Свами Вивекананда. Когда, при первом моем посещении Прашанти Нилайам, я обнаружил, что многие приверженцы Саи Бабы говорят о нем как об аватаре

Когда, при первом моем посещении Прашанти Нилайам, я обнаружил, что многие приверженцы Саи Бабы говорят о нем как об аватаре, я приступил к изучению и стал читать все, что я смог найти об этом индийском учении божественных воплощений. В действительности, конечно, это не исключительно индийское учение. Христианство учит, что Иисус, плотник из Назарета, был воплощением Триединого Божества, но оно утверждает, что это было единственным воплощением Бога, уникальным событием в долгой истории жизни человека на земле.

Индуизм, или Санатана Дхарма и буддизм Махаяны, напротив, используют иную концепцию, состоящую в том, что на земле было множество воплощений Божества. В своей простейшей, самой элементарной форме, доктрина индуизма учит, что Вишну - член триединого Божества, связанный с поддержанием и эволюцией вселенной - принимает человеческую форму. Нарайана - всепроникающий аспект Вишну, считается началом, или семенем аватаров.

Шримад Бхагавата, пользуясь аллегорическим языком, в своей первой книге подтверждает истинность учения об аватаpax: «Пуруша [то есть первая личность, Бог], известный под именем «Нарайана», постигается йогами как обладающий тысячью голов, глаз, рук, ног и т.д., и как семя всех аватаров»

По этому же поводу она говорит: «Как бесчисленные реки рождаются в океане, никогда не высыхающем, так бесчисленны воплощения Господа; некоторые из них, такие как Рама, Кришна и т.д. - главные, но большинство - меньшие амсы (лучи) его высшего сияния.»

Итак, согласно этому учению, существуют аватары различных «степеней», и многие из великих духовных учителей Индии считаются воплощенными лучами божественного сияния - неполными, второстепенными аватарами. Немногие, Учителя учителей, вызвавшие огромное продвижение вперед духовной эволюции человека, именуются полными аватарами.

Но как нам понять этот вопрос в его глубинном метафизическом смысле? Согласно истинной религии, то есть мудрости, лежащей в основании всех великих религий, каждое человеческое существо - это воплощение божества в материи. Но, являясь воплощением Бога, человек представляет также и восхождение от низших форм жизни. Благодаря вошедшему в него бессмертному божественному духу, человек пробился вверх по пути духовной эволюции, и будет продолжать восходить, пока не поймет, не осознает вполне божественность своей природы; или, говоря другими словами, пока он не растворится в Боге, и не познает себя растворившимся. Итогом длинного пути множества его рождений в мире физической материи, как говорит Т.С.Элиот, будет прибытие туда, откуда он начал свой путь, но в первый раз познавшим место, где он находится, и то, кем он является. Иначе говоря, божественное семя станет тогда вполне выросшим растением.

В настоящем Человек - место встречи животного и божественного. По мере того, как из грязи он поднимается вверх, на него нисходит более высокий свет, вдохновляя его восходить и помогая ему в восхождении. Как говорил Христос, все люди являются и сыновьями земли, и сыновьями Бога. Но когда человек достиг конца своего пути и смыл земную пыль в «прохладных царствах небесной росы», что тогда? Нет больше желаний, ведущих его обратно на землю, нет кармы, нет «неоконченных дел», влекущих его назад. Если он возвращается, если он перевоплощается, то это происходит от его любви к человечеству, его желания помочь своим собратьям - людям в их тяжелейшей борьбе. Лишь великое сострадание может быть единственным мотивом сойти на землю для того, кто достиг просветления, свободы, божественности.

Мы должны помнить, что тот, кто жил как человек, и окончательно и полностью осознал себя как Бога, растворяется в духовной сути всех людей, в Божестве. Он становится, говоря словами предания, частью мириадов глаз, рук и ног Нарайаны. Если он еще раз воплощается на земле, это воплощается Бог, поскольку освобожденная душа и Бог - одно и то же.

Философ может пытаться провести различие между божественным человеком и божественным в человеке, между «восхождением» и «нисхождением». Но когда высокообразованный приверженец Бабы спросил его об этом, Баба ответил, что в действительности между ними нет различия, что мы можем называть это «восхождением» или «нисхождением», поскольку присутствует и то и другое, и оба слова правильны. Наши ограниченные умы не способны по-настоящему понять этот глубокий вопрос. Мы можем понять лишь, что полный аватар, хотя и является человеком внешне, человеком по телу, внутри себя - Бог.

Каковы же признаки и доказательства, по которым мы можем узнать полного аватара? Наиболее очевидные из них, конечно, сиддхи, сверхъестественные силы. Совершенно растворившись в Боге, он может распоряжаться всеми ими, без помощи мантры, тантры или янтры. Он получает, например, силу создавать что-нибудь из акаши, то есть, по видимости, из ничего. Та же самая сила даст ему способность как требуется увеличивать или уменьшать свойства или размеры и заставлять предметы утрачивать или изменять свою природу.

Важно отметить, что поскольку аватар отличен от мага, эти сиддхи не исчезают и не уменьшаются, как бы часто они не использовались, и они никогда не используются для личной выгоды - а только для блага других, или для прославления Бога.

Другой важный признак аватара - способность даровать божественную милость. Саи Баба говорит, что такая милость - в действительности награда за добрые дела, совершенные в прошлом, возможно, в прошлой жизни. Они подобны личным сбережениям, положенным в банк кармы и внезапно полученным оттуда благодаря силе аватара. Мы не помним о добрых делах, послуживших причиной, и оказавшийся в наших руках их плод воспринимается нами, как подарок небес.

Но, говорит Баба, существует также и особая милость. Она никак не связана с прошлыми добрыми делами. В банке кармы нет счетов, которыми вы могли бы воспользоваться, но вам отчаянно нужны какие-то средства. Богатый, обладающий пониманием и состраданием человек, может выступить вашим гарантом, и банк ссудит вам деньги. Особая милость в чем-то подобна этому, и аватар обладает силой даровать ее. Она может прийти как результат раскаяния и преданности Богу, и, таким образом, подобна выкупу.

Особая милость может изменить судьбу человека, и это же возможно и для ее противоположности - силе проклятия. По законам кармы, воздаяния, все люди рано или поздно пострадают за свои ошибки и недобрые дела. Но если преступления очень велики, аватар может ускорить и сосредоточить кармические последствия, наложив проклятие. Так, Господь Кришна обрек на длительные скитания Ашваттаму, убийцу слонов и спящих.

Если аватар выражает гнев, то это - праведный гнев, направленный на преодоление зла и содействие человеческому благу. За ним стоит сладостная любовь. Внешне, иногда, могут проявляться человеческие эмоции, но за ними присутствует постоянное блаженство того, кто живет в вечности. С вершин вечности, где он сосредоточен в полном сознании, вне майи (иллюзии), аватар видит прошлое, настоящее и будущее. Не затрагиваемый рамками времени и пространства, он видит причины и следствия, лежащие далеко за пределами наших, человеческих, кругозора и способности суждения. Поэтому часто трудно понять его слова и поступки. Обычным людям, видящим лишь малую часть великой картины жизни, они могут казаться загадочными, порой даже неразумными. Поэтому мы говорим, что аватар непостижим.

Имеются, также, некоторые внешние признаки, по которым разумные люди могут узнать Бога в человеческой форме. Неполные аватары, обладающие, по-видимому, некоторыми подобными особенностями, приходили довольно часто, особенно в Индию. Некоторые, например, жили и учили на протяжении последних столетий. Великие аватары, напротив, редки; между их воплощениями протекает много столетий. Они приходят, лишь когда положение дел на земле достигло критической стадии, когда существует серьезная опасность, что злые, демонические, влекущие вспять силы, победят силы добрые, божественные, ведущие вперед. Они приходят, подобно сильнодействующему лекарству, чтобы уничтожить вредящие человечеству яды и дать толчок эволюции человеческого сознания. В часто цитируемом тексте Бхагавад-Гиты Господь Кришна, говоря как сам Бог, утверждает: «Всякий раз, когда добродетель в упадке, а зло торжествует, Я проявляю себя. Для установления добра, для уничтожения зла, чтобы спасти добродетель, Я прихожу из века в век.

Нет сомнения, что сегодня мы живем в эпоху великого кризиса. «Мир - это тело Бога, - говорит Баба. - В теле - раковая опухоль, и ее необходимо удалить.» Может ли рак быть вылечен, или же он должен быть удален хирургически? Другими словами, должна ли произойти катастрофическая война, Армагеддон, прежде чем человечество (то, что от него останется), научится жить в мире и братстве? Или выздоровление принесет более мягкая терапия?

Много лет назад Господь Кришна, небесный аватар и земной царь, более всех стремился к миру. Но в итоге он обнаружил, что хирургический метод войны необходим для удаления раковой опухоли того времени - могущественного военного сословия, ставшего высокомерным и злым и забывшего свою дхарму. За много столетий до того Рама был вынужден решить ту же проблему тем же самым образом. Ему пришлось сражаться, чтобы уничтожить ракшасов, демонов в человеческой форме, господствовавших на земле и препятствовавших божественному плану человеческой эволюции.

Что будет теперь, когда человеческий род едет по самому краю атомной пропасти, вручив вожжи невежеству и алчности? Смогут ли силы света взять управление в свои руки? Баба использует другую метафору: «Термиты снова на дереве. В древности дерево было срублено. Теперь мы попытаемся спасти его.» Поэтому, должно быть, надежда еще остается.

«Но почему необходим аватар? - могут спросить религиозные люди. - Если необходимо прямое вмешательство Бога, почему Он не может действовать оттуда, где Он находится? Почему Он должен воплощаться?» Саи Баба однажды сказал: «Тот, кто хочет спасти утопающего, должен прыгнуть в тот же водоем; Господь должен прийти сюда в человеческой форме, чтобы понять людей.»

Нам необходимо отметить, что принимая человеческую форму, божественное принимает некоторые человеческие черты и ограниченность. Он обладает человеческим телом, которому, как говорит Свами, он «должен платить налоги.» Если мы рассмотрим жизни известных аватаров, Рамы или Христа, мы обнаружим свидетельства о некоторых эмоциях, более человеческих, чем божественных - например, печали, тревоге, особом отношении к некоторым людям.

Мы можем удивляться, находя эти человеческие качества в личности воплотившегося Бога, но в действительности они делают его ближе нам. Благодаря им мы можем немного понимать его, и прийти к божественным качествам, стоящим за человеческими. Поэтому, именно становясь человеческим существом с некоторыми его несовершенствами, аватар может содействовать человеческому благу.

Баба поведал многое, связанное с его миссией в нашем мире. Вот две подробности: «Я пришел, чтобы починить древнюю дорогу, ведущую человека к Богу. Станьте искренними, умелыми инженерами, бригадирами и рабочими, и присоединитесь ко мне. Та дорога, о которой я говорю - это Веды, Упанишады и Шастры. Я пришел, чтобы восстановить и оживить их.» И еще: «Я пришел, чтобы посеять семена веры в религию и Бога. Вы могли слышать, как иногда говорят, что я стал Саи Бабой, когда меня ужалил скорпион. Хорошо, превратитесь в Саи Бабу, дав скорпиону ужалить себя, - бросаю я вызов каждому из вас. Нет, скорпион не имел с этим ничего общего. Фактически, скорпиона не было вовсе. Я явился в ответ на молитвы мудрецов, святых и искателей, чтобы восстановить дхарму.»

Практически все близкие преданные Бабы, особенно те, что знают его много лет, относятся к нему как к несомненно полному аватару. В этом их убедил их личный опыт, внутренние ощущения и интуиция.

Некоторые люди, например доктор К.М.Мунши, ощутили божественность Бабы при первой же встрече с ним. Вскоре после своего первого интервью у Саи Бабы, доктор Мунши писал в своем журнале: «Верный признак одержимой Богом личности - наличие у нее способности заронить семя веры в людей - семя, которое, когда оно расцветет, освободит их от алчности, ненависти и страха. Этим качеством Баба обладает в полной мере.»

Среди людей, видящих в Бабе божественное воплощение, есть и индийцы, и люди с Запада. После своего первого посещения Прашанти Нилайам, женщина из Германии, искренно и преданно искавшая свой путь, сказала: «Баба - это воплощение чистоты и любви.» Впоследствии, проведя с ним большее время, она написала в письме: «Я все больше убеждаюсь, что он - Иисус Христос, пришедший снова в своей полноте, как Сатья Саи Баба.»

Правда, некоторые люди, из числа посетивших Бабу и относящихся к нему как к обладающему сверхъестественными силами святому, не считают его воплощением Бога. Но так всегда было в мире. Многие из современников Кришны смотрели на него лишь как на человека; даже некоторые из великих йогов того времени, по-видимому, сомневались в том, что он - аватар; лишь немногие увидели его безграничное великолепие, и твердо знали, кем он является. То же самое, очевидно, верно и для Рамы.

А многие ли признали Христа, как высшего Бога, когда его сандалии ступали по пыли Палестины? Даже некоторые из его последователей не были убеждены в этом.

Но когда человек проводит с Саи Бабой дни и недели, будь это в особенной атмосфере его ашрама, или же в путешествии по многим местам, он скоро начинает чувствовать, что его личность намного выходит за обычные человеческие рамки. Помимо чудес, демонстрирующих его власть над природой, его способности быть повсюду и знать, что делают и думают его приверженцы («Я - радио и могу настроиться на вашу волну, - говорит он), его способности оказывать помощь и защиту, помимо всех этих сверхчеловеческих качеств, присутствует чистая, лишенная эгоизма любовь. Это, прежде всего остального, является признаком божественной природы. В человеке иногда видны проблески этой любви, проявляемой к детям, к больным, к слабым. В Бабе она присутствует все время, свободно истекая из божественного источника его природы, окутывая каждого, всех вместе и каждого по отдельности.

И за этой любовью стоит великая мудрость, глубинное интуитивное восприятие, наблюдающее действительное за игрой теней. У его преданных есть бесчисленные доказательства того, что Баба видит их прошлое, настоящее и будущее, что он знает их карму и то, через какие страдания они должны пройти, чтобы заплатить старые долги и узнать более глубокие жизненные истины, чтобы достичь освобождения. И он помогает им переносить эти страдания, когда их немедленное прекращение нецелесообразно. Он становится доброй, мягкой, снисходительной матерью, храбрым, сострадательным, милосердным отцом, пока сердца его детей не переполнятся слезами бхакти. Они удивляются: «Что я сделал, чтобы заслужить это? Конечно, я не достоин.»

Если бы нас попросили перечислить качества Бога, нашего духовного отца, большинство из нас назвало бы следующие: заботу о нашем благе, знание того, в чем действительно состоит это благо, неумолимую силу, заставляющую нас, когда необходимо, принять неприятное лекарство, способность помогать и направлять нас по узкому пути к нашему духовному дому, прощение и милосердие отца, радушно принимающего вернувшегося блудного сына, способность вносить значительные изменения в созданную им самим человеческую драму, и равную любовь ко всем его детям. Это, несомненно, наиболее очевидные качества в существующем у людей представлении о Боге. И все эти качества - все из них - имеющие глаза, чтобы видеть, увидели в Саи Бабе.

Кроме того, как говорит Библия, о дереве судят по его плодам. Плоды Бабы - это те его приверженцы, что полностью поручили себя его воле, и благодаря этому, на протяжении ряда лет, изменились. После встречи с ними западные посетители однажды заметили: «Преданные Бабы - замечательная реклама для него. Побыв с ними, даже не встречаясь с ним, знаешь, что Баба - это что-то особенное.» Я сам могу сказать, что никогда прежде, после лет, проведенных во многих местах, среди многочисленных групп искателей, я не встречал людей с таким дружелюбием, великодушием, сердечной теплотой и искренностью. Они были радостны, и я часто думал о словах св. Иоанна, сказанных им о ранних последователях Христа: «Мы любим друг друга, поскольку Он первый любил нас.»

Однажды я спросил одного ведантиста - преданного Бабы: «Как вы полагаете, Саи Баба - действительно аватар?» Тот отвечал: «Это, конечно, выше моего понимания. Но в его богоподобных любви, силе, безграничности, непостижимости и таинственности у меня нет сомнений.» Я нахожу, что мне близок такой взгляд. К чему думать о философских категориях, о которых вечно будут спорить люди? Это, несомненно, относится и к качествам Бога, и к ощущению их неизмеримых глубин. Как я однажды заметил, обращаясь к огромной аудитории Бабы: «Написать о нем книгу подобно тому, чтобы пытаться заключить вселенную в небольшой комнате.»

Более наглядно это показано в символической истории. Когда, ребенком, Кришна бегал, устраивая всевозможные проделки, его приемная мать Яшода попыталась привязать его к столбу куском веревки. Но веревка не оборачивалась вокруг тела Кришны. Она взяла больший кусок, но он также оказался слишком коротким. Сколь бы длинную веревку она не брала, ее не хватало, чтобы охватить ей ребенка-Бога.

Я также нахожу, что любому описанию Саи Бабы - его чудес, его личности, его качеств, его поучений - недостает реальности. Всегда остается что-то важное, что ускользает, не поддается описанию. По этому поводу сам Баба говорит: «Никто не может понять моей тайны. Наилучшая вещь, которую вы можете сделать - это погрузиться в нее. Незачем спорить о плюсах и минусах; ныряйте и узнайте глубину; ешьте и узнайте вкус. Тогда вы можете обсуждать меня, сколько вам угодно. Развейте правдивость и любовь, и тогда вам незачем будет молиться, прося то и это. Все будет дано вам без просьб.

В другой раз он сказал: «Конечно, вы должны отказаться от всякого зла в себе, прежде чем вы сможете оценить мою тайну. Не свидетельствуйте, пока вы не убеждены; молчите, пока вы не уверены. Когда вера возникнет, оградите ее забором дисциплины и самоконтроля, чтобы защитить нежные побеги от коз и прочего скота - пестрых толп циников и неверящих. Когда ваша вера вырастет в большое дерево, эти самые козы и прочий скот смогут улечься в тени, которую оно распространит.»

Пер. с англ., С.-ПБ. ОВК, 1995 - 208 стр.

Главный редактор С.М. Неаполитанский
Тех. редактор М.В. Иткина
Корректор А.М. Лесков

Издание осуществлено Санкт-Петербургским Центром Сатья Саи

совместно с издательством Общества Ведической Культуры.

© С.-Петербургский Центр Сатья Саи, перевод, 1995
© Общество Ведической культуры, оформление, 1995


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: