Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.
Личность в системе социальных связей. Социально-исторические и культурологические вариации образов человека и общества.
Структурно-функционалистская и феноменологическая парадигмы в анализе проблемы личности.
Свобода, развитие, способность к выбору и ответственность как основные личностные «атрибуты». Представления о возможных типах взаимоотношения личности и общества (антагонизм – взаимодействие).
Социально-философская и социально-психологическая мысль о проблеме деперсонализации. Э. Фромм о связи социального и индивидуального в становлении личности и «кризисе идентичности» в современном индустриальном обществе.
Понятие «социального характера» у К. Хорни. Современный человек «в поисках смысла» в концепции В. Франкла.
Специфика социально-психологического изучения личности. Необходимость выделения социальной психологии личности как самостоятельной предметной области: феноменологический, методологический, гносеологический и социальный аспекты.
Общая характеристика основных предметных направлений социальной психологии личности.
Социально-психологические аспекты процесса социализации
Специфика социально-психологического подхода в изучении процесса социализации. Соотношение понятий социальное развитие и социализация. Терминологическая и теоретическая множественность понимания процесса социализации. Подходы к определению этапов и закономерностей социализации в рамках различных теоретических направлений в психологии.
Механизмы социализационных процессов. Усвоение моделей социального поведения и ценностей как сторона социализации.
Нормативный канон человека и стиль социализации.
Социализация в меняющемся мире. Изменение содержания и механизмов социализации в условиях бытовых социальных изменений.
Исследования ценностно-нормативной социализации: традиции и современное состояние.
Кросскультурные исследования особенностей нормативной социализации (Д. Уайтинг и И. Чайльд).
Концепция Л.Колберга о закономерностях процесса интериозации социальных требований. Исследования предварительной социализации и ресоциализации в зарубежной социальной психологии в 80-е гг.
Методологические и методические проблемы социально-психологического исследования нормативной социализации.