Контроль знаний — необходимая составляющая часть учебно-воспитательного процесса. Она включает выявление, измерение, учет и оценку полученных знаний и умений. Контроль направлен на выявление достижения цели обучения— формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, умений и навыков. Таким образом, главная задача КЗ — проверка уровня усвоения, а также закрепление полученных знаний.
Функции КЗ:
- управляющая — это получение информации о ходе и результатах учебной деятельности, корректировка содержания уровня доступности и методов работы.
- оценочна — получение сведений об исходном уровне знаний и умений, оценка результатов обучения в конце темы или общего курса.
- контролирующая — ориентир для родителей, а также для детей в процессе их обучения, учителю показывает недочёты и достижения в работе.
- обучающая — это совершенствование знаний программного материала (происходит осмысление, систематизация и закрепление знаний).
- воспитывающая — воспитание трудолюбия, ответственности, аккуратности. Формирование нравственных и волевых качеств.
- развивающая — развитие процессов мышления, формирование основных видов учебной деятельности (интеллектуальной, практической, общенаучной).
- стимулирующая — полученная оценка стимулирует учащегося активизировать свою деятельность для улучшения результатов.
- прогностическая — возможность прогнозировать успешность дальнейшего обучения в старших классах средней школы, средне-специальных и высших учебных заведениях на основе результатов контроля.
Требования к КЗ:
|
|
- объективность — самый объективный это побалловый контроль;
- регулярность — КЗ должен проводится регулярно и последовательно
- дифференцированность — КЗ должен быть индивидуален в зависимости от уровня образованности конкретного учащегося и от его психических и физических возможностей
- целенаправленность и мобильность — …….и т.д. (самостоятельно см. Таблицу в Приложении)
…………………………
Формы и методы контроля знаний и умений:
- предварительный – диагностика начального уровня знаний;
- текущий контроль (на каждом уроке) – поурочный контроль для диагностики усвоения основных элементов;
- промежуточный – по ходу изучения крупной темы, по материалу нескольких уроков;
- тематический контроль - в конце изучения темы;
- итоговый - по результатам определенного учебного периода (четверть, год, 9 кл., 11 кл.)
Виды КЗ по участникам процесса:
- внешний
- взаимоконтроль
- самоконтроль
Методы контроля текущего уровня знаний:
ü устный опрос
ü Уплотненный опрос
ü Фронтальный опрос
ü Проверка Д/з
|
|
ü Проверка дневников наблюдений
ü Оценка результатов опытов
ü Тестирование
ü Оценка решения биологических и генетических задач
ü Заполнение таблицы
Уплотненный опрос — проверка знаний проводится сразу же у нескольких учащихся различными приемами и методами (н-р: 1 рис схему, 2 готовит опыт, 3 – заполняет табл., а с остальными учащимися класса учитель работает фронтально или индивидуально)
Фронтальный опрос — работа со всем классом по вопросам темы. Особое внимание отводит логичности и последовательности разъяснения вопросов, порядка работы над вопросами. В результате опроса необходимо подчеркнуть основные выводы по теме.
Устный опрос — от учащихся требуется ответ по вопросу в виде связного рассказа, умение иллюстрировать ответ рисунками или схемами. Учащийся должен уметь приводить примеры. Целесообразно в 5-6 кл. на начальном этапе изучения биологии просить учащихся составить план ответа на вопрос, причем в таком случае отвечать на вопрос могут два человека (1-составляет план ответа, 3-отвечает по этому плану). В старших классах вводят систему рецензирования. Рецензия на каждый ответ. Рецензирующий обращает внимание на логичность ответа по вопросу и соответствие ответа теме вопроса. Проговаривает положительные и отрицательные стороны ответа, дополняет ответ по объёму. Требования к учителю: не перебивать, стараться исправлять ошибки с помощью учащихся, обращать внимание на неточности и ошибки с помощью вопроса, возможно использование вспомогательных (наводящих) вопросов, при оценивании ответа необходимо обоснование.
Основные приёмы учета знаний:
1. приёмы словесных методов (устный ответ на вопрос, устный ответ на тему (рассказ), коллективное заполнение таблицы на доске с комментариями, решение биологических задач);
2. приёмы наглядных методов (составление рисунка с указанием частей, надписывание частей готового схематического рисунка, сравнение объектов, рассказ по таблице или картине, узнавание препарата под микроскопом, монтировка схемы на доске из готовых рисунков, демонстрация подготовленного опыта с объяснением выводов).
3. приемы практических методов (приготовление препарата, воспроизведение практической работы, повтор опыта).
Одна из форм текущего контроля знаний – работа по дидактическим карточкам, которые составляются по теме текущего или предыдущего урока и содержат задания разно уровня сложности (дифференциация дидактических карточек обязательна!)
Как правило, первый вопрос ориентирован на определение понятия; второй – на установление логической связи, например между строением какого-либо органа и выполняемой им функцией, на определение соответствия понятий, определений и примеров, установление верной последовательности процессов и т.д.; третий – сравнительные характеристики предложенных явлений, развернутый ответ с привлечением знаний из пройденного ранее материала или знаний, находящихся в «зоне ближайшего развития» и др.
Дидактические карточки могут быть: самостоятельными и составными (карточка с вопросами + ксерокопия с иллюстрациями или текстом. по которым заданы вопросы).
Пример:
1. Назовите органы, обозначенные на карточке цифрами 1-8 (3 балла);
2. Расскажите о газообмене в альвеолах легких (1 вариант)
Расскажите о строении дыхательной системы и приспособлениях к выполняемой функции (2 вариант) (4 балла)
3. Расскажите об эволюции дыхательной системы животных (5 баллов)
Итоговый КЗ:
В последнее время проводится в форме программированного контроля с использованием контрольно-измерительных материалов (тестов).
Назначение: дифференциация выпускников средней школы по уровню биологической подготовки с целью итоговой аттестации и отбора для поступления в ВУЗы.
|
|
Содержание ИКЗ определяется на основе:
1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии;
2. Обязательный минимум содержания среднего общего образования по биологии;
3. Примерная программа вступительных экзаменов в ВУЗы России.
Самостоятельно: структура ЕГЭ, требования к вопросам, примеры заданий разных уровней, преимущества и недостатки ЕГЭ.