Что означает креативность?.............................…………...……........ 14
Развивайте свою креативность..............................................………........... 16
Творчество в рекламе...................................................……......................... 17
Зрелищно, но реклама ли это?..............................................………............ 18
Руководство по созданию эффективной рекламы.............………….......... 25
Социальная ответственность................................................………............. 28
Рекламу какого типа вы собираетесь создать?....................…………....... 30
Креативное неистовство.........................................................………............ 32
Творческий выбор...........................................................................……….... 35
Предлагаемые упражнения.........................................................………....... 39
Практикум. Bell Helmets: рекламная кампания
«Courage for Your Head»..........................……….......................................... 42
Глава 2. Охват различных рынков...............................……………................ 47
Афро-американцы...............................................................………................ 47
Американцы латинского происхождения.........................…………........... 49
Коренные американцы.........................................................………............. 53
|
|
Охват этнических меньшинств............................................………............. 53
Мимо цели: перевод американских рекламных
объявлений на другие языки.................................................………............ 56
Рынок 50-плюс.........................................................................……............... 57
Женщины...........................................................................……...................... 60
Люди с физическими недостатками.................................…………............. 61
Геи и лесбиянки.................................................................…….................... 64
Уроки, относящиеся ко всем сегментам...............................…………........ 66
Предлагаемые упражнения.......................................................………......... 68
Практикум. Tide en Espanol.......................................................………........ 69
Глава 3. Поиск фактов: основа эффективной креативной
деятельности.......................................................……………………………….....71
Шаг 1. Сформулируйте ваш вопрос (вопросы).................…………........... 71
Шаг 2. Поиск информации во вспомогательных источниках …………....71
Шаг З. Проведите первичное исследование...............…………................. 81
Шаг 4. Интерпретация данных.........................................………................. 88
Общие ошибки в исследованиях.............................................………......... 89
Предлагаемые упражнения........................................................………........ 91
Практикум. Диабетики открываю
для себя радость «вкусно поесть»................................……….................... 93
Глава 4. Стратегия: творчество прежде творчества..............…………........96
Три момента стратегического подхода Дж. О'Туула.…………................. 97
DDB Needham: фокус на одной или нескольких базовых человеческих потребностях.............................................................……………………….. 99
|
|
McCann-Erickson: ролевая игра....................................................………... 102
Формулирование стратегии.........................................................……….... 103
Выбор типа стратегии на основании целей..............................………….. 104
Стратегическая модель «обдумывание/эмоции — высокая/низкая важность».........................................................………………………….…. 106
НИОП(У1Р5)...................................................................................……….. 108
HBH(ROI).........................................................................................………. 109
Формулирование стратегии...........................................................……….. 112
Предлагаемые упражнения............................................................………. 114
Практикум..................................................................................................... 115
Глава 5. В поисках большой идеи.................................……..………............ 120
Как найти большую идею?....................................................………......... 120
Мозговой штурм.............................................................................……...... 121
Мозговой штурм: руководящие принципы.…………............................... 132
Критика как инструмент совершенствования
креативного процесса..........................………............................................. 135
Предлагаемые упражнения...........................………................................... 137
Практикум. Первый раз в круиз.............................………....................... 141
Глава 6. Создание печатной рекламы...............................……………........ 145
Быстрый взгляд на то, как «выглядит» печатная реклама..……………. 145
Заголовки и изображения — важный выбор...........................………….. 146
Текст: как написать хороший текст
для печатной рекламы..................………................................................... 157
Другие мнения по поводу написания
рекламного текста..................................…….............................................. 170
Другие виды печатных медиа: уличная реклама,
реклама на транспорте и реклама в местах продаж...............…………... 172
Предлагаемые упражнения.......................………....................................... 175
Практикум. Химчистки Avon: высокопрофильная
реклама охватывает высокопрофильную клиентуру.……………........... 177
Глава 7. Коммуникативный дизайн рекламы..........................………….. 181
Функции дизайна.............................................................................………. 181
Основы дизайна..............................................................................……...... 182
Четыре R дизайна............................................................................……….. 186
Выбор типа шрифта.........................................................................………. 190
Тип выключки...............................................................................……....... 193
Основные рекламные макеты........................................................……….. 194
Приглашение к чтению..................................................................……….. 194
Придание рекламе законченного вида:
компьютеры и дизайн.......................................................................……… 196
Предлагаемые упражнения...........................................................………... 197
Практикум. Журнал «Traveler» отправляет своих читателей в мысленные путешествия. Вскоре вслед за ними последуют и покупатели медиа-средств..............………………………………………………………........ 199
Глава 8. Разработка рекламы для радио:
видите ли вы то, что я говорю?...............................………………………...... 204
Зачем реклама на радио?....................…………….................................... 204
Радио и авторы рекламных текстов.......................………………............ 205
Театр разума...................................................................................………... 208
Прямой эфир или подготовленная передача? ……......…………………. 208
Рекламные тексты для радио............................................……………....... 210
Подходы к разработке радиорекламы.......................................…………. 216
Формат радиосценария...........................................................…….…….... 220
Предлагаемые упражнения......................................................….………... 222
Практикум. Да будет свет: Том Бодетт продает
доступный по средствам комфорт гостиничной сети
Motel № 6...................................................................................…………... 224
Глава 9. Работа на телевидении........................................……………….... 226
|
|
Убедительное обращение
к путешествующим бизнесменам.............................………...................... 227
Будьте готовы к созданию телерекламы...............................…………..... 228
Форматы телерекламы...................................................................……….. 231
Телекадры, передвижения камеры и переходы......................………….. 234
Редактирование................................................................................……..... 236
Перенесение идеи на бумагу: телесценарий...........................………….. 239
Сделайте все ясным: ТУ-«раскадровка»..................................…………... 242
Телевизионная сценическая постановка................................………….... 243
Предлагаемые упражнения...........................................................………... 244
Практикум. «Pepsi» нашла новый способ нанести удар.....………….... 246
Глава 10. Прямой маркетинг и построение долгосрочных
отношений с потребителями.......................…………………………............... 249
Прямой маркетинг:
старая идея и новые технологии..........................................…………... 250
Отличия прямого маркетинга
от рекламы в масс-медиа.......................................................………….. 250
Преимущества прямого маркетинга
в сравнении с другими формами рекламы.............................……….... 252
Компьютерные базы данных: ключ к определению наилучшей группы перспективных потребителей............………………………………...... 252
Прямой маркетинг: индивидуализация отношений............………….. 257
Три жизненно важных условия успеха
прямого маркетинга...........................……............................................... 259
Прямой маркетинг: форма послания....………...................................... 261
Прямой маркетинг как часть
общей рекламной кампании.............................……................................ 261
Поиск средств на благотворительность
и прямой маркетинг..................................................……......................... 266
Каталоги: розничный магазин в доме и офисе.............……….............. 267
Прямой маркетинг: индивидуализация сообщений.............…………. 268
Этические аспекты прямого маркетинга................................……….... 270
Предлагаемые упражнения.........................................................……...... 270
Практикум. Дочь потеряла невинность, отец жаждет
мести (или еще один вечер в Baltimore Opera).......................………... 274
|
|
Глава 11. Интернет: максимально прямо..........................…………........... 278
Интерактивная команда.................................................................……... 279
Четыре этапа процесса интернет-дизайна...........................………........ 279
Этап 1: исследования и планирование.....................................……….. 279
Этап 2: концепции...........................................................................…..... 280
Этап 3: разработка............................................................................……. 286
Этап 4: выпуск...................................................................................…... 289
Баннерная реклама...........................................................................…… 291
Взгляд в будущее..............................................................................……. 293
Предлагаемые упражнения........................................……....................... 293
Практикум. Результаты баннерной Интернет-рекламы...…...……..... 294
Глава 12. Реклама в розничной торговле.................................... 298
Особенности рекламы для розничной торговли.....………............….. 299
Создание рекламы для розничной торговли.....................………....…. 303
Предлагаемые упражнения...........................................................…….... 316
Практикум. Посланцы доброй воли в туфлях
с колокольчиками — новый стиль Marshall Field's................……….... 317
Глава 13. Как убедить клиента...........................…....................... 322
Презентация — половина победы................................……................... 323
Впечатляющая подача материала.......................................……............ 326
Руководство по проведению презентации................................………. 327
Опасности и ошибки презентации..............................................………. 329
Как решать проблемы презентации..........................................………... 331
Предлагаемые упражнения...........................................................…….... 332
Практикум. Ожидается выпадение града...............................……….... 333
Глава 14. Пришло время получить эту работу...……................ 337
Первый этап: постановка цели............……............................................ 337
Второй этап: акцент на сильные стороны
своего предложения......................................…….................................... 338
Третий этап: оценка конкуренции....................…….............................. 338
Четвертый этап: исследование целевой аудитории.………................. 341
Пятый этап: разработка творческого сообщения..................………..... 345
Другие способы поиска работы....................................................……... 364
Предлагаемые упражнения.........................................................……..... 365
Приложение............................................................................................... 366
Именной указатель.................................................................................... 378
Предметный указатель.............................................................................. 379
Указатель фирм и торговых марок.......................................................... 383
Посвящается моей семье, студентам, коллегам и соавтору, который помог мне достичь вершин успеха.
Джерри Джулер
Моему отцу, Джону Дрюниани, который помог мне понять, что такое бизнес. И моей матери, Луизе Хоуленд Дрюниани, которая помогла мне обрести чувство юмора.
Бонни Дрюниани
Предисловие
В 1981 г., когда наша книга «Творческие стратегии в рекламе» впервые увидела свет, мы даже не думали о том, что через двадцать лет будем все еще продолжать ее писать. Она остается одним из бестселлеров в своей предметной области. И нам кажется, что мы обязаны продолжать работу.
Некоторые вещи не нуждаются в изменениях. И поэтому в седьмом издании вы найдете те же основные советы, что и в предыдущих. Но многое подлежит обновлению. И вот настало время перемен, и для читателей нового тысячелетия мы изменили весь сценарий книги «Творческие стратегии в рекламе».
Что особенного в этой книге? Возможно, у нас несколько предвзятое мнение. Но поскольку мы упорно придерживаемся той мысли, что творчество в рекламе требует поэтапного подхода, мы и структурировали книгу соответствующим образом.
Глава 1 углубляется в обсуждение творчества. Что такое творчество? Что им не является? Как раскрыть свои креативные способности? Каких ловушек следует опасаться? А как насчет творчества и этики?
В главе 2 вы познакомитесь с разнообразными рынками, к которым будут адресоваться ваши рекламные сообщения: женщины, мужчины, люди, отличающиеся цветом кожи, старшее поколение и многие другие. О чем вы должны знать, пытаясь охватить аудиторию одной хитроумной фразой или необычными образами?
В главе 3, которая является своеобразной прелюдией к основной теме — стратегии, вы узнаете, где вы можете почерпнуть важную для креативного процесса информацию. Данную процедуру можно отнести к творческому процессу с большой натяжкой, но с чего-то начинать надо. С web-сайтов, книг и журналов, бесед с клиентами и потребителями.
Глава 4 проведет вас через стратегический процесс усвоения информации, прозрения и разработки креативного плана.
Затем мы вернемся на круги своя, к тому, с чего начинали, но посмотрим на все совершенно иным образом. В главе 5 вы познакомитесь с процессом генерирования идей. Как найти идеи, опираясь на уже сформулированную стратегию? Как их проверить? Как оценить их? И хорошо ли сбалансировано соотношение между «релевантностью по отношению к задаче» и креативной «искрой»?
Затем приходит время исследования основных рекламных средств. В главе 6 обсуждаются печатные медиа, а в главе 7 мы бегло ознакомимся с дизайном. В главе 8 обсуждается реклама на радио, а в главе 9 — реклама на телевидении. В главе 10 мы займемся «магией» прямого маркетинга, а в главе 11 рассмотрим рекламу в Интернете.
Глава 12 посвящена особому миру рекламного дела: розничным продажам. А главы 13 и 14 содержат советы, благодаря которым вы узнаете, как представить вашу работу, с чего следует начинать, если вы хотите стать копирайтером, дизайнером, специалистом по компьютерной графике, специалистом по web-сайтам и т. д.
Мы надеемся, что, прочитав нашу книгу, вы поймете — многие из образцов современной рекламы не слишком эффективны, безвкусны или вовсе не похожи на то, что должна представлять собой реклама.
И тогда, мы надеемся, вы возьмете быка за рога и покажете всем, что такое творчество.
Мы хотели бы поблагодарить тех, кто уже взял быка за рога и помог нам подготовить данное издание: Карен Остин, редактора по массовым коммуникациям; Стеси Пурвианс, исполнительного менеджера по маркетингу; Мелани Филд/ Strawberry Field Publishing, выпускающего редактора книги; Сусанну Уолтере, редактора проекта; Тома Бриге, копи-райтера.
Также мы хотели бы поблагодарить рецензентов: Эда Экерли, Ари-зонский университет; Линду Коулз, Университет штата Мичиган; Ким Мартин, Арканзасский университет. Огромное спасибо рецензентам предыдущих изданий: Кэтрин Фрис, Университет штата Пенсильвания; Генри Хагеру, Миссурийская школа журналистики; Сьюзет Хей-ман, Миссурийский университет; Кевину Кинену, Мэрилендский университет; Пегги Крешел, Университет штата Джорджия; Элизабет Лестер, Университет Джорджия-Афины; Нэнси Митчелл, Университет штата Небраска, Линкольн; Барбаре Мюллер, Университет штата Сан-Диего; Филипу Паттерсону, Христианский университет штата Оклахома: Джону Шидлеру, Южно-Иллинойский университет, Кар-бондейл; Дэвиду Слейдену, Южный Методистский университет; Ро-налду Спилбергеру, Мемфисский университет; Джеймсу Тсао, Университет Висконсин-Ошкош.
Джером Джулер
Бонни Дрюниани
Создание неожиданных, но релевантных
коммерческих сообщений
Ежедневно вы получаете сотни, а то и тысячи рекламных коммерческих сообщений. Но благодаря селективному восприятию вы способны не замечать те из них, которые вы не хотите видеть или слышать. Согласно результатам одного исследования, из 1500 ежедневных рекламных обращений средний потребитель воспринимает лишь около 76. «Радиолокационная завеса» — так обозначили данный феномен Ричард Киршенбаум и Джонатан Бонд, советующие рекламодателям искать обходные коммуникативные пути, «столь оригинальные, притягательные, творческие, что потребитель едва ли осознает, что он имеет дело с рекламой».*
Что означает креативность?
Как ответил Пэт Джеймс (преподаватель курса по творческому мышлению sjung Center, Altamonte Springs, Флорида) Линде Шривз, корреспонденту «Orlando Sentinel», которая брала интервью у людей, которые занимались вопросами возрождения подавленных творческих способностей: «Если что-то существует и существует лишь благодаря вам — это творческий акт».*
______________________
* Jonathan Bond, Richard Kirshenbaum. Under the Radar: Talking to Today's Cynical Consumer (New York: Wiley, 1998), p. 34.
** Linda Shrieves, Orlando Sentinel, 28 Jan. 1996.
«Люди обычно думают, что творчество — врожденная способность, которой вы либо обладаете, либо нет», — утверждает Дэниел Куджер, бизнес-профессор Колорадского университета. С годами мы теряем творческие способности — под давлением учителей, родителей или работодателей. «С первого класса нас учат, что конформизм является положительным качеством», — продолжает Д. Куджер. К тому времени, когда мы заканчиваем школу, большинство запрограммировано на следование правилам и не задает лишних вопросов, дабы не прослыть надоедливым. И в мировой практике превалируют конформистские программы. Если вы отказываетесь следовать им, вы рискуете получить вербальный «подзатыльник» или иное напоминание (вплоть до отказа в продвижении по службе).
Патриция Хатчингс из Колледжа Алверно выделяет три характерные черты творческой личности:
* Склонность к риску, или «право на ошибку». Всю жизнь, особенно в школе, вас предостерегали от связанных с риском поступков. Креативная же личность всегда привносит в свою деятельность определенный риск, зная, что рано или поздно он обязательно окупится. Принимайте смелые решения. Если вы зайдете слишком далеко, вам будет легче повернуть назад, чем согласиться продвигать стандартную идею. Как говорил Оскар Уайльд: «Не сопряженную с опасностями идею едва ли можно назвать идеей вообще».
* Дивергентностъ мышления. В школе Альберт Эйнштейн не отличался математическими способностями, возможно, потому, что предпочитал задавать вопросы, а не восполнять пробелы в знаниях. Он обладал скорее дивергентным, чем конвергентным мышлением. Дивергентные мыслители ищут неоднозначные, открытые способы решения проблем. Они не останавливаются на одном решении, а стремятся найти столько их вариантов, сколько возможно. Затем они сортируют идеи в две «папки» — «работающие» и «бредовые». Полезной может оказаться и третья «папка» — «возможно, понадобится». С тем чтобы увидеть вещи в новом свете и сделать наблюдения, которые скорее ставят вопросы, чем дают ответы, дивергентные мыслители часто используют предполагающие сопоставление не связанных идей метафоры. Допустим, вы размышляете над дизайном крышки для бутылки. В поиске новых способов решения вы задаетесь вопросом: «А как природа решает эти проблемы?» Возможно, вы обратите внимание на распускающийся цветок или на то, как разверзается земля во время землетрясения; быть может, вы задумаетесь о легко открывающемся, потому что одно ребро у него является более слабым, стручке гороха. И на самом деле именно гороховый стручок натолкнул на идею отщелкивающейся крышки. Чувство юмора. Творческие личности, как правило, обладают развитым чувством юмора. В самом деле, юмор может создать атмосферу, благоприятную для рискованных действий, что является необходимым условием творчества, так как оно требует иных углов зрения, новых перспектив, неожиданных изменений направления, и все это так важно для решения возникающих проблем.*
Развивайте свою креативность
Как развить свои творческие способности? Л. Шривз предлагает несколько «экспертных правил»:
1. Каждый день напоминайте себе о своей, цели или мечте. Постоянно ищите пути воплощения своей мечты в жизнь. Если у вас нет возможности побывать в Нью-Йорке, зайдите в библиотеку и пролистайте альбом фотографий и пейзажей города.
2. Ежедневно ведите дневник. Записывайте посетившие вас идеи. Не думайте об этом как об акте творчества, речь идет о «дани памяти». Идея в том, чтобы каждый день ваши мысли переносились на бумагу.
3. Выделяйте время для того, чтобы побыть в одиночестве. Пару часов в неделю делайте что-нибудь нехарактерное для вас — возможно, именно в эти моменты вас посетят наиболее продуктивные идеи. Например, сходите в музей, побродите по зоопарку или просто прогуляйтесь, освежите свое восприятие.
4. Общайтесь с творческими людьми, независимо от сферы их деятельности.
5. Откажитесь на недельку от просмотра телевизионных программ, не читайте письма, не слушайте радио. Неделю без «внешнего шума» можно приравнять к медитации.**
_____________
* Patricia Hutchings, «Break out, Be There! Thoughts on Teaching Creativity», College Teaching, Spring 1987, pp. 43-48.
** Linda Shrieves, Orlando Sentinel, 28 Jan. 1996.
Творчество в рекламе
Говорят, если реклама не способствуют продажам товара, она недостойна называться креативной. Согласны ли мы с этим утверждением? И да, и нет. Да, реклама должна быть убедительной настолько, чтобы побудить людей к действиям — приобрести товар или запросить дополнительную информацию о нем, взглянуть на него под другим углом зрения. Однако это только начало; надоедливая реклама тоже может побудить к действию, но ее не назовешь творческой. Креативная реклама должна способствовать установлению связей с аудиторией и представить продаваемый товар в неожиданном ракурсе.
Обратимся, например, к рекламе компании Federal Express:
Мы не принимаем на работу черных.
Мы не принимаем на работу женщин.
Мы не принимаем на работу латиноамериканцев.
Мы не принимаем на работу азиатов.
Мы не принимаем на работу евреев.
Мы не принимаем на работу инвалидов.
Мы не принимаем на работу белых.
В чем же дело? Кого же они в самом деле принимают? Дальше сообщается: «Мы принимаем на работу людей». Это релевантно, это неожиданно — это творческая реклама. Сравните ее воздействие со следующей: «Наша компания не допускает дискриминации при приеме на работу». В примере с Federal Express реклама достигает цели, используя нестандартный, но релевантный подход. Легенда рекламного бизнеса Билл Бернбах приводит пример привлечения внимания к сообщению при помощи изображения человека, стоящего на голове. И поясняет: «Хорошей реклама получится только в том случае, если вы предложите такой товар, что у этого человека ничего не будет падать из карманов. Только тогда ваша изобретательность, притягательная сила, остроумие подтвердят достоинства вашего товара и сделают их незабываемыми».*
Обратите внимание на примеры приводимых нами в книге рекламных сообщений. Найдите в них неожиданные элементы, проверьте, проходят ли они тест на релевантность? Обратите внимание, согласуется ли зрелищность рекламы с ее содержанием, хочется ли вам прочитать ее? Все ли возможное сделали создатели рекламы для привлечения целевой аудитории'?
_____________
* Denis Higgins, Conversations with William Bernbach, Leo Bumett, George Crib-bin, David Ogilvy, Rosser Reeves (Lincolnwood, IL: NTC Business Books, 1989), Pp. 17-18.
Возможно, они пожертвовали хорошей идеей ради шутовской фразы или шокирующего образа? Развлекательная сторона губит рекламу или усиливает ее воздействие?
Зрелищно, но реклама ли это?
Рэнс Крейн, президент и главный редактор компании Cram Communications, Inc, ссылается на поступившее в редакцию письмо «Моему сыну шесть с половиной лет, он насмотрелся роликов с кровожадными ящерами, цифровыми реинкарнациями Элвиса и танцующими помидорами и выдал невольное, но красноречивое суждение о рекламе, транслируемой в перерывах финальных матчей (Super Bowl) Национальной футбольной лиги (американский футбол) «Круто Не то что обычная реклама, когда они постоянно пытаются что-нибудь всучить вам» * Как и маленький мальчик, телезрители любят рекламу Super Bowl за юмор и возможность лицезреть звезд шоу-бизнеса К сожалению, телезрители не всегда подтверждают свои чувства денежными платежами Едва ли Super Bowl является исключением в этом ряду — некоторые самые популярные рекламы потерпели фиаско в плане окупаемости Означает ли это, что вы должны избегать юмора и использования знаменитостей в рекламе? Нет Но вы должны придерживаты я определенной стратегии
Юмор
Рассмотрим следующую телевизионную коммерческую рекламу любительский спектакль, на сцене двое ребятишек, они заблудились в лесу Над их головами появляется добрая фея и парит по направлению к ним «Не бойтесь, маленькие Я помогу-у-у-у» ХЛОП' Фея падает Следом подпись, гласящая «Пользуйтесь леской "Stren" «"Stren" — самая надежная рыболовная леска в мире» Нас умиляет юмор, ситуация вызывает сочувствие Релевантное, неожиданное и запоминающееся сообщение о товаре порождает отзыв и побуждает к покупке предлагаемого товара Вот несколько советов по использованию юмора в рекламных сообщениях:
1. Различайте юмор и шутку Единожды использованная шутка, если вы попытаетесь использовать ее еще раз, «выдыхается».
_______________________
* Замечания Рэнса Крейна к Columbia Advertising and Marketing Federation, Columbia SC, 17 March 1998
Рис. 1.1
Компания Lands' End продает товары по каталогу, размещая в нем подобные приведенному на рисунке рекламные сообщения Стиль каталога отражает даже шрифт рекламных объявлений, но на этом сходство не заканчивается Обратите внимание на доверительный тон сообщения (совпадающий с принятым в каталоге в целом), частично объясняющий ошеломляющий успех компании Lands' End Особое очарование кроется в заголовке Здесь сопоставляется смещенный апостроф в названии компании (ошибка, нечто из далекого прошлого) и контроль над качеством, который «несколько хромал» в годы становления компании, но сегодня воспринимается как безусловные гарантии.
Текст на рис. 1.1