Содержание: изобретение очков для наблюдения за солнечным затмением.
Противоречие: Очки должны быть прозрачными, чтобы сквозь них наблюдать затмение солнца, и не должны быть прозрачными, чтобы не испортить зрение от яркого света.
Приём «Изменение свойств». Изменение окраски и степени прозрачности. Вместо стекол используется старая засвеченная фотопленка.
Тема: «Путешествие по карте полушарий».
Противоречие: Глобус удобен для знакомства со всей земной поверхностью и неудобен при транспортировке.
Прием «Переход в другое измерение». Используется плоскостное изображение земной поверхности - карта полушарий.
Тема: «Лес и человек».
Противоречие: Лес и его обитатели являются богатейшим ресурсом, но при его нерациональном использовании исчезают редкие виды растений и животных.
Прием «Вынесение». Из всей природы выделяем отдельные участки – заповедники для сохранения первозданной природы.
Тема: «О почве».
Противоречие: Тракторы нужно использовать для обработки почвы, но тяжелая техника уплотняет землю, что наносит большой вред.
|
|
Прием «Антивес». Сам трактор движется над почвой, и только его рабочий орган соприкасается с землей.
Тема: Лес - природное сообщество.
РТВ - Личностная аналогия (эмпатия).
Игра «Если бы я был грибом…» (ромашкой, божьей коровкой, кузнечиком и т.д.)
«Если бы я была грибом, то я была бы мухомором. У меня была бы красная шляпа в белый горошек, ажурная белая юбочка. Я была бы пластинчатым грибом. В солнечную погоду я красовалась бы на полянке вместе со своими подружками. Грибники проходили бы мимо меня, а вот лось меня любит. Я готова ему помочь как доктор - выгнать из его организма всех глистов. Я люблю помогать другим». Лаврова В.
Тема: «Растениеводство в нашем крае»
Противоречие: Французский агроном Пармонтье убеждает сограждан в полезности использования картофеля в пищу, но сограждане отвергают призывы ученого.
Прием «Наоборот». Пармонтье приказывает охранять поля с картофелем,
что привлекает внимание простых людей, и интерес к картофелю возрастает.
Тема: «Отрасли животноводства».
Противоречие: В далеком прошлом люди разоряли жилища диких пчел и забирали весь мед, а пчелиная семья погибала и не давала больше урожая.
Приемы «Дробление», «Вынесение». Современные пчеловоды делят урожай меда и забирают одну часть себе, а другую часть оставляют пчелам для питания.
Использование ТРИЗ – педагогики имеет большие достоинства:
- существенно повышается вероятность решения творческих задач учащимися благодаря использованию системы специальных алгоритмов, методов и приемов;
- снимается психологический барьер боязни нового, неизвестного;
|
|
- обеспечивает гуманистический характер содержания обучения, основанный на решении актуальных для общества проблем;
- жизненные проблемы воспринимаются не как непреодолимое препятствие, а как очередная задача, которую надо решить.
ТТРИЗ позволяет осуществить в уроке интеграцию различных видов обучающей деятельности: игровой, конструктивный, исследовательский, изобретательский. Использование элементов ТРИЗ делает обучение увлекательным, творческим.
Литература:
1. Альтшуллер Г.С. «Найти идею»- Петрозаводск, «Скандинавия», 2003.
2. Модестов С.Ю. «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ»- СПб, «Издательство Акцидент», 1998
3. Плешаков А.А. Природоведение-4. – Москва, «Просвещение», 1997.
4. Учителям о ТРИЗ. Сборник метод. материалов по преподаванию ТРИЗ в начальной школе. Выпуск 2.- СПб ЗАО «Атос», 1997.