Лекция №3. Мозговой штурм, как методика решения творческой задачи. Оценка идеи. Контрольная таблица Осборна.
Таблица Осборна
Привести в соответствие | Что схоже с этой идей, параллели, имитация |
Изменить | Можно ли изменить значение, цвет форму и тд. |
Увеличить | Сделать больше, толще, мощнее |
Уменьшить | Сделать меньше, тоньше, слабее |
Заменить | Иначе организовать, другое расположение, другое время |
Передвинуть | Поменять местами части, поменять причину и следствие |
Сделать наоборот | Противоположное идее, повернуть ситуацию на 180 градусов. Поменять роли, сделать в зеркальном отражении |
Комбинировать | Сочетание этой идеи с другими, использовать в комплексе или разложить на части. |
Трансформировать | Сжать, растянуть, сделать жёстким, мягким, превратить в бублик и тд. |
Правила проведения мозгового штурма
1. критика запрещена
2.безрассудные идеи поощряются.
3 можно больше идей
4.подхватывайте и развивайте идеи других, комбинируйте предложение.
Варианты проведения мозгового штурма:
|
|
ПРОГРЕССИРУЮЩИЙ мозговой штурм –
обсуждения в 5-10 минут.-оценка-5-10 минут. и далее опять мозговой штурм.
ДЕСТРУКТИВНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ –
штурм разбит на два этапа
1.этап – высказываются все отрицательные моменты
- почему идея не может сработать, всё, что препятствует решению
2.этап - конструктивные предложения. Как обойти недостатки системы.
Мозговой штурм проводится в группе из нескольких человек, но возможна и индивидуальная работа:
Методика «Три стула» Уолта Диснея
-стул мечтателя (на нём мы делаем самые сумасшедшие идеи)
-стул реалиста (на нём мы сумасшедшие идеи пытаемся внедрить)
-стул критика (на нём мы критикуем идеи)
Главное не сидеть сразу на двух стульях и чтобы голова не закружилась.
Попеременный мозговой штурм –
индивидуальное и коллективное обдумывание проблемы.
Роль модератора - привести всё в систему, не давать уйти от обсуждения идеи, но и не становиться препятствием для новых идей. А главное- всё записывать.
Используя методики модерации (брейнврайтинга) мы можем интенсифицировать поиск идей сделать их больше.
Аудиторное задание: студенты разбиваются на группы 3-5 человек и проводят «мозговой штурм» по предложенной теме. Цель задания – убедить студентов в малой эффективности применения одной методики мозгового штурма в отрыве от других методик.
Методики коллективных записей
1.Метод 6-3-5-
Шесть человек за пять минут должны написать три идеи на листочке
Затем передать следующему. В конце появляются до 6х3х6=108! Решений задачи. Оценка происходит также коллегиально, как и на мозговом штурме. В реалии количество решений меньше, так как у многих участников идеи могут быть сходные. При этом Участник подчёркивает идею коллеги (ставит галочку или ёщё как-нибудь). Идеи набравшие больше всего галочек оцениваются отдельно.Это либо тривиальные либо гениальные идеи.
|
|
2.метод коллективных записей. Все кто может, записывают все варианты решения задачи. (форум в Интернете).