Основными разработчиками теории ожидания являются В. Врум, Л. Портер и Э. Лоулер.
Ожидание — это представление человека о том, в какой мере его действия приведут к определенным результатам. Ожидание оказывает очень сильное влияние на поведение человека в организации.
Процесс мотивации по теории ожидания как бы слагается из взаимодействия трех составляющих: усилие, исполнение, результат.
Теория ожидания изучает взаимодействие этих трех составляющих и базируется на трех взаимосвязях:
- затраты труда — результаты труда (ожидание того, что затраченные усилия обязательно приведут к результату);
- результаты труда — вознаграждение (ожидание того, что за конкретный результат будет получено вознаграждение);
- валентность (удовлетворенность) вознаграждения (ожидание того, что вознаграждение будет валентным, т.е. ценным для работника).
Основной тезис данной теории: для того чтобы система стимулирования подтолкнула человека к деятельности, он должен верить, что его усилия увеличат вероятность получения соответствующего вознаграждения.
Практическая ценность теории ожидания для менеджеров:
- объясняет им, что люди осуществляют свои действия в соответствии с тем, к какому возможному результату (вознаграждению) эти действия могут привести;
- позволяет им сделать прогноз поведения подчиненного при известных системах мотивации труда работников.