Управление дебиторской задолженностью

Управление дебиторской задолженностью тесно связано с управлением денежными средствами и запасами готовой продукции.

Функции, которые должен выполнять финансовый менеджер по управлению дебиторской задолженностью:

1. Определение политики предоставления товарного кредита и инкассации дебиторской задолженности покупателей.

2. Анализ и ранжирование показателей в зависимости от объема покупок, кредитных историй и условий оплаты.

3. Контроль расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности.

4. Прогноз объемов поступлений денежных средств и определение приемов ускорения расчетов с покупателями.

Конкретные приемы по управлению дебиторской задолженностью включают:

1. Применение АВС метода контроля дебиторской задолженности (дебиторская задолженность ранжируется и анализируется по аналогии с АВС методом контроля за запасами).

2. Анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров.

3. Оценка реальной стоимости дебиторской задолженности с учетом временного фактора.

4. Учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности.

5. Уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов.

6. Определение соотношения дебиторской и кредиторской задолженности.

7. Определение размеров скидок при досрочной оплате.

8. Оценка возможностей факторинга.

Большую роль играет правильное заключение договоров с покупателями и поставщиками. С целью максимизации притока денежных средств предприятию необходимо использовать договора с гибкими условиями, сроками и формами оплаты.

Формы оплаты:

· предоплата (обычно сопровождается скидкой);

· частичная предоплата;

· передача на реализацию (предприятие сохраняет право собственности на товар до момента оплаты и может его вернуть, если за продукцию не рассчитаются);

· выставление промежуточного счета (эта форма характерна при длительных договорах; она предполагает оплату по мере закрытия этапов работ; применяется в строительстве, при оказании консультационных, научных, конструкторских услуг);

· банковская гарантия (банк возмещает поставщику некоторую сумму, если должник не оплатит товар).

Гибкое ценообразование используется в договорах для защиты предприятия от инфляционных убытков. Гибкие цены могут быть привязаны к доллару, к общему индексу инфляции, к индексу инфляции на конкретную продукцию. Гибкие цены могут учитывать фактический срок оплаты и прибыль от альтернативных вложений.

Налоговый кодекс ужесточил санкции за ошибки в расчетах. Предприятия должны продавать свою продукцию по цене не ниже рыночной (раньше было не ниже себестоимости).

Стратегия заключения договоров:

1. Желательно, чтобы договора были гибкими.

2. Если невозможна полная предоплата, то надо включать частичную предоплату в договоре.

3. Надо оценивать влияние скидок на финансовые результаты.

4. Надо устанавливать вознаграждение персоналу отдела сбыта в зависимости от эффективности мер по продажам и получению платежей.

5. Предложение скидок оправдано в тех случаях, когда оно ведет к увеличению объемов продаж и прибыли.

6. В тех случаях, когда скидки снижают финансовые результаты предприятия, но одновременно предприятие испытывает недостаток денежных средств, надо предоставлять скидки, даже если финансовый результат отрицательным. В данной ситуации назначение скидок – это приток денежных средств.

7. При прочих равных условиях скидкам за предоплату должно отдаваться предпочтение перед штрафами за просрочку платежей.

Влияние инфляции и учет альтернативных вложений на размер скидки.

Существуют два вида скидок:

1. Скидки на продукцию предприятия.

2. Скидки на сырье для предприятия.

Рассмотрим на примере первый вид скидок.

Оценить возможность предоставления скидки при досрочной оплате. Предприятие вынуждено компенсировать увеличение дебиторской задолженности за счет кредитов банка.

Показатели Вариант со скидкой Вариант без скидки
1. Условия Предоплата и скидка 10% Отсрочка 30 дней
2. Индекс цен (при инфляции в 3%) - 1,03
3. Коэффициент падения покупательной способности денег - 1 / 1,03 = 0,971
4. Потери от инфляции на 1 тыс. руб. - 1000 – 1000 * * 0,971 = 29 руб.
5. Потери от предоставления скидки с 1 тыс. руб. 1000 * 0,1 = 100 руб. -
6. Общий результат от скидки и инфляции с 1 тыс. руб. 100 руб. 29 руб.
7. Оплата процентов банковского кредита (36%) - 1000 * 0,36 / 12 = = 30 руб.
8. Доход от альтернативных вложений (при рентабельности 10% в месяц с учетом инфляции) 900 * 0,1 * 0,971 = = 87,39 руб. -
9. Результат от предоставления скидки, потерь от инфляции и выгоды от альтернативных вложений от 1 тыс. руб. 100 – 87,39 = = 12,61 руб. 29 + 30 = 59 руб.

Потери при предоставлении скидки меньше, чем при отсрочке в 30 дней, следовательно, скидка выгодна для предприятия.

Рассмотрим на примере второй вид скидок.

Показатели Скидка 5% Без скидки
1. Момент оплаты При отгрузке Через 45 дней
2. Оплата за сырье на 1 тыс. руб. 950 руб. 1000 руб.
3. Расходы по выплате процентов (123%) 950 * 1,23 * 45 / 360 = = 146 руб. -
4. Итого расходов 950 + 146 = 1096 руб. 1000 руб.

Скидка в 5% предприятию не выгодна. Минимальный допустимый размер скидки равен 123% * 45 / 360 = 15% (для оплаты при отгрузке), что составляет 1000 * 15% = 150 руб. с 1 –тыс. руб.

1. Управление запасами.

В рамках этого вопроса мы рассмотрим следующие подвопросы:

1. Финансовые аспекты управления запасами.

2. АВС метод контроля запасов.

3. Определение оптимального размера заказа.

1. Финансовые аспекты управления запасами.

Существуют следующие виды запасов:

· сырье, материалы;

· готовая продукция;

· незавершенное производство;

· транспортные запасы.

Менеджер должен знать способы управления запасами и оптимизировать расходы.

Виды затрат, связанные с запасами:

1. Стоимость запаса (сырья и материалов), т.е. стоимость предмета закупки. Она зависит от размера партии (чем она больше, тем больше скидка, тем меньше цена на одну партию).

2. Издержки на оформление запаса:

1. конторские расходы на оформление заказа на покупку;

2. транспортные расходы;

3. расходы по приему грузов.

3. Затраты на хранение запасов

1. складские расходы, в т.ч. коммунальные, аренда склада, зарплата персонала;

2. налоги и страховые сборы, зависящие от стоимости запаса (например, налог на имущество);

3. падение ценности запасов из-за старения, порчи и кражи.

4. Издержки, вызванные отсутствием запасов (в основном это все косвенные издержки: это потери, вызванные снижением сбыта, утраченными клиентами; простои из-за недостатка сырья; затраты, вызванные частичными или срочными отгрузками).

Финансовый менеджер должен думать об экономии средств и оптимальном управлении запасами.

Эффективное управление запасами позволяет:

· уменьшить потери из-за дефицита материалов;

· ускорить оборачиваемость запасов;

· свести к минимальному излишки товарно-материальных запасов, которые увеличивают стоимость и замораживают денежные средства;

· снизить риск порчи и старения товара;

· снизить затраты на хранение запасов.

1. АВС метод контроля запасов.

Согласно методу АВС контроля запасов все виды запасов можно разделить на три группы в зависимости от степени важности и др.

А – включает ограниченное количество запасов более ценных видов ресурсов, которые требуют постоянного четкого контроля и учета. Для этих запасов обязателен расчет оптимального размера заказа. Эта группа более многочисленная по удельному весу (примерно 50-60%).

В – составляют запасы, которые в меньшей степени нуждаются в контроле. Они проверяются при ежемесячной инвентаризации. Для них применима методика оптимального размера заказов.

С – включает большой ассортимент малоценных видов запасов. Они заключаются в больших количествах и не требуют тщательного планирования при осуществлении закупок.

Конкретное применение метода: необходимо оценить общую массу запасов, сгруппировать ее в порядке убывания по стоимость, разделить на три группы и принимать решение по планированию запасов отдельно по каждой группе.

Применение этого метода позволяет сконцентрировать внимание на запасах вида А, которые по стоимость составляют большую величину.

2. Определение оптимального размера заказа.

Пусть запас расходуется равномерно.

Запасы (Q)      
Q / 2      
     
      Время (t)

Существует понятие среднего уровня запасов. Для поддержания такого объема запасов предприятию необходимо делать затраты.

Z1 = C * Q / 2,

Z2 = S * O / Q,

Z0 = Z1 + Z2 = CQ/2 + SO/Q, где

Z1 – затраты на хранение;

С – удельные затраты на хранение единицы запаса;

Z2 – затраты на заказ;

S – потребность в заказе;

О – стоимость единицы заказа;

Z0 – совокупные затраты.

Оптимальный объем заказа (QОПТ) достигается в той точке, где совокупные затраты минимальны.

QОПТ = (2SO/C)1/2 – формула Уилсона.

В той формуле знак радикала ослабляет зависимость оптимального заказа от других факторов.

Объем запаса        
Q/2        
       
Резервный запас        
  Интервал пополнения запаса (У)     Время

У = t / N З,

N З = S / QОПТ, где

t – время выполнения заказа,

N З – количество запасов за интервал времени t.

Рассмотрим пример.

Потребность в запасах составляет 2000 единиц (S) на 100 дней (t). Стоимость выполнения заказа равна 100 руб. (O). Стоимость хранения единицы запаса равна 10 руб./ед. (С). Необходимо определить оптимальную величину заказа.

QОПТ = (2*2000*100/10)1/2 = 200 единиц;

N З = 2000/200 = 10 заказов;

У = 100/10 = 10 дней;

Таким образом, через каждые 10 дней необходимо осуществлять заказ сырья и материалов.

Транспортировка заказа занимает 3 дня. Следовательно, заказ надо возобновлять через 7 дней.

Формула Уилсона – ценный инструмент контроля, который позволяет оптимизировать запасы, контролировать величину и сроки возобновления заказа.

Применение АВС метода позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных видах запасов, определять их оптимальный размер, задавать величину резервного запаса и оптимизировать издержки, связанные с хранением запаса, в том числе минимизировать налог на имущество и высвобождать денежные средства на цели развития предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: