Средневековье

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕМИОТИКИ.

Лекция 2.

Вопросы

1. Что изучает герменевтика? Что есть герменевтика для Августина?

2. Чему посвящен трактат Августина “О христианском учении”?

3. Что, по мнению Августина, предполагает понимание Священного Писания?

4. Что такое «вещь» по Августину? На какие группы делятся вещи?

5. Что такое «знак» по Августину?

6. Каково соотношения вещи и знака?

1. Схематически изобразите основные события в истории развития семиотики в период Средневековья.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Опишите взгляды Пьера Абеляра на проблему знака.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Укажите наиболее важные достижения Роджера Бэкона в области семиотики.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Приведите примеры знаков в соответствии с классификацией Роджера Бэкона.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Укажите основные понятия науки о знаках, которые определяются уже в Раннем Средневековье.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Продолжите заполнение таблицы «Ученые Средневековья и их идеи о знаке».

Ученые Идеи
  «Мысленные слова» - природные слова, одинаковы для всех людей, служат мысленными образами вещей, обозначают свои объекты более выразительно, чем любые другие слова и поэтому могут быть названы подлинно словами.
  Пьер Абеляр  
    Впервые высказал предположение о возможности существования отраслевых семиотик, изучающих разные типы знаков.
  Роджер Бэкон  
  Бонавентура  
  Все национальные языки грамматически идентичны. Природа вещей одинакова для говорящих на разных языках, таковы и способы бытия, понимания; и способы обозначения. И поэтому вся грамматика одного языка одинакова с грамматикой в другом языке.
  Вильям Оккам  
  Определял письменный термин как термин, воспринимаемый зрением, поясняя, что письменный термин называется так не потому, что это написанное, состоящее из символов или букв, но скорее потому, что он представляет нечто мыслительной способности посредством зрения.

7. Опишите сферу научных интересов ученых школы так называемых модистов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

8. Назовите основные положения модизма, которые вызвали существенную критику со стороны логиков. На чем была основана эта критика?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Каково основное изменение понятий, происходящее в середине XIIIв? Каковы последствия нового подхода?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Опишите взгляды В.Оккама на проблему знака.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Каковы основные представления о знаке и значении, характерные для менталистской логики, появившейся в начале XIV в., и продолжавшей доминировать в позднее Средневековье?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Что в понимании знака (значения) стояло на первом плане у логиков Парижской школы Джона Майера? Чем их взгляды отличались от взглядов В. Оккама?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

13. Как расширяются представления о знаке в конце XV - начале XVI в.? Какая роль отводится мысленным знакам? письменным знакам?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Как, по мнению Хуана де Ориа, различаются термины с абсолютным значением и термины со значениями при определенных обстоятельствах? Приведите пример влияния ситуационного контекста на значение нелингвистических знаков.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: