Основные идеи программы «Развитие творческого мышления учащихся в образовательном пространстве школы»

В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов считают, что одной из неотложных задач современной психологии развития и одновременно точкой её роста является содержательный синтез культурно-исторической концепции Л.С. Выготского в её классическом варианте и деятельностной теории А.Н. Леонтьева как одной из исторических интерпретаций этой концепции. Авторский синтез этих психологических систем нашел своё выражение в ряде принципов, характеризующих процессы психического развития человека.

1. Творческий характер развития. Главным в развитии должно стать не усвоение опыта, а его порождение.

2. Ведущая роль социокультурного контекста развития. Программы обучения и воспитания детей должны быть наполнены культурными и историческими контекстами и параллелями.

3. Ведущая роль сенситивных периодов развития. Важно осваивать определенное культурное содержание и способы познания в наиболее благоприятный для этого период, чтобы строить этот процесс на основе возможностей организма ребенка.

4. Совместная деятельность и общение как движущая сила развития.

Современная психология рассматривает мышление как высшую подлинно человеческую способность. В развитых своих формах мышление есть творческое преобразование субъективных образов объектов в сознании человека, «их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования её новых целей, открытия новых средств и планов их достижения» (Психологический словарь). Мышление выполняет регулирующую функцию по отношению к поведению человека, в том числе, поскольку связано с образованием целей, средств, программ деятельности. Мышление регулирует морально-этическую, коммуникативную, смысловую и другие составляющие поведения человека. Уровень и характер, способы мышления можно рассматривать как ключевую качественную характеристику развития личности, значение которой трудно переоценить.

Наше теоретическое исследование установило, что для понимания продукта мыслительной деятельности в психологии одним из центральных становится понятие репрезентации знаний и репрезентативных когнитивных структур. Английское слово «репрезентация» означает представленность, изображение, отображение одного в другом или на другое. Т.е. речь идёт о внутренних психологических структурах, которые складываются в процессе жизни и обучения в сознании человека и в которых представлена сложившаяся у него картина мира, общества и себя самого. Хранящиеся в памяти продукты умственной обработки образуют более или менее упорядоченные системы, состоящие из ряда подсистем и иерархических уровней.

Эти системы представляют собой не только системы хранения, но и средство познания. Они являются своего рода внутренними умственными психологическими формами (матрицами, схемами, сетками, планами), сквозь которые или посредством которых человек смотрит на окружающий мир и на самого себя. Чем больше развиты эти структуры, тем больше видит и понимает человек в окружающем мире, в людях, в себе. В когнитивных структурах записаны не только сами знания в виде отображения множества связей между разными сторонами, свойствами и отношениями действительности, но и способы их получения, способы перехода от одних знаний к другим, от сырых чувственных данных к абстрактным и обобщённым репрезентациям. В разных ситуациях актуализируются не все возможные, но только определённые, адекватные условиям схемы.

Таким образом, целями и задачами обучения становится формирование сложных упорядоченных иерархических организованных структур репрезентации знаний, что равнозначно умственному психическому развитию учащихся или развитию мышления.

А.Богданов показал, что развитие системы представляет собой её изменение от менее упорядоченного к более упорядоченному состоянию как рост её организации. Умственное развитие должно подчиняться закону системной дифференциации, развития от общего к частному, от целого к частям. Развитие мышления должно проходить природосообразно, то есть, сообразуясь с порядком развития природы ребёнка, его возрастными, половыми, индивидуальными особенностями. Возможности мышления определяются, прежде всего, физиологической зрелостью мозговых структур, готовностью мозга к восприятию и переработке информации.

Исходя из этого, мы выделили этапы обучения ребёнка и тот тип мышления, которым он может овладеть на данном этапе в соответствии с положениями возрастной психологии. При этом мы опираемся, прежде всего, на 5 уровней умственного развития, выделенных И.М.Сеченовым: выделение предмета (образное) - выделение его элементов (рефлексивное) – отделение от предмета их признаков (понятийное) – мышление абстрактами или символами (абстрактное) – оперирование символами (логическое).

Дальнейшее умственное развитие мы видим в последовательном овладении исследовательским, проблемным, диалоговым, критическим, прогностическим видами мышления. В каждом из способов переработки и анализа информации ребёнок должен выйти на способность нестандартно творчески решать задачи и ситуации, то есть творческое мышление мы рассматриваем как высший уровень в развитии мышления любого типа.

Мышление – это процесс социально обусловленный. Социальное происхождение имеют развитость языка, объём знаний, приёмы и операции мышления. Развитие человека как вида было связано с развитием его мышления. Для каждого этапа развития человечества была характерна своя репрезентация знаний и когнитивных структур, то есть своя система представлений, способов познания мира, своя картина мира. Генезис умственного развития мышления человека может быть соотнесён с процессом умственного развития ребёнка, когда овладение определённым типом мыслительной деятельности осуществляется параллельно с погружением в культуру соответствующей эпохи и её проживанием в культуротворческой деятельности. Психическое развитие отдельного человека происходит в процессе усвоения средств культуры. Усвоение набора этих средств усиливает некоторые естественные двигательные, сенсорные и умственные способы познания. В частности, усиление интеллекта связано с усвоением и использованием сложных способов символизации, уровень которой различен в разные эпохи и у разных народов.

О сновные задачи экспериментальной работы:

1. Определить условия и средства организации образовательного процесса культуротворческого типа в соответствии с сенситивными периодами становления мышления ребенка, обеспечивающего развитие продуктивного мышления на основе освоения языков и образов культуры, способность к сознательному культурному творчеству.

2. Разработать диагностический инструментарий, позволяющий фиксировать уровень развития мышления и влияния форм научно-исследовательской работы на его развитие.

3. Разработать и апробировать эффективные технологии развития следующих видов продуктивного мышления: образного, рефлексивного, исследовательского, понятийного, логического, проблемного, диалогового, критического, аналитико-синтетического.

4. Описать пути овладения педагогами данными технологиями и организации собственной исследовательской деятельности по развитию мышления учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: