В рамочных техниках методологической работы вторая иитенциональность, как мы уже подчеркивали выше, связана с рефлексией и рефлексивным мышлением; именно рефлексия отвечает за выявление фона, контекста, конституирование пространства существования. Функция рефлексии есть функция проведения контуров и границ; всякая рефлексия есть, прежде всего, ограничение и оконтуривание.
Первая интенциональность, напротив, связана с привнесением смысла как материала мышления и рефлексии, выявлением "пятен" объемности и предметности (на этом фоне), конструированием объектов и сопряжена с процессами понимания.
В соответствии с традицией философия рассматривает феномены понимания, апеллируя к комплексу герменевтических техник, сформировавшихся в процессах истолкования и интерпретации текстов. По-видимому, большая часть существующих техник понимания была первоначально связана с письменными текстами (здесь можно согласиться с Ж. Деррида, подчеркивающим примат письма над речью). Вместе с тем, можно выделить класс интеллектуальных задач, связанных с пониманием сложных коммуникативных ситуаций и переносом смыслов, содержаний и методов из одних рабочих контекстов в другие. Аристотель описывал эти процессы в своей "Топике". Греческая философия оставила нам также термин "каталепсис". Под каталепсисом - в отличие от герменеи - следует понимать целостное схватывание разнородного,в системомыследеательностной методологии [4] сформирован, а также ассимилирован из других областей деятельности (архитектуры, дизайна, художественных практик, компьютерной графики, военного искусства, проектирования) комплекс технических приемов, связанных с полиэкранной организацией пространства методологической работы. Для пояснения этого принципа может в качестве метафоры использоваться феномен фасеточного зрения. Как известно, глаз стрекозы и некоторых других насекомых устроен так, что видение окружающего мира складывается из множества различных локальных изображений.
|
|
Использование рамочных техник в условиях полиэкранной организации пространства работы и наличия сложных (многосоставных) топик позволяет соотносить различные представления и содержании с соответствующими "экранами", или контекстами, существования и развертывания данных содержаний, а как следствие - соотносить их друг с другом. Мыслительная работа оказывается пронизанной пониманием и рефлексией, а также более частными техниками - рефлексивным сравнением и сопоставлением,
каталепсисом,
апперцепцией и фокусировкой,
рефлексивным выворачиванием,
параллельным развертыванием цепей интерференции,
схематизацией,
семиотизацией и дополнительной маркировкой (как представлений, так и экранов представления).