Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
1.Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
2.Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей,так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
3.Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
4.Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Правила мозгового штурма
1. критика запрещена
2.безрассудные идеи поощряются.
3 можно больше идей
4.подхватывайте и развивайте идеи других, комбинируйте предложение.
Таблица Осборна. Видоизменение первоначальной идеи.
- Контрольная таблица Осборна. Алекс Осборн предлагает 10 пунктов, по которым можно подобрать оригинальное решение задачи.
- Использовать иначе! (Можно ли по-другому использовать, применять это?)
- Привести в соответствие! (На что это похоже? Есть ли аналогии?)
- Изменить! (Какие признаки можно изменить? Цвет, форму, звучание?)
- Увеличить! (Можно ли увеличить размер, скорость, количество?)
- Уменьшить! (Можно ли это уменьшить? Что-нибудь убрать? Разделить? Сделать легче, светлее, тоньше?)
- Заменить? (Какие свойства можно заменить? Иначе организовать процесс или расположение?)
- Передвинуть! (Можно ли поменять местами отдельные фрагменты? Причину и следствие?)
- Сделать наоборот! (Как будет выглядеть противоположная идея? А если поменять роли?)
- Комбинировать! (Можете ли Вы совместить эту идею с другими? Разложить на отдельные элементы?)
- Трансформировать? (Можно ли это продырявить, сжать, растянуть? Сделать твердым, жидким, прозрачным?)