Понимание и рефлексии в рамочных техниках

В рамочных техниках методологической работы вторая иитенциональность, как мы уже подчеркивали выше, связана с рефлексией и рефлексивным мышлением; именно рефлексия отвечает за выявление фона, контекста, конституирование про­странства существования. Функция рефлексии есть функция проведения контуров и границ; всякая рефлексия есть, прежде всего, ограничение и оконтуривание.

Первая интенциональность, напротив, связана с привнесением смысла как материала мышле­ния и рефлексии, выявлением "пятен" объемности и предметности (на этом фоне), конструированием объектов и сопряжена с процессами понимания.

В соответствии с традицией философия рассматривает феномены понимания, апеллируя к комплексу герменевтических техник, сформировавшихся в процессах истолкования и интерпретации текстов. По-видимому, большая часть существую­щих техник понимания была первоначально связана с письменными текстами (здесь можно согласиться с Ж. Деррида, подчеркивающим примат письма над речью). Вме­сте с тем, можно выделить класс интеллектуальных задач, связанных с пониманием сложных коммуникативных ситуаций и переносом смыслов, содержаний и методов из одних рабочих контекстов в другие. Аристотель описывал эти процессы в своей "Топике". Греческая философия оставила нам также термин "каталепсис". Под каталепсисом - в отличие от герменеи - следует понимать целостное схватывание раз­нородного,в системомыследеательностной методологии [4] сформирован, а также ассимили­рован из других областей деятельности (архитектуры, дизайна, художественных прак­тик, компьютерной графики, военного искусства, проектирования) комплекс техниче­ских приемов, связанных с полиэкранной организацией пространства методологичес­кой работы. Для пояснения этого принципа может в качестве метафоры использо­ваться феномен фасеточного зрения. Как известно, глаз стрекозы и некоторых других насекомых устроен так, что видение окружающего мира складывается из множества различных локальных изображений.

Использование рамочных техник в условиях полиэкранной организации простран­ства работы и наличия сложных (многосоставных) топик позволяет соотносить раз­личные представления и содержании с соответствующими "экранами", или контекста­ми, существования и развертывания данных содержаний, а как следствие - соотносить их друг с другом. Мыслительная работа оказывается пронизанной пониманием и ре­флексией, а также более частными техниками - рефлексивным сравнением и сопо­ставлением,

каталепсисом,

апперцепцией и фокусировкой,

рефлексивным выворачи­ванием,

параллельным развертыванием цепей интерференции,

схематизацией,

семиотизацией и дополнительной маркировкой (как представлений, так и экранов представления).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: