцами Милета. Политический строй колоний, иначе говоря, политика и экономика Греции, основанная на жестоком рабстве, перешла из метрополии и в колонии. Весовая и мерная системы тоже были заимствованы у метрополии. Хотя постепенно колонии стали обретать независимость, монеты и изображения на них продолжали чеканить по образцу метрополии. Например, монеты Пантикапея отчеканены в том же весе, что и монеты Милеты, и даже лев на них изображен в том же виде. По монетам можно определить, выходцами какого города были жители колоний. Естественно, на колонии влияла и культура местных племен. Например, считается, что название города Пантикапей заимствовано из речи местного населения. Его можно разъяснить как Понтикапуи, то есть «врата (порт) Понта». На монетах можно увидеть изображения скифов, лошадей, быков, предметов обихода. Между местными племенами и греческими колониями шла торговля. К примеру, об этом говорят изготовленные из благородных металлов посуда, украшения и утварь, обнаруженные во время раскопок скифских курганов в Солохе, Культюбе, Чыртамлыке. На этих вещах можно увидеть очень искусно выполненные картины жизни скифов. Однако такое богатство встречается лишь в богатых курганах, где были захоронены местные алпавыты (на древнетюркском языке алпавыт – богатырь, военный аристократ).

О чем же нам может рассказать денежное обращение в отношении торговых связей между греческими колониями и местными племенами? Известны многочисленные археологические культуры, которые расположены на севере Черного моря и сменяются один другим. В селищах местных племен изредка можно встретить греческие монеты или вещи. Значит, торговые отношения, хотя бы слабые, все же существовали. Однако из-за отсутствия интенсивного денежного обращения эта торговля ограничивалась примитивным натуральным обменом. А произведения искусства из благородных металлов, обнаруженные в курганах, говорят о том, что торговля между военными вельможами и греческими колониями осуществлялась в больших объемах. Местные воеводы пригоняли на продажу табуны коней или стада крупного рогатого скота, а также рабов, составлявших основу экономики греческих колоний, и для них это был один из основных источников дохода.

На греческих монетах не изображали портретов царей, так как были сильны традиции республики. В первый раз такой портрет царя появился на монетах, отчеканенных для Греции македонским правителем Филиппом.

Во время правления Александра македонского чеканили серебряные тетрадрахмы приблизительным весом в 16 г, золотые статеры весом примерно в 8 г. С одной стороны монеты располагался портрет Александра в виде Геракла, на другой – изображение богини Афины. Такие монеты чеканились во многих городах. Даже еще во II н.э. в Риме продолжали чеканить тетрадрахмы Александра.

После распада империи Александра Македонского его приближенные, ставшие правителями в разных государствах, стали чеканить монеты, располагая на них сначала портреты Александра, а потом – свои. Например, Пталемей (305-283 годы до н.э.) чеканил в Египте монеты, внешне напоминавшие монеты Александра, но уже со своим портретом. На монетах сирийского правителя Селевика I (306-280 годы до н.э.) перед именем даже размещен титул «басилевс» (царь), как на монетах Александра. А правители Бактрии, располагавшейся на юго-западе Туркестана, даже превзошли Александра: если Александра на монетах изображали облаченным в тигровую шкуру, то бактрийский царь Дмитрий уже чеканился в слоновьей шкуре.

Подражание или копирование в чеканке монет – всего лишь внешнее явление в начальных стадиях процесса денежного обращения, и оно характерно практически для всех периодов начала чеканки монет. Благодаря этому явлению во многих странах на смену примитивному натуральному обмену пришла интенсивная чеканка монет, и получило развитие денежное обращение.

Вместе с появлением денежного обращения народ начинал использовать в торговле весы, и самое главное, весовую систему. Правда, таких весовых систем было великое множество, и это затрудняло их использование.

В основе греческой монетной системы в качестве единицы веса использовался талант. Однако талант весил по разному в зависимости от места и времени чеканки. В области монетной чеканки в VII-V века снискала известность монетная система Эгины. Эгинская дидрахма весом в 12-12,5 г делилась на драхмы, триоболы и оболы.

В начале VI века до н.э. эгинскую систему сменила монетная система Аттики. Его основу составляли следующие единицы веса и меры: 1 талант (26,196 кг) равнялся 60 минам, 1 мина (436,6 г) – 100 драхмам, 1 драхма (4,36 г) – 6 оболам, 1 обол (0,72 г) – 8 халкам.

Аттическая монетная система сначала была введена в Афинах, затем получила распространение в Северной Греции, Северной Африке и Сицилии. В Афинах же на лицевой стороне монет изображалась голова Афины, на оборотной – рисунок совы, и они чеканились в разном весе. Из золота чеканились 2 и 1 драхма весом 1/2, 1/3 и 1/6 драхмы. Из серебра чеканились 10, 4, 2 и 1 драхмы, также монеты весом в 5, 4, 3, 2, 1, 1/2, 1/4, 1/8 обола.

Такая же аттическая денежно-весовая система была введена в Македонской империи Филиппом II (359-336 годы до н.э.) для золотых монет, Александром Македонским (336-327 годы до н.э.) для серебряных монет. В различных областях империи, распавшейся после смерти Александра Македонского, в том числе и в Бактрии, монеты чеканили тоже под воздействием аттической денежно-весовой системы. Как видно из хорезмийских монет, аттическая денежно-весовая система повлияла и на тюрко-татарскую нумизматику.

Эпоха использования римских монет делится на два больших периода: республиканский (510-27 годы до н.э.) и имперский (27 год до н.э. – 476 год н.э.). До появления монет племена Центральной Италии использовали в торговле равными по весу кусочками меди. Позднее, в III веке до н.э. использовались отлитые в четырехугольной форме слитки, на которых изображались рисунки скота. Чеканились монеты круглой формы с изображением двуликого Януса.

Первые римские серебряные монеты начали чеканить по образцу монет бывших греческих колоний, расположенных на юге Италии. Независимо от того, что на них разные рисунки и изображения, все эти серебряные монеты объединяет между собой наличие надписи «романо». Их делят на четыре группы по рисункам и весу (то есть «цене»). На лицевой стороне монет первой группы изображен Марс, на оборотной – голова скакуна, их вес составляет 7,24 г, на монетах второй группы весом 7,10 г с одной стороны – Аполлон, с другой – голова скакуна. На лицевой стороне монет третьей группы размещено изображение Геркулеса, на обороте – волчицы с двумя волчатами, и весили они 6,97 г. И, наконец, на монетах четвертой группы с одной стороны изображен Рома, с другой – богиня победы Виктория. Эти монеты весили 6,55 г.

После римских завоеваний в таких странах, как Карфаген, Македония или Греция чеканка монет была прекращена, то есть они потеряли право выпускать деньги. Позднее, чтобы не перевозить монеты, отчеканенные в Риме, монетные дворы появились и колониях. В III столетии н.э. такие монетные дворы открылись в Лугуме (Лион), Антиохии (Сирия) и др. местах. Названия городов, где располагались монетные дворы, обозначались на монетах заглавными буквами. Например, Александрия – AL, Карфаген – CAR, Константинополь (Стамбул) – C, Лондинум (Лондон) – LO, LON, и др. Рядом с буквами M или MS (монета) часто можно встретить такие цифры, как I, II, III, или буквенные обозначения этих цифр – A, B, C. Эти цифры или буквы указывали на мастерские монетного двора.

Монеты все время находились в обращении, переходили из рук в руки. Образованные люди распознавали их по надписям, необразованный «черный» люд различал по изображениям. Римляне старались использовать такую прокламационную особенность монет. Например, тот, кто собирался занять трон и стать императором, налаживал чеканку монет с указанием на них своего имени и изображением своего портрета. И народ, прочитав надпись на монетах или увидев портрет, узнавал о таком его стремлении. Правда, такими возможностями пользовались и враги. К примеру, на монетах, отчеканенных италиками, изображен олицетворяющий италиков могучий бык, бодающий римский волчицу.

Золотые и серебряные монеты обычно чеканились императорами, а дешевые медные монеты – сенатом. Но древнеримская денежная система тоже не отличалась постоянством. Золотые и серебряные монеты быстро исчезали, освобождая арену денежного обращения монетам низкого качества. В нумизматике такое явление носит название закона Коперника-Грешема. В основе закона лежит мысль «монеты высокого качества вытесняются из денежного обращения монетами низкого качества».

Из-за нехватки денег в обращении, государство было вынуждено чеканить монеты низкого качества в больших количествах. Но такие монеты быстро теряли цену, и начинался кризис. А высококачественные же монеты перекупщики изымали из обращения, переплавляли, и делали прибыль на их продаже по высокой цене.

В 213-211 годы до н.э. вместо прежнего серебряного нумми (монета) начали чеканить серебряный денарий (десятка) весом в 4,55 г, и эта монета в течение 400 лет служила основной денежной единицей Римской империи. Новый денарий стоил 10 ассов (асс – единица меры с невыясненным точно весом, позднее – медная монета), и его цена обозначалась на монете знаком «Х». С одной стороны изображена голова Рома, с другой – диоскуры (близнецы-сыновья Зевса), а также размещена надпись Рома. Серебряный квинтарий, цена которого обозначена цифрой «V» (5 ассов), и серебряный сестерций ценой в «ПS» (2 ½ асса) выполняли роль фракций денария.

Первые золотые монеты – статеры были выпущены в 216 году до н.э. На одной их стороне размещен портрет двуликого Януса, на другой – изображение орла, ставшего позднее символом (бунчугом) римских легионов. Позднее их чеканили весом в 60, 40 и 20 ассов, одну сторону украшала голова Марса, другую – рисунок орла.

Золотые монеты, называемые ауреус (лат. ауреус нуммис – золотая монета), впервые были отчеканены в Римской республике (510-27 годы до н.э.) в период правления Цезаря (100-44 годы до н.э.). Вес ауреуса равнялся 8,19 г, это составляло 1/40 часть (327,6 г) фунта. Ауреусы более поздней чеканки составляли 1/50 и 1/72 части фунта.

Впервые изображение человека, рисунок лица были отчеканены на монетах римской республики при Цезаре. Например, на денарии 44 года до н.э. размещен его портрет в венке с надписью вокруг: «Император Каесар», а на обороте монеты изображение богини победы и имя чиновника, чеканившего эти монеты.

Во времена Римской империи (27 год до н.э. – 476 год н.э.) государственные монеты чеканились из золота, серебра, латуни, меди и бронзы. На их лицевой стороне обычно размещался портрет императора или члена его семьи, а на обороте – картины восхваления военных побед или религии. В первые годы существования империи денежно-весовая система был представлена следующими единицами: 1 золотой ауреус равнялся 25 серебряным денариям, денарий – 10 (позднее 16) ассам, латунный сестерций – 4 ассам, дупондий – 2 ассам, медный или бронзовый семис – половине асса, а квадранс – ¼ асса.

Цена, то есть вес римских монет менялся в зависимости от эпохи и экономических условий. Изображения на монетах часто отображают различные политические распри. Например, в период борьбы за власть с Помпеем Цезарь размещал на монетах свой портрет, или изображение слона – символа силы и могущества. А его соперник Помпей, в свою очередь, изображал на монетах только свой портрет. После убийства Цезаря во время бунта, организованного сенаторами, убийца Брут выпустил монеты со своим портретом. На обороте этой монеты отчеканена шапка Фригии между двумя кинжалами (символ свободы) и надпись «ид мар» («март иды» - дата убийства). Борьба за власть после гибели Цезаря отразилась и на монетах. К примеру, если на некоторых монетах размещен портрет Марка Антония, претендовавшего занять престол, на других отчеканен портрет наследника Цезаря – будущего императора Октавиана Августа.

В годы правления Нерона (54068 годы) стоимость (вес) монет была снижена. Ауреус стали чеканить весом 1/45 фунта вместо 1/40, а денарий стал весить всего 1/96 фунта против прежней 1/84. Ухудшилось и качество серебряного денария из-за примеси меди (5-10%).

Политический и экономический кризис привел к кризису денежной системы. Император Каракалла (211-217 годы) провел в 215 году денежную реформу. В денежное обращение была введена новая серебряная монета антониниан стоимостью в 2 денария (5,02 г). В отличие от старых денариев, на новых монетах размещался портрет императора в короне или изображение императрицы над полумесяцем. Но реформа была не очень продумана и недостаточно тщательно организована. Например, вес антониниана составлял не положенные 2 денария, а всего лишь 1 ½ - 1 ¼ денария. Со временем антониниан весил все меньше, и во времена правления императора Галлиена (260-268 годы) превратился в монеты, которую чеканили уже из билона. Антониниан, во времена реформы весивший 1/45 фунта, стал чеканиться весом лишь в 1/50 фунта. В эпоху императора Аврелиана (270-275 годы) антониниан превратился в посеребренную (обмакнутую в хлористое серебро) медную монету.

В период императора Диоклетиана (284-305) в обращение были введены новая серебряная монета аргентеус и новая бронзовая монета фоллис. Вес золотого ауреуса упал сначала до 1/60, позднее – до 1/70 части фунта.

Замена золотого ауреуса на солид весом в 4,54 г (1/72 часть фунта) во время денежной реформы Константина I (306-337) послужила укреплению денежной системы. Сначала это было осуществлено лишь в части империи, но уже с 324 года солид был введен в пользование на территории всей империи позднее стал основой византийской денежной системы.

Во время правления династии Константина были выпущены новый серебряные монеты – легкий милиарисий (1/72 фунта) и тяжелый милиарисий (1/60 фунта). Вес фоллиса с 5,2 г постепенно понизился до 1,5 г.

После полного распада Римской империи (395 год) его денежная система тоже сошла на нет. В 476 году Одоакр сверг Ромула, последнего императора Западного Рима. Император Восточного Рима Анастасий (491-518) упорядочил в 498 году систему бронзовых монет, и от этих мер уже берет начало византийская денежная система.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: