1. Понятия зависимости, закона, закономерности
2. Общие,частные и специфиические законы организации
3. Особенности законов организации и законов для организаций
Литература:
1. Беляев А. А., Коротков Э.М. Системология организаций: Учебник – М: Инфра – М, 2000.
2. Теория организации: Учебник / Под ред. В.Г. Алиева –М: Луч, 2005.– 416 с.
3. Смирнов Э. А. Основы теории организации: Уч. пособие. – М.: Аудит,1998
Законы науки — это знание, формулируемое людьми в понятиях, которые отражают объективные процессы, происходящие в природе и общественной жизни на микро - и макроуровнях. Закон есть отражение объективных и устойчивых связей, проявляющихся в природе, обществе и человеческом мышлении. Они могут носить всеобщий, т. е. всеприродный, и частный, специфический характер, отражать строго количественные и качественные связи, относиться к законам функционирования и законам развития, законам динамическим и статистическим. Динамические законы проявляют себя через однозначность причинно-следственных связей, в то время как статистические законы представляют единство необходимых и случайных событий. Закономерность есть объективно существующая устойчивая связь между явлениями и их причинами. Закономерности выявляются в результате обобщения фактов в определенной области [24].
|
|
. Закон богаче закономерности тем, что относится к большей массе соответствующих явлений, охватывает всю совокупность этих явлений. Кроме того, если закономерность выявляется обязательно в результате обобщения фактов, то закон может быть выявлен в ходе теоретического анализа и уже в дальнейшем подтвержден (или опровергнут) фактами.
Закономерности, как и законы, подразделяются на статистические и динамические. Первые обобщают многозначные связи, вторые - однозначные. Поскольку статистические закономерности обобщают информацию, относящуюся только к определенному пространству и времени, они выступают не как всеобщее (всеобщим являются законы), а как особенное. При расширении границ пространства и времени закономерность перерастает в закон.
Естественно, что в законе отражается лишь основная, главная черта действительности, но на деле действительность - сложнейший организм с многочисленными связями, отношениями, признаками. Чтобы понять законы действительности, нужно пройти многие промежуточные ступени, звенья. Поэтому собственно законы открываются. как правило, на базе уже открытых закономерностей, что соответствует общему ходу человеческого познания, которое идет от единичного (зависимость), к особенному (закономерность) и всеобщему (закону). С другой стороны, действие законов обнаруживается через действие закономерностей. Следовательно, процесс познания и истолкования объективного мира идет от единичного факта (зависимости) к особенному (закономерности) и снова к единичному.
|
|
Саму закономерность можно трактовать как ступеньку к открытию закона и как форму проявления действия одного или нескольких законов.
Если рассматривать генезис закономерностей, то они как и законы порождаются самой действительностью, выступают отражением ее причинно-следственных связей.
В основе открытия закономерностей лежат факты, количественные и качественные зависимости между ними. Зависимость есть «отношение одного явления к другому как следствия к причине» (54, с. 184). Таким образом, прослеживается довольно явная взаимосвязь между зависимостью, как причинно-следственным отношением одного явления к другому, закономерностью, как объективно существующими устойчивыми связями между явлениями, их причинами и следствиями, и законами, отражающими общие, устойчивые, повторяющиеся отношения между ними.
Все вышесказанное непосредственно относится к законам организации и характеризует их как выявление устойчивых организационных связей мирового целого. В этом смысле законы организации присущи целостным образованиям в природе и обществе. Они отражают существенные внутренние организационные связи как между частями целого, так и между целостными объектами, а также законы развития организационных процессов во времени.
М |
ожно выделить общие законы теории организации как всеобщей организационной науки, а также частные и специфические законы, являющиеся предметами изучения таких, скажем, конкретных организационных наук, как теория организаций, теория социальных организаций, теория управления, организация производственных систем и др. В этой связи рассмотрим более подробно общие и специфические законы организации и характер их проявления.
Выявление, адекватное определение объективных закономерных тенденций (законов) организации – дело сложное, но некоторые законы выявлены обоснованы и адекватно сформулированы. К общим законам организации относятся следующие законы:· синергии,·наименьших,· самосохранения, ·упорядоченности, ·единства анализа и синтеза, ·развития (онтогенеза), ·композиции,· пропорциональности.
Все эти законы образуют теоретический фундамент и определяют место и роль теории организации как самостоятельного научного направления. Они выражают как количественные, так и качественные стороны организационных явлений и процессов в их единстве и служат внутренней мерой этих процессов, что является одним из основных условий их использования в практике. Названные законы организации помогают правильно подойти к оценке и использованию организационного опыта, его более глубокому познанию.
Впервые общие законы организации были сформулированы основоположником организационной науки А.А. Богдановым. Открытые им законы наименьших, пропорциональности, равновесия и другие легли в основу формирования общей теории систем и во многом предвосхитили системный подход Людвига фон Берталанфи. Большая заслуга в разработке общих законов организации принадлежит отечественным ученым А. Пригожину, II. Керженцеву, М. Сетрову, К. Адамецки и другим.
Теория организации - сравнительно молодое научное направление, соответственно и ее законы еще не в полной мере получили признание. Поэтому углубленное изучение законов организации является важным фактором становления этой теории как науки.
Под группой частных законов большинство исследователей понимают существенные связи и отношения, обусловливающие процессы самоорганизации и упорядочения в подсистемах общества – экономической, политической, социальной и духовной – и организационных системах меньшего масштаба и уровня. Например, к частным законам в экономической системе можно отнести закон стоимости, закон взаимосвязи между ценой, спросом и предложением и др.
|
|
В выявлении и формулировании специфических законов организации исследователи не имеют полного единства: одни считают что надо различать законы организации и субъективные законы для организаций, другие не выделяют никаких особых законов для организаций. Мы будем придерживаться первой точки зрения. По мнению ряда авторов, особенности формирования и содержание деятельности организаций, их функционирование и развитие обусловлено воздействием повторяющихся устойчивых связей и отношений, присущих только этому типу организаций. Например, атрибутивное свойство коммерческих организаций получение прибыли, предпринимательского дохода и их оптимальное распределение между учредителями организации, накоплением и потреблением. Некоммерческие организации не считают извлечение прибыли основной целью своей деятельности - более того, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» запрещает им такую деятельность; они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она помогает достижению целей ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Различие целей и содержания деятельности организаций порождает действие специфических объективных тенденций (законов)
Существуют и другие, более частные условия и причины проявления специфических законов становления, развития и функционирования организаций, которые могут быть установлены только при вдумчивом, тщательном изучении и исследовании различных форм организации.
Знание и творческое применение действующих в социальных организационных системах законов позволяет сознательно создавать условия для благоприятного их действия, предвидеть и прогнозировать развитие организационных процессов, формулировать обоснованные и реальные цели управления, принимать оптимальные решения и эффективно их реализовывать.
|
|
В |
любой организации имеются управляемые, частично управляемые и неуправляемые процессы. Например, процесс принятия решения и исполнения его, процесс управления сбытом продукции, воспитательный процесс и т.д. Каждый процесс включает четыре составляющие (рис. 1.):
• входное воздействие (вход). Им может быть поступающая информация, распоряжение вышестоящего руководителя, инициатива самого руководителя;
• преобразование входного воздействия (функция 1). Оно заключается в обработке входного воздействия по известному или новому алгоритму;
• результат преобразования входного воздействия (выход). Им может быть управленческое решение или исполнительское действие самого руководителя;
• влияние результата на входное воздействие (функция 2). Оно заключается либо в корректировке алгоритма обработки начального входного воздействия (2) либо в изменении (усилении или ослаблении) его значения (1).