Особенности при проведении исследования по предметам гуманитарного цикла и естественно – научного циклов. Изучение первоисточников, привлечения архивных данных и краеведческих материалов, проведение теоретического или практического эксперимента. Оформление результатов исследования наглядно: в виде графиков, таблиц, рисунков. Описание исследования в соответствии с планом: замысел, ход и результаты исследования. Представление результатов исследования в виде сообщения, доклада, реферата.
Место различных умственных приёмов при организации исследования: прием анализа явления, фактов, причинно – следственных связей, приём доказательства (аргументации), прием сопоставления фактов и явлений, прием использования аналога, прием обобщения направлен на группировку и систематизацию изучаемых явленийипостроение на этой основе цепи рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод. Прием переноса знаний в новую ситуацию.