Тема 28. Организация бюджетного контроля

Цель лекции: Определить кем осуществляется контроль за исполнением республиканского и местных бюджетов. Какие бывают формы и методы контроля.

Основные вопросы:

1. Содержание, задачи и значение бюджетного контроля.

2. Классификация бюджетного контроля.

3. Формы и методы бюджетного контроля.

4. Ревизия как ведущая форма бюджетного контроля.

1. Успешное и эффективное выполнение сложных задач в различных сферах финансово-экономической жизни общества зависит от соответствующей организации и видов контроля, форм и методов его проведения.

В зависимости от субъектов контроля различают:

государственный бюджетный контроль осуществляется органами государственной власти. Он обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и целевое использование бюджетных ассигнований;

- ведомственный контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств. При этом проводится расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субвенций, субсидий и другой финансовой помощи из бюджета. В настоящее время значение данного вида контроля снизилось. Ведомства стали ликвидировать свои ревизионные управления, что позволяет многим из них тратить бюджетные средства практически безконтрольно (на фоне ослабления гос.контроля). Поэтому представляется целесообразным усилить его эффективность и значение;

- общественный контроль осуществляется неправительственными организациями и учреждениями. Объект контроля зависит от поставленных перед проверяющими конкретных задач;

независимый контроль проводится специализированными аудиторскими фирмами и

службами;

, - правовой контроль проводится правоохранительными органами в форме ревизий, __^__судебно-бухгалтерской экспертизы и др. ^ По времени проведения бюджетный контроль подразделяется:

1. Предварительный, бюджетный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, разработки и принятия законодательных актов по бюджетным и налоговым сборам. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению неправильного, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и соответствия проектируемых показателей бюджета с данными программами развитии территорий и страны в целом.

2. Текущий контроль- основной вид деятельности субъектов бюджетного контроля. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных организаций повседневно в течении финансового года, соблюдения финансовых норм и нормативов. Текущий финансовый контроль опирается на первичные документы, оперативного и финансового учета и отчетности, на результаты текущего анализа, посредством которых выявляется уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета, своевременное и целенаправленное финансирование программ, дается оценка действующему законодательству, исследуются вопросы регулирования и стимулирования социально-экономического развития общества.

3. Последующий контроль проводится по окончании финансового года или счетного периода, при котором проверяется количественное и качественное выполнение поступлений платежей, исполнение смет бюджетных учреждений. Путем аналитической работы на базе отчетных бухгалтерских документов выявляются причины отклонения данных от плановых, правильность, своевременность и законных произведенных расходов.

К основным методам бюджетного контроля относятся- документальная и камеральная проверки, экономический анализ, ревизия и обследование. Документальная проверка проводится непосредственно на предприятии, в организации, учреждении в присутствии должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская и статистические отчетности, смете расходов и отчеты к ним, декларации и прочая документация.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов, предоставляющих ему предприятиями, учреждениями и организациями. Основные задачи камеральной проверки следующие:

получение, проверка и обеспечение сохранности отчетов, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов к ним;

- осуществление контроля заправильностью начисления финансовых санкций к •_____ладэушителям бюджетно-налоговой дисциплины.

Обследование заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с

отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждений. Могут проводится контрольные замеры работ, расход топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте и т.п.

Важный метод проведения бюджетного контроля- анализ исполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней, смет расходов бюджетных учреждений. Его роль в управлении государственными финансами, финансами хозяйствующих субъектов, а также в регулировании социально-экономических процессов в обществе в рыночных условиях значительно возрастает. При этом анализу должна подвергаться и бюджетно налоговая система сама по себе, и ее влияние на различные стороны общественной жизни общества.

Научно обоснованное и всестороннее проведение бюджетного анализа служит основой для выработки долгосрочной политики в РК, позволяет использовать бюджет как активный инструмент регулирования воспроизводственных процессов.

*/» Ревизия - наиболее распространенная и ведущая форма бюджетного контроля, представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля и направленных на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершения хозяйственных операций и выделения бюджетных средств, соблюдения финансовой дисциплины, достоверности ведения учета в целях выявления недостатков и нарушений в деятельности контролируемого объекта.

Основные задачи ревизии как основной формы бюджетного контроля: соблюдение финансовой дисциплины;

- своевременное и правильное прохождение всех этапов бюджетного процесса и сметного финансирования;

правильность ведения бухгалтерского учета, составление отчетности;

- пресечение фактов безхозяйственности, расточительности других видов нарушений. Объектами ревизий выступают:

государственные и • территориальные органы власти и управления, их структурные

подразделения;

производственно коммерческие и акционерные предприятия и организации с

государственным участием;

предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, финансируемые за

счет бюджетных средств или получаемые государственную помощь в виде субсидий,

ссуды.

Предпринимательские структуры и физические лица в части получения адресной финансовой помощи от государства, уплаты налогов и осуществление деятельности, регулируемой государством.

В специализированной литературе существуют несколько концепций и признаков, по которым классифицируются ревизии. Можно выделить следующие из'*них: ведомственная принадлежность ревизируемых органов; полнота охвата деятельности ревизуемого объекта;

- глубина проведения ревизии;

- степень охвата данных.

По полноте охвата данных ревизуемого объекта различают ревизии полные и частичные, комплексные и тематические.

Полная документальная ревизия предполагает проверкувсех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, а частичная - отдельных сторон или участок этой деятельности либо определенных специфик затрат, например расходов на

^коммандировочные расходы.

Самые распространенные и прогрессивные - комплексные ревизии, включающие в себя все участки и стороны деятельности ревизируемого предприятия. Ревизии подвергаются финансовая и хозяйственная деятельность предприятия и организации, эффективность использования финансовых ресурсов, состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетности, соблюдение финансовой деятельности.

Тематическая ревизия проводится для проверки определенного участка деятельности ревизируемого предприятия и организации. Проверяя однородные объекты, ревизии дают представление о состоянии определенного участка деятельности не только одного ревизуемого предприятия, но и других типичных предприятий, что способствует вскрытию и устранению выявленных недостатков и нарушений в целом по всем однотипным участкам хозяйствующих субъектов.

Нормативная проверка в бюджетном контроле - основная из приемов документальной ревизии. Суть ее заключается в сопоставлении фактических расходов с нормативными. Этот прием используют при проверке правильности применения материальных и денежных норм и нормативов при составлении сметы расходов бюджетных учреждений, обоснованности составления расчетов к смете, правильности списш

Нормы - в зависимости от метода разработки - могут быть расчетными и средними. Для того чтобы удостовериться правильности установления расчетных норм, применяют прием технико-экономических расчетов, при котором проверяютсяплановые или фактические расходы за один год или за ряд лет по выполнению отдельных видов услуг.

Способ обратного счета основан на экспертной оценке материальных и финансовых затрат в целях получения определения величины необоснованных списаний в расход средств, которые по времени ревизий имеются в наличии и на складах и счетах предприятия.

Важный этап ревизионного процесса - составление акта ревизий. Основные требования, предъявляемые к нему - правдивость и объективность. Акт ревизий - официальный документ, на основании которого делается выводы о деятельности предприятия и пригимаются соответственные финансовые и административные нарушения. Акт - основной документ, отражающий все недостатки и нарушения выявленные в ходе ревизии. Приложение к акту ревизии - разовые и промежуточные акты и справки проверок, составленные членами ревизионной бригады по результатам контрольных проверок, акты инвентаризации материальных ценностей, наблюдений спрвки информационного характера, расчеты по налогам и сборам, к смете расходов.

Акт ревизии состоит из трех частей: вступительной (вводной), описательной (основной) и результативной (заключительной). Каждый факт выявленного нарушения должен быть всесторонне проверен, отражен в акте ревизии полностью с указанием времени совершения данного неправомочного действия, сделанных бухгалтерских проводок, стоимостной оценки нарушений, фамилии должностных и виновных лиц. Эти факты должны иметь строжайшую

объективность и точность, излагаться со ссылкой на первичные документы, так как сводные ^регистры не всегда имеют правильную информацию реализуемого объекта. / Последний завершающий этап проведения ревизионной работы - принятие решения по акту проверки и контроль за его исполнением. После ознакомления, с актом ревизии и со всеми прилегающими к нему документами руководитель учреждения, назначивший ревизию, не позднее в двухнедельный срок с момента подписания акта или завершения ревизии должен вынести необходимое решение по устранению скрытых нарушений и недостатков, с применением финансовых санкций к нарушителям бюджетно-налогового законодательства.

При проверке ревизии финансовых органов по вопросам составления и исполнения бюджета результаты ревизии докладываются руководителям администрации соответствующего уровня.

Контрольные вопросы:

1. Какие органы бюджетного контроля существуют в Казахстане

2. В чем заключается преимущество перехода на казначейскую систему исполнения бюджета.

3. Каковы функции и задачи счетного комитета по исполнению республиканского бюджета, комитета финансового контроля и комитета казначейства Министерства финансов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: