Станьте проницательнее

прозвучит неправда, именно она — ее содержание
и особенно то, как будет произнесена, — явится но-
вым, подтверждающим или опровергающим внешним
проявлением; в) об этом же спросите тех, кто хоро-
шо знает человека или процесс. Другие приемы по-
сложнее: зафиксировать новые внешние проявления
в какой-либо критической, экстремальной ситуации
или самим создать ее. В этом случае они, как прави-
ло, наиболее ярки и истинны. Можете и сами изоб-
рести иные эффективные приемы проверки и уточ-
нения;
® принять выбор как окончательный и соответственно
действовать.
Ну, здесь комментарии уже вряд ли
нужны.
А теперь тренинги. Первый, пожалуйста, с подробным
анализом — вместе со мной. Постарайтесь применить рас-
смотренные правила в такой довольно распространенной
жизненной ситуации. Ваш знакомый, обычно приветли-
вый, внимательный, вдруг прошел мимо и непонятно
почему не поздоровался. Вот оно, просто бросающееся в
глаза, внешнее проявление. Сразу по первому правилу
воспроизводите в сознании все возможные причины: оби-
делся на что-то, ему наговорили о вас нечто неприятное,
задумался, какое-нибудь горе, не заметил вас... Переби-
райте, перебирайте в памяти. И по второму правилу со-
относите с другими замеченными внешними проявления-
ми. Каким образом не поздоровался? Если смотрел пря-
мо в глаза и нарочито отвернулся, значит, последние
три версии отпадают. Если взгляд невидящий, ушедший в
себя, то, наоборот, нужно сосредоточиться на последних
причинах.

Ну, допустим, пришли к выводу, что обиделся. Вступа-
ет в силу третье правило. Быстро соотносите с процессом
общения в последней встрече и характером человека. Что


ip> _______________ Приемы проницания __________________О

могли сказать или сделать обидного? Какова была реакция
во время разговора? Обидчивый ли человек и на что обычно
обижается? Вот теперь, надеюсь, добрались до истинной
причины согласно четвертому правилу. Сомневаетесь, пра-
вильно ли? Тогда — пятое правило о проверке и уточне-
нии. Спросите об этом самого человека: «Ты почему не
здороваешься? Обиделся?» или «Извините, вы обиделись
на то, что я сказал так-то и так-то? И поэтому не здоро-
ваетесь?» А может быть, лучше спросить об этом его дру-
зей? Или создать критическую ситуацию, например, по-
дойти к нему и, глядя в глаза, подчеркнуто поздоровать-
ся? Посмотреть, что проявится в ответ? Дадьше — уже
окончательный выбор, шестое правило. А отсюда — более
обоснованные и, следовательно, эффективные высказы-
вания и действия: «Извини, пожалуйста, не хотел оби-
деть, но так получилось», «Извините, но вы совсем не
так меня поняли и обиделись. Давайте разберемся», «Вы
совсем не правы, а обиделись». Или что-либо подобное.

Другие тренинги проводите самостоятельно. Фиксируй-
те какие-либо интересующие вас внешние проявления у
своих близких, друзей, знакомых и «докапывайтесь» до их
причины. Например, у обычно веселого и жизнерадостно-
го товарища сегодня хмурое лицо, муж вдруг пришел до-
мой позже обычного, ребенок неожиданно заплакал и т. п.
Аналогичные высчитывания переносите также на внешние
проявления в природе и технике. Вначале старайтесь про-
водить их медленно, с вдумчивым и осознанным примене-
нием каждого правила и соблюдением последовательности.
Это сформирует уверенные умения. Но тренируйтесь даль-
ше, и умения со временем перейдут в быстрые, почти под-
сознательные навыки. Высчитывание тогда уже не потре-
бует особых усилий, станет привычным и, что очень важ-
но, высокоэффективным.


^> Станьте проницательнее ©

Зависимости

Научились высчитывать? Если да, то уже незаметно
для себя почти освоили более точный и быстрый прием
проницания — зависимости. Анализируйте, что происхо-
дит. Заметили какое-либо внешнее проявление и правиль-
но высчитали его причину. Заметили вновь — причина уже
известна, но еще раз убедились в ее правильности. Повто-
рится так неоднократно, и тогда уже безо всякого высчи-
тывания вы будете точно знать, что за этим внешним
проявлением кроется совершенно определенная причина.
Сформулируйте это соотношение и получите зависимость,
которая очень удобна в проницании. Зависимость — это
сформулированное соотношение причины и ее внешнего
проявления.
Из этого определения можете вывести ее не-
большую структуру: причина — внешнее проявление —
формулировка.

Научитесь сами выявлять и формулировать зависимо-
сти. Как? Описано выше: наблюдаете внешнее проявле-
ние, высчитываете его причину, неоднократно убеждае-
тесь в их жесткой связи и формулируете соотношение.

Покопайтесь в памяти и убедитесь, что немало подоб-
ных зависимостей уже сформулировано и давно приме-
няется. Например: «Понедельник — день тяжелый». Со-
гласитесь, зачастую эту расхожую фразу употребляют
ради шутки или красного словца. Однако если вы понаб-
людаете, то убедитесь, что действительно в понедель-
ник не только тяжелее приступать к работе после вы-
ходных дней, но и заметно чаще срываются намеченные
дела. Но... почему? Отнеситесь к фразе как к зависимости
и поищите ее скрытый смысл. Проницайте процесс! Не
знаю, как вы, но я пришел к следующему выводу: вы-
ходные дни расслабляют людей, переключают на иной
вид деятельности, что сильно влияет на их организо-
ванность и мышление. А это вполне может формировать


iCwf_______________ Приемы проницания __________________0

несколько иной взгляд и отношение к ранее продуман-
ному и даже обговоренному. В результате кто-то поте-
рял интерес, передумал, не успел, не пришел, забыл,
не смог... Только что сам убедился в этом: из трех наме-
ченных на прошедший понедельник дел и договоренно-
стей две сорвались. Из проницания — практический вы-
вод: ответственные дела на понедельник не назначать.
Что, кстати, и делают многие.

Для примера — несколько зависимостей, которые я
сформулировал и постоянно использую в своей практике
проницания. Может быть, они пригодятся и вам.

<•> Чем увереннее обещают, тем хуже выполняют. Ну про-
сто рассыпаются в обещаниях: «Да что вы! Даже не
сомневайтесь! Обязательно сделаю!». Но проходит эмо-
циональный порыв, и, зачастую, не только забыва-
ют сделать обещанное, но и сам разговор с трудом
вспоминают. Поэтому, когда слышу бурные завере-
ния, сразу настораживаюсь и держу значительную
долю сомнения в обязательности этого человека. Се-
рьезный человек меньше обещает, но больше стара-
ется сделать.
® Чем нахальнее человек, тем меньше у него заслуг.
Если нет заслуг, за которые общество предоставля-
ло бы материальные блага и уважало, то ничего не
остается, как добывать это с помощью нахальства и
наглости. Со временем они становятся нормой поведе-
ния. Человек с большими заслугами, как правило,
скромен. Исходя из этих зависимостей, и проницают
образ мышления таких людей.
® Чем меньше состояние, тем больше им хвастаются.
Человек впервые заимел, скажем, несколько десят-
ков тысяч долларов. Это для него действительно до-
статочно большое достижение. И он не может удер-
жаться, чтобы не похвастаться явно или как-то дать


jCwf Станьте проницательнее &

понять окружающим, что он вот такой «крутой». Но
чем больше состояние, тем меньше о нем говорят.
Оно уже привычно, не стоит разговора, и жела-
тельно, чтобы другие меньше о нем знали. Вот по
этим зависимостям и проницайте уровень обеспечен-
ности.
<•> Чем больше уговариваешь человека, тем хуже он со-
глашается.
Начинает подозревать, что это очень нуж-
но вам и вы хотите просто использовать его.
А может, и обманываете. Поэтому у него подсозна-
тельно нарастает внутреннее сопротивление, кото-
рое проявляется в эмоциональных несогласиях без
приведения аргументации. Если не просматриваются
другие причины, то в большинстве таких случаев про-
ницается, что человек не может разобраться в пре-
имуществах сделанного предложения. Следователь-
но, скорее всего, он не компетентен или не аналити-
чен. Как подтверждение этому — на него очень сильно
действуют резкие слова: «Да что с тобой говорить!
Не хочешь — не надо. Другого найдем».
<•) Чем грубее и пренебрежительнее продавец, тем боль-
ше вероятности, что он вас обманывает.
Обманывая
покупателей прямо на глазах, он считает их «лохами»
и недотепами. Внешне это проявляется, как прави-
ло, в грубости, пренебрежительности или чрезмер-
ной льстивости. А из этого явно проницаются каче-
ства непорядочности и недалекости.
Согласен, не так просто и не так быстро самим фор-
мулировать зависимости. Но тогда заимствуйте услышан-
ные — прочитанные.
Меня, например, очень впечатлила
зависимость, воспринятая из одного интервью по теле-
видению: «У того, кто думает, что за деньги можно ку-
пить все, просто никогда не было много денег». Велико-
лепно! Мы же постоянно слышим внешнее проявление:


£wf_______________ Приемы проницания __________________О

«Да они всех давно купили» и т. п. Исходя из зависимости,
сразу проницается, что у высказывающего эту фразу мно-
го денег-то никогда не было, а отсюда сформировались
его оценки, образ мышления и, возможно, жизни. А зна-
менитое пушкинское: «Чем меньше женщину мы любим,
тем легче нравимся мы ей»? Попытайтесь сами прони-
цать суть этой зависимости.

Афоризмы, пословицы, поговорки, народные приме-
ты
— еще один, и очень мощный, резерв. Яркие образные
обороты речи — так привыкли мы считать. Но долгие годы
не давала мне покоя мысль, что они выполняют еще ка-
кую-то, более важную функцию. И только в процессе ра-
боты над этой книгой пришел к выводу: они же — самые
настоящие зависимости для проницания. Проверенные ве-
ками соотношения самых различных причин и их внешних
проявлений. Народная мудрость! Глубже только вникните
в потайной смысл этих изречений, воспроизведите про-
цесс, из которого они произошли, осмыслите причины и
их проявления и используйте применительно к современ-
ной жизни.

Для примера проанализируйте любое, скажем: «Своя
ноша не в тягость». Что вы проницаете? Да, предвкуша-
ет человек от своей ноши какие-то выгоды и преимуще-
ства. Это создает мажорную окраску в его психике, под-
нимает настроение, что, соответственно, стимулирует и
придает дополнительные силы. И действительно, кажет-
ся, ему заметно легче. А работая на других, не может
избавиться от мыслей вроде: «Ради чего так надрываюсь?
Все равно спасибо никто не скажет». И, конечно, тяже-
лее, тяжелее... Личная заинтересованность — так сегод-
ня называется практическое использование этой зависи-
мости.

Другой пример: «Под лежачий камень вода не течет».
Переведите на людей и получите четкую зависимость: если


l£> Станьте проницательнее <Э

человек не активный, да еще лежебока, нечего тогда ждать
каких-либо благ от жизни. Не идут они к лежачему. То же
самое, но в иной формулировке: «Хочешь жить — умей
вертеться».

Тренируйтесь в анализе дальше сами. Предлагаю для этого
следующие афоризмы, пословицы и поговорки: «Действия
людей — лучшие переводчики их мыслей», «Нельзя помочь
тому, кто не желает слушать советы», «Оскорбления —
это доводы неправых», «Упрямство и чрезмерный пыл в
споре — вернейший признак глупости», «Седина в голову —
бес в ребро», «Красивая жена — чужая жена», «На воре
шапка горит», «Кто не работает, тот не ест» и др.

Симптомы болезней! Вот яркий пример того, насколько
эффективно используются зависимости. Внимательно про-
анализируйте, как ставит диагноз опытный врач. Только
зайдете в кабинет, а он сразу же фиксирует внешние при-
знаки болезни: воспаленные глаза, нездоровый цвет лица,
одышка, вялость в движениях и т. п. И в большинстве слу-
чаев тотчас же определяет их причину или чем вы больны.
Но, чтобы быть уверенным до конца, подробно расспра-
шивает о недомоганиях, измеряет температуру, давление,
прослушивает сердце, снимает кардиограмму, направляет
на анализ крови и т. п. То есть выявляет дополнительные
зависимости. И тогда уже ставит диагноз. Согласитесь,
чем больше врач знает симптомов различных болезней,
тем выше его диагностический профессионализм и тем
эффективнее назначаемое последующее лечение. Или
житейский пример. Любая мать знает: если ребенок в дру-
гой комнате затих, значит, что-то там не так, нужно пойти
и проверить.

Перенесите суть этих примеров на нашу проблему и
получите немудреный вывод: чем больше вы знаете зави-
симостей и чем активнее применяете их, тем вы проница-
тельнее.
Реализуйте его!


]£2f_______________ Приемы проницания __________________0

Постепенно создавайте в своем сознании собственный
фонд зависимостей:
типичные — приложимые для многих
людей и процессов. И конкретные — к данному человеку
или природному явлению. Они, как паутинка, помогут вби-
рать все больше и больше информации о человеке, обще-
стве, природе и технике. Активнее пользуйтесь этим!

Аналогии

«Все мы одинаковы тем, что неповторимы». В глубочай-
шем смысле этого изречения — суть аналогии как приема
проницания. Другими словами, не только сходство, как
трактуют это слово словари, но обязательно4 и различия
имеются в любых аналогичных процессах. Вспоминайте: вы
впервые поехали в другое село, город, за рубеж. Ходите
по улицам, «глазеете». А сознание очень четко подмечает:
«Вот это — ну прямо как у нас. Ой, а вот это — совсем по-
другому». Возвращаетесь домой и точно так же рассказы-
ваете о своих впечатлениях. То есть аналогия подсозна-
тельно присуща нашему сознанию, уже заложена в нем.
Нужно только довести ее до осознанного и быстрого при-
менения. До приема проницания!

Для этого вытренируйте до автоматизма следующие
мыслительные операции:

® приучите себя для каждого незнакомого наблюдае-
мого процесса находить его знакомый аналог;

<•> быстро проницайте сходство;

® тотчас переключайте внимание и сосредоточивайтесь
на проницании различий;

® проницайте процесс в целом.

Простенький пример-тренинг. В магазине берете в руки
любую книгу. По аналогии с другими ее сходство прежде
всего во внешней структуре: имя автора, название, об-
ложка, аннотация, оглавление, основной текст, выходные


j£> Станьте проницательнее ©

данные и др. Воспринимаете привычно и сразу сосредото-
чиваетесь на содержании. Вот оно — главное различие.
Полистали страницы, выхватили фрагменты текста —
и в какой-то мере проникли в суть. Понравилась книга в
целом — покупаете. Однако сходство в какой-то мере мо-
жет распространяться и на содержание. Если на обложке
написано, к примеру, «Учебник» или «Детектив», то, по
аналогии с подобной литературой, уже примерно вы пред-
ставляете, о чем книга. И тогда различия — в новизне,
сюжете, качестве написания. Сосредоточились на них и про-
ницаете всю книгу, даете ей оценку. А из нее уже практи-
ческий вывод — покупать или нет. Вот это быстрое прони-
цание сходства, аналогии и сразу же — сосредоточение на
вникании в суть различий, а затем уже процесса в целом
и есть особенность данного приема.

Заметили? Аналогии дают возможность проницать про-
цесс более крупно и ощутимо быстрее. Солидное преиму-
щество! Однако, к сожалению, вступает в действие старая
истина: нет достоинств без недостатков. Как только увле-
четесь сходством и проигнорируете различия — вот они
ошибки в проницании. Человек, например, несколько раз
обманул вас. Но сейчас он говорит правду, а вы, по анало-
гии с теми случаями, все равно будете упрямо подозре-
вать его во лжи. Как избежать этого? Прибегните к уже
освоенным другим приемам: зависимостям, высчитыванию
и угадыванию. Сразу почувствуете, что можете более уве-
ренно добираться до истины. То есть эффективность ана-
логии заметно возрастает при применении ее в комплек-
се с другими приемами.

Придерживаясь этого правила, потренируйтесь в сле-
дующих проницаниях:

® Вы хорошо знаете руководителя своей фирмы. По
аналогии с ним попытайтесь сформулировать то об-
щее, что присуще вообще руководителям различных


yZfr _________________ Приемы проницания ___________________О

фирм и в чем могут быть различия между ними. Ис-
ходя из этого, проницайте их образ мышления,
а вместе с ним — и образ жизни. Затем найдите воз-
можность понаблюдать за деятельностью руководите-
ля какой-либо другой конкретной фирмы. Быстро
выявите сходство и сосредоточьтесь на различиях.
Отдайте себе отчет, что таким образом смогли по-
знать, в общем-то, незнакомого руководителя и че-
ловека заметно быстрее и точнее.

® Вы смотрите свою любимую развлекательную или ин-
формационную телепрограмму. Наблюдая речь и по-
ведение ведущего или ведущей, составьте представ-
ление о личностных качествах, необходимых для та-
кой профессии, а затем и об образе мышления и жизни
этих людей. Найдите по телевидению аналогичную
программу и проверьте свои выводы на ее ведущем.
Осознайте, что стали лучше понимать специфику этой
профессии и людей, освоивших ее.

® А теперь те же мыслительные операции проведите
на легковых автомашинах. По аналогии с одной из них,
хорошо знакомой вам, выведите сходство и возмож-
ные различия других легковых машин. А затем полу-
ченные выводы проверьте на какой-либо конкретной
марке. Почувствуйте, что стали заметно лучше раз-
бираться в легковых автомашинах вообще. Обратите
внимание, что во всех этих тренингах мыслительный
процесс прямо противоположен логическому, при ко-
тором сначала необходимо изучить множество объек-
тов, а затем уже выявлять в них общее, практически
мало обращая внимания на различия.

Придумайте свои аналогичные тренинги и реализуй-
те их.


jC^bj- Станьте проницательнее ©

Предвидение

В чем особая жизненная целесообразность и значи-
мость проницания? Как думаете? Конечно же, в пред-
видении. Вот, порассуждайте! Вы проницаете какой-либо
процесс, человека в целом. Быстро и правильно схвати-
ли суть, определили характер, образ мышления, пара-
метры, закономерности, систему... Словом, знаете «от»
и «до». Спрашивается, для чего? Чтобы удовлетворить
свою любознательность. Согласен! А еще? Ну... чтобы
управлять процессом. Вот теперь уже ближе к истине.
Тогда еще один вопрос: «А зачем нужно управлять?» Раз-
мышляйте, размышляйте! Может быть, придете к сле-
дующим выводам:

® чтобы, насколько возможно, избежать в жизни опас-
ностей и неприятностей, не потерять уже приобре-
тенное;

<•> чтобы, если получится, извлечь для себя максималь-
ную пользу.

А отсюда напрашивается еще одна мысль: чем лучше
вы умеете предвидеть, тем увереннее выживаете и быст-
рее достигаете ярких жизненных успехов.
И наоборот.
Без предвидения не вы, а жизнь управляет вами, и ниче-
го не остается, как просто плыть по течению и сносить
удары судьбы.
Уточним, что речь идет не о научном
предвидении, основанном на строгом применении зако-
нов и точных расчетов, а об обыденном, которым каж-
дый постоянно пользуется в своей жизни, но зачастую
подсознательно. Переведите его в осознаваемое, усвой-
те алгоритм и оттренируйте мыслительные операции до
автоматизма. Намного эффективнее тогда сможете пред-
видеть!

Вот с этой позиции и осваивайте предвидение как наи-
более сложный прием проницания. Аналогия — главная


О_______________ Приемы проницания __________________0

его составляющая. Но, конечно, в комплексе с высчиты-
ванием, угадыванием и зависимостями. В
предыдущих
главах вы их учились применять к проницанию настоя-
щего состояния процессов и их систем. А теперь с их по-
мощью потренируйтесь, насколько возможно, загляды-
вать в будущее. «Оглядываясь на день вчерашний, мы
пытаемся увидеть завтрашний» — в этом афоризме точ-
но схвачена суть предвидения. Если чуть ближе к выше-
приведенной терминологии, то будущее мы видим по
аналогии с прошедшим, запечатленным в нашей памяти.
Конструируем его в сознании, исходя из собственного
опыта и знаний.
Очень непростой процесс! Овладение им
требует вдумчивости, терпения и настойчивости, а так-
же постоянного совершенствования. Подскажу для этого
только несколько ориентиров, или правил, как вам бу-
дет угодно, а вы уж сами примените их к своей практике
жизни и общения.

Скажите, у вас есть сомнения, что завтра утром солн-
це может не взойти? Думаю, ответ будет отрицательный.
А почему вы так уверены? Да потому, что на протяжении
всей вашей жизни и много веков до вас оно привычно
всходит уже столько дней, что никаких оснований сомне-
ваться просто нет. Значит, и завтра, и через год оно будет
вести себя так же. Вода в реках и озерах замерзает при
температуре немногим ниже нуля градусов. Значит, как
только наступит такая температура, она обязательно бу-
дет замерзать. А при ста градусах будет кипеть и испа-
ряться. Листья на деревьях будут распускаться весной и
опадать осенью. Так было в предыдущие и так будет в
последующие годы. Согласны?

Вы отдаете себе отчет в том, что это самое настоящее
предвидение? Привычное! Оно формируется при наблю-
дении за известными вам и относительно стабильными про-
цессами и системами. Столько раз фиксируете повторения


l£> ___________ Станьте проницательнее _____^______©

какого-либо внешнего проявления, что, кажется, так бу-
дет вечно. По аналогии! Вдумайтесь в это поглубже —
и вдруг обнаружите, что мы живем в мире постоянного
привычного предвидения. Неизменные процессы в неиз-
менных системах и ситуациях протекают неизменно

вот его основное правило. Осознайте его потенциал. И уви-
дите, что, ориентируясь на него, совсем не обязательно
дожидаться многократных повторений. Уверены, что про-
цесс, его система и ситуация не изменились, значит, мо-
жете предвидеть такие же результаты, какие наблюдали
даже однократно. Правда, с меньшей внутренней уверен-
ностью. Но зато насколько быстрее!

Применительно к технике это правило может звучать
и так: стандартный процесс в стандартной системе и ситу-
ации протекает стандартно.
Скажем, вы много лет ездили
на автомашине. Поизносилась она, ничего не поделаешь,
купили новую той же марки. Что ожидаете? Да то же
самое. То есть у приобретенной машины по аналогии с пре-
жней привычно предвидите такие же возможности в ско-
рости, комфортности, расходе топлива и т. п. Почему? Да
потому, что завод выпускает их стандартно, а если и мо-
дернизирует время от времени, то в большинстве случаев
не столь принципиально. Примените это правило ко всем
создаваемым человеком системам и процессам и получите
еще одну обширную сферу уверенного и привычного пред-
видения.

Но из этих правил вполне резонно вытекает еще одно:
схожие процессы в схожей ситуации или системе проте-
кают сходно.
Не знаю почему, но «сходно» вместо «ана-
логично» в данной формуле мне нравится больше. При-
мер. Вы выращиваете на огороде тыкву и кабачки, но ни
разу не пробовали — патиссоны. Однако, зная об их сход-
стве, уверенно предвидите, в каких условиях они лучше
растут, какого примерно вкуса будет овощ, что урожай


jMf_________________ Приемы проницания ___________________О

получите в то же лето, его примерный объем и т. п. По-
думайте и подобных примеров предвидения найдете мно-
жество. Проанализируйте их, и вы придете к выводу: чем
больше сходства, тем точнее предвидение.
А чтобы было
еще точнее, примените рекомендации предыдущей главы.
Сосредоточивайтесь на различиях и пытайтесь предска-
зать, как они поведут себя и проявятся в перспективе,
насколько впишутся в аналогичное. Вот уже и добавляет-
ся элемент высчитывания и угадывания. Потренируйтесь!
Находите известные аналоги для незнакомых или недо-
статочно знакомых вам процессов и предсказывайте их
протекание.

А теперь задачка посложнее. Возникло желание, напри-
мер, поехать из Санкт-Петербурга или Москвы в Сибирь
на своем автомобиле. Никаких аналогов такой поездки в
вашей памяти нет. Друзей спрашивать тоже бесполезно,
так как они никогда туда не ездили. Но ой как надо бы
предвидеть, что может получиться. От этого, собственно,
зависит само решение — ехать или нет. Сразу возникает
ряд вопросов. Выдержит ли автомобиль такой пробег? Как
он поведет себя в бездорожье? Сколько поместится бага-
жа? Возможно ли переночевать в автомобиле, если негде
будет остановиться? И многие другие вопросы. Задума-
лись вы над ними — и тут же анализируйте, что происхо-
дит в вашем сознании. Представления и знания о своем
автомобиле, а по сути его информационную копию, вы
мысленно проводите через такие же информационные ко-
пии возможных дорожных ситуаций. Мысленное модели-
рование и исследование! Чем лучше вы знаете свой авто-
мобиль и возможные ситуации, тем увереннее и точнее
можете предвидеть, как он себя поведет в них.

А отсюда еще одно правило, уже для мобильных систем
и процессов: чем лучше вы знаете процесс, его систему и
предстоящие ситуации, чем точнее в вашем сознании их


l£b Станьте проницательнее &

информационные копии, тем увереннее и точнее предви-
дите их функционирование и развитие в различных си-
туациях.

Это правило, заметьте, прямо выводит на научное
предвидение и прогнозирование. Сложившимися научны-
ми методами процесс и его система глубоко исследуются,
создаются их лабораторные модели, которые проводятся
по таким же смоделированным ситуациям. Полученные
результаты — вот аналогия! Мысленно спроектируйте их
на аналогичные реальные ситуации. И тогда уже почти
точно вы сможете предвидеть, как будет протекать в них
реальный процесс.

Другой путь научного предвидения — применение за-
конов развития природы и общества. Заметьте, здесь тоже
не обойтись без аналогии. Если установлено, что действие
закона проявлялось неоднократно, скажем тысячу раз или
более, то почему бы ему и дальше не действовать анало-
гично.

Возможно у вас возник вопрос: зачем вопреки обещанию
мы коснулись все-таки научного предвидения? А потому
что элементы его, именно элементы, ничто не мешает при-
менять вам и в обыденном предвидении. Настолько — на-
сколько сможете. И чем больше, тем лучше. Напрашивается
вывод: чем большим объемом знаний и информации о раз-
витии природы и общества вы располагаете, чем богаче
ваш жизненный опыт, тем лучше можете предвидеть фун-
кционирование различных процессов и систем в различ-
ных ситуациях и их развитие.

Но... нет подходящих аналогий в сознании. А предвидеть
развитие процесса и его системы очень надо бы. Тогда уже
ничего не остается, как прибегнуть к высчитыванию, уга-
дыванию и зависимостям.

Теперь вернемся к управлению. До сих пор вы пред-
видели или пытались предвидеть, как процесс и его сис-


ySr _______________ Приемы проницания __________________@

тема будут функционировать и развиваться без внешнего
воздействия. Самопроизвольно! А если займете активную
позицию и тем или иным способом будете воздействовать
на них? Какой эффект от этого можно ожидать? Вот что
так остро необходимо было бы предвидеть. Чтобы полу-
чить максимально полезный результат при воздействии.
Чтобы управлять, добиваясь поставленной цели. Высшее
применение проницательности! Прибегните к тем же пра-
вилам. И убедитесь, что они действуют также и в этих
случаях.

Например, каким процессом вы управляете на работе
или в семье? Добиваетесь намеченной цели? %То есть ре-
зультаты вашего управления вам известны. Но представь-
те, что они неизвестны, и постарайтесь их предсказать,
пользуясь освоенными правилами предвидения. Другими
словами, проверьте их действие. Совпадает предсказан-
ное с известным? Прекрасно! Тогда примените правила к
аналогичному неизвестному процессу и постарайтесь пред-
сказать результаты управленческого воздействия. Потре-
нируйтесь!

И еще. Как вы думаете: правила предвидения применять
можно только на перспективу? А если хорошо подумать?
Да конечно же: они аналогично применимы и на ретроспек-
тиву. То есть позволяют, исходя из настоящего и известно-
го, проникнуть в суть прошлого. А оттуда уже совсем иной
взгляд и на будущее. Четче видятся перспективы и точнее
предвидение. И за отдельными явлениями уже явственно
представляются процессы с их закономерностями и тенден-
циями развития. В своей яркой динамике: зарождающиеся,
достигающие вершин своего развития и угасающие. И по-
зволяющие в таком представлении намного увереннее пред-
видеть. Вот уж поистине все связано в этом мире. Но конк-
ретнее об этом — в следующих главах.


j£> Станьте проницательнее &

Предвидение в общении

Простите за несколько простоватые примеры в пре-
дыдущей главе. Посчитал, что так легче будет перейти к
освоению предвидения в общении. Заметьте: если процес-
сы и системы природы, техники в какой-то мере ста-
бильны или, точнее сказать, представляются нам таки-
ми, то здесь главная трудность — явная изменчивость.
Вот уж где она, согласитесь, абсолютна и преобладает.
Постоянное непостоянство! Не успеешь зафиксировать и
проанализировать полученную информацию, а человек
уже изменил свое мнение. Только что говорил одно, и
вдруг... в момент переключился на другую тему. Какое
тут может быть предвидение? Как определить, высчи-
тать или угадать, что он будет говорить или делать даль-
ше? А хочется... И даже остро необходимо. По тем же
причинам. Чтобы, предугадывая высказывания и действия
людей, вырабатывать наиболее рациональные и умест-
ные свои. Чтобы предвидеть и избегать возможных не-
приятностей, извлекать максимальную пользу. Чтобы
эффективно управлять!

Удивительно, но правила предвидения успешно сра-
батывают и здесь, только в несколько иных формули-
ровках.

® Если ход мыслей человека не изменился, то в одних
и тех же ситуациях он будет вести себя, высказы-
ваться и действовать одинаково.
Яркий пример: изо
дня в день и из года в год человек ходит на одну и ту
же работу и привычно, стереотипно выполняет одни
и те же обязанности. Ничего не меняется. Тогда впол-
не обоснованно предположить, что и в обозримом
будущем, если ничего в его сознании не изменится,
он в аналогичных ситуациях скажет и поступит так
же точно. Мой коллега, несмотря на неоднократные


5г _________________ Приемы проницания ___________________О

замечания и выговоры, с завидным постоянством
опаздывает на работу. Поскольку это продолжается
годами, то уверенно можно предположить, что опаз-
дывать он будет до ухода на пенсию. Другой пример.
Люди с устоявшимися принципами, оценками, нор-
мами и правилами общения; с неменяющимися при-
страстиями, симпатиями и антипатиями. Предсказу-
емые!
Встретишься с ними через год-два, а они та-
кие же. «Да ты совсем не изменился», — так и
слетает с языка. Постоянно встречаем таких. Напри-
мер, вы идете к своему парикмахеру, визажисту,
продавцу, потому что наперед знаете,.что они хо-
рошо обслужат. С такими очень легко работать, дру-
жить, так как в силу своей предсказуемости они,
как правило, очень надежны! И в силу этого же в
большинстве случаев скучноваты, постоянно общать-
ся с ними как-то не очень интересно. Выделяйте та-
ких предсказуемых, понаблюдайте за ними некото-
рое время в различных ситуациях и... уверенно пред-
видьте их последующее поведение, высказывания и
действия.
® Типичный человек в типичной ситуации высказы-
вается и действует типично.
Что значит «типичный»?
В европейских ресторанах, магазинах, например,
четко определяют, что мы — россияне. Почему —
вы не задумывались? Да потому, что примерно оди-
наково воспитаны и живем примерно в одинаковых
условиях. Отсюда схожая привычная своеобразность
поведения, высказываний и действий. То есть обре-
таем определенный менталитет, так сегодня это на-
зывается. Но точно так же по менталитету наш глаз
четко выделяет и европейца, посетившего Россию.
Или сельского жителя, впервые приехавшего в го-
род. И наоборот, сельчане у себя дома сразу узнают


> Станьте проницательнее

городского. Вот она — типичность человека, его обра-
за мышления и соответственно внешних проявлений.
Аналогично этому определенной ментальностью
обладают также люди одинаковой профессии, обра-
зования и др. Скажи, например, «новый русский»,
и тотчас в сознании возникает вполне определенный
образ. И тогда, согласитесь, достаточно знать, отку-
да человек, или, скажем, какая у него националь-
ность, кем работает или насколько образован, что-
бы, ориентируясь на присущие черты типа, к кото-
рому он принадлежит, уже немало предвидеть. Вот
и типизируйте людей в своем сознании, выявляйте
их характерные черты и на этой основе предвидьте
поведение, высказывания и действия отдельного че-
ловека, относящегося к данному типу.
<•> Люди, внешне похожие, зачастую ведут себя, выска-
зываются и действуют похоже.
Яркий пример —
близнецы. Наблюдали, наверное? Так и прорывают
из них постоянно то одинаковое выражение на лице,
то жесты, то словечки, а то и целые фразы. Да и
вести себя, действовать в одних и тех же ситуациях
будут примерно одинаково. То есть по одному из
них можно предсказывать поведение, высказывания
и действия другого. Скажете, какая от этого польза,
сколько их, близнецов-то? Правильно, конечно. Но...
аналогичная схожесть во внешних проявлениях так-
же у похожих друг на друга родных сестер, брать-
ев, отца и сына, матери и дочери. Присмотритесь
повнимательнее. И предвидьте по такой же анало-
гии! Причем ее еще можно объяснить генетически.
Природой заложено. Удивительно другое: не род-
ственники, а просто внешне похожие люди прояв-
ляют сходство в поведении, высказываниях и дей-
ствиях. Другими словами: «Рыбак рыбака видит из-


уЗг _______________ Приемы проницания __________________©

далека». Со мной, например, работает один ученый,
дважды доктор наук. Фамилию его вряд ли нужно
называть. Он лицом, фигурой похож на Ленина, ему
даже предлагали сыграть эту роль. Но и речь, жес-
ты, поведение поразительно совпадают с ленински-
ми. С теми, что мы видим в кино, в том числе доку-
ментальном. Так и кажется, что, не соверши рево-
люцию Ленин, это мог бы сделать мой коллега. Вот и
пользуйтесь такими аналогиями. Заметите человека,
внешне похожего на уже известного вам, проводите
аналогию и предвидьте, как он будет мыслить и ве-
сти себя в различных ситуациях.
<•> Предвидя чьи-либо поведение, высказывания и дей-
ствия, постарайтесь представить, как в этой ситуа-
ции повели бы себя вы сами или другой известный
вам человек.
По сравнению с предыдущей главой —
это новое правило. Часто ведь вы слышите высоко-
мерное: «Вот я бы на вашем месте...» И в ответ сразу
резкое: «Нет. Вы уж, пожалуйста, оставайтесь на сво-
ем. Я как-нибудь сам справлюсь...»
Обойдитесь без этих излишних эмоциональных колко-
стей. И представьте, к примеру, вот такую жизненную
ситуацию. Буквально за 10 минут до обеденного переры-
ва, запыхавшись, забегаете по срочному делу в какое-
либо учреждение. Обращаетесь к сотруднику, а он всем
своим видом демонстрирует или прямо говорит о своем
нежелании заниматься вашим обращением. Пытаетесь на-
мекнуть, что еще есть время. Но в ответ — раздражение.
Продолжаете настаивать — вспыхивает конфликт. Можете
поручиться, что после этого дело будет разрешено так,
как вам хотелось бы?

А теперь прибегните к предвидению. Мысленно поставьте
себя на место этого сотрудника. Или представьте, как по-
ступили бы в такой же ситуации известные вам чиновники.


jCwj> Станьте проницательнее (J)

Или как ранее разрешались подобные ситуации с вашим
участием или при вашем присутствии. Скорее всего, набе-
рете следующие варианты:

<•> сотрудник, к которому вы обратитесь, будет разгова-
ривать раздраженно и, ссылаясь на предстоящий обе-
денный перерыв, не поторопится исполнять вашу
просьбу;
<•> состоится сугубо официальный разговор, и точно до
13.00, после чего он встанет и уйдет, не завершив
дела;
® или, задержавшись с обедом, сделает все для того,
чтобы вы остались удовлетворенными и благодар-
. ными.

Какой выбрать? Подготовиться, продумать свои дей-
ствия желательно бы, конечно, по всем трем. А вот какие
применить реально, покажет непосредственная реакция со-
трудника на ваше обращение. Главное — предварительная
мысленная готовность, которая значительно повысит эф-
фективность ваших действий. Попытайтесь и убедитесь,
что при таком предвидении и соответствующей подготов-
ке сможете обратить в свою пользу большинство ситуа-
ций общения. Но тогда научитесь мысленно ставить себя
на место других людей и, исходя из этого, предвидеть, на-
сколько возможно, их действия.

<•) Чем лучше вы знаете или проницаете человека и пред-
стоящие ситуации, чем точнее в вашем сознании их
информационные копии, тем увереннее и детальнее
предвидите его поведение, высказывания и действия
в различных ситуациях.
Самый впечатляющий при-
мер — ваша семья. Уже настолько хорошо знаете
друг друга, настолько точны информационные копии
всех членов семьи в сознании каждого, что предви-
деть поведение любого даже в самых различных си-
туациях не представляет никакого труда. Точно так


y^jr _________________ Приемы проницания ___________________О

же это относится и к другим людям. Наверное, сами
уже пришли к такому выводу. Тогда следуйте ему.
Изучайте человека и жизненные ситуации, накапли-
вайте информацию, систематизируйте ее и приме-
няйте в предвидении. И, уже логически размышляя,
перейдете к другому, более общему выводу и сфор-
мулируете его.
® Чем большим объемом знаний и информации о лю-
дях располагаете вы, чем богаче ваш жизненный опыт,
тем лучше можете предвидеть их поведение, выска-
зывания и действия в различных ситуациях, а также
развитие.
Особых комментариев здесь и не требуется.
Изучайте людей, анализируйте ситуации, накапли-
вайте жизненный опыт. И на этой основе постоянно
совершенствуйтесь в предвидении.
А теперь сформулируйте: предвидение как личност-
ное качество — это способность с большой точностью
определять или предугадывать развитие процессов в пер-
спективе и ретроспективе.
Вот и формируйте его у себя
шаг за шагом. Настойчиво и скрупулезно вытренировы-
вайте применение каждого правила. Почувствуете не-
обходимость — измените формулировки, сделайте их
более четкими и ясными, чтобы лучше усваивались. Про-
явите творчество и выведите какие-либо новые прави-
ла, из своей практики общения и предвидения, потому
что сформулированное мной никак не претендует на ка-
тегоричность и окончательность. И вдруг ощутите, что
поднялись в предвидении на новую качественную сту-
пень.

Дар предвидения! Кто знает, может быть, он в итоге и
проявится у вас. К нему, наверное, бывает предрасполо-
женность генетическая. Но по моей практике, чем боль-
ше совершенствуешься в предвидении, тем ярче прояв-
ляются его умения и навыки. Со временем они становятся


jCSf Станьте проницательнее

неотъемлемым и необходимым качеством интеллекта. Со-
всем иначе тогда начинаете вы воспринимать окружаю-
щих людей, конкретного человека. В перспективе и рет-
роспективе!
Ощущаете, просто видите, как зарождались
и как будут развиваться та или иная мысль, интеллект,
человек в целом, коллектив и все общество. Особенно это
сказывается в управлении людьми. Прочувствовать и сфор-
мулировать цели, задачи, ожидаемые результаты своей
деятельности и подчиненного коллектива, предсказать
возможные последствия управляющего воздействия, что-
бы добиться высшей эффективности действий, — все это
предвидение или тесно связано с ним.
Осознаете? Да ведь
это — качества лидера!

«Приобретете товаров на такую-то сумму — получи-
те подарок» — зазывает реклама. Так и здесь получает-
ся. Приобретете качество предвидения — в подарок ста-
нете еще и предупредительным. Потому что, предвидя
чьи-то мысли, получаете возможность опережать вы-
сказывания и действия. Кто-то еще только подумал вас
попросить о чем-либо, а вы уже это делаете, приятно
удивляя и располагая к себе. Потрясающая уверен-
ность
— тоже в подарок. Да откуда, собственно, взять-
ся бы излишним сомнениям, если вы наперед знаете,
как будет складываться та или иная ситуация, и зара-
нее продумываете свои действия. И высокое взаимопо-
нимание
развивается вместе с предвидением. Вы пря-
мо-таки чувствуете другого человека, предвосхищаете
ход его мыслей. И сопереживаете, наполняетесь сочув-
ствием,
ощущаете сомыслие и оказываете опережаю-
щее содействие. Вот тогда достигается высшее общение,
при котором почти без слов прекрасно понимают и до-
полняют друг друга.

Вот он и остался, один шаг до ясновидящих, предска-
зателей и прорицателей. Не хотите стать кем-нибудь из


i£> _______________ Приемы проницания __________________0

них? Как-то не очень. Ну, а если попытаться? Хотя бы в
качестве тренинга. Больше чем уверен, что в основе их
деятельности — хорошее знание людей и осознанное или
подсознательное, интуитивное следование примерно та-
ким же и еще каким-либо своим правилам предвидения.
Добавьте удачу в угадывании и высчитывании, набросьте
завесу таинственности и... вот вы готовый прорицатель.
Учтите, на людей это действует очень сильно. Впечатляет!
Как же, человек может предвидеть будущее. И мало кому
приходит в голову, что это уже делает и может делать
еще лучше практически каждый. К примеру, видите пе-
ред собой незнакомого тучного человека в возрасте. Смело
предсказывайте ему болезни, недомогания, неприятности
на работе, в семье и непродолжительную жизнь. Не оши-
бетесь!

Самое интересное в ясновидении, что неудачным пред-
сказаниям значение как-то не придается, об этом умал-
чивается, но сбывающиеся... превозносятся просто «до
небес». Отсюда и авторитет! Юмористическая иллюстра-
ция в связи с этим: на входной двери табличка «Ясновидя-
щая». Мужчина нажимает кнопку звонка, а в ответ: «Кто
там?» Но все равно, постарайтесь увлечься предвидением.
И потренируйтесь. Предсказателем, может быть, вы и не
станете. Но для жизненных успехов пользу извлечете ог-
ромную. Дерзайте!

Быстрота мыслительных процессов

Основа проницательности и предвидения — вот что
означает это качество. Невозможно даже представить себе,
чтобы тугодум и заторможенный стал проницательным.
Даже если он доберется все-таки до сути какого-либо про-
цесса, распознает, в конце концов, ход чьих-нибудь мыс-
лей, то польза-то какая? Уже давно все изменилось.


l£ft Станьте проницательнее &

Уходит и уходит поезд, его уже никак не догнать. Поэто-
му чем быстрее мыслительные процессы, тем вы прони-
цательнее.
И вновь напоминаю — это может быть врож-
денным качеством. Но и успешно приобретается. Только
приложите труд и упорство.

Установка такая: сами находите учебные и жизнен-
ные тренинги, формирующие быстроту мыслительных
процессов. Приемлемые в укладе вашей жизни и не тре-
бующие специальных или больших временных затрат.
Компьютерные игры! Да они просто созданы для выра-
ботки этого качества. Быстрый счет в уме и на кальку-
ляторе с постепенным возрастанием чисел и усложнени-
ем операций. В Японии по нему даже соревнования про-
водятся. Спортивные игры тоже помогают. Особенно
быстрые шахматы — игра на время, когда на каждый
ход отводятся буквально считанные секунды. Но и дру-
гие игры, с быстро меняющимися ситуациями, требую-
щими их моментального анализа и принятия решения,
тоже подходят — баскетбол, футбол, волейбол, теннис
и т. п. Аналогично этому попробуйте стремительно про-
ходить через толпу людей
и уклоняться от столкновений.
Ощутите, насколько это напряженно и требует быстрой
реакции.

Не уклоняйтесь от жарких споров, дискуссий, диало-
гов.
Быстрее, быстрее мыслите и находите в них колкие,
остроумные вопросы и достойные ответы. Подберите ин-
тересного партнера или партнеров и придумайте соответ-
ствующий тренинг типа телевизионной игры «Что? Где?
Когда?».
Больше читайте, и не только художественную,
но и научно-популярную, психологическую, техническую
литературу. Постепенно ускоряйте темп чтения. Освойте
скорочтение, так, чтобы буквально с первого взгляда,
ничего не упуская, глубоко схватывать смысл текста стра-
ницы. Находите, придумывайте другие усложняющиеся


^> _______________ Приемы проницания __________________О

тренинги, задачи, ситуации и решайте их все быстрее и
быстрее. И, конечно, совершенствуйте практику проница-
ния. Так что выбор достаточно богатый. Отбирайте прием-
лемое и тренируйтесь! Постоянно, долго и упорно! Пока
не почувствуете результаты.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: