Наименование черт и понимание другого человека

Человек должен научиться понимать значение имени черты в виде реального поведении, которое обнаруживает данную черту. Это не так просто, как кажется.

Для иллюстрации разберем, что означает выражение "правдивый человек". Пытаясь понять это выражение вне связи с ситуацией мы находим, что на этот вопрос трудно ответить. Некто считается в глазах товарищей правдивым, но обстоятельства могут стать выше его правдивости и он лжет. Итак, правдив он или лжив?

Наша задача значительно упрощается с момента, когда мы начинаем мыслить черту в связи с ситуацией или другими обстоятельствами. Если мы точно определяем ситуацию, то мы найдем, что, "лживое" поведение у одного оно возникает от угрозы и диктуется страхом, а у другого в ситуации, когда возникает возможность предстать в выгодном свете, приписав себе некоторые достоинства, которые ценятся среди окружения, у третьего при необходимости защитить другого человека. В первом случае, оказывается, в основе лжи лежат ранимость, страх, привычка к бегству из ситуации и отсутствие стойкости, а во втором случае способ повышения престижа, а в третьем альтруизм и, может быть, и любовь. За одним и тем же словом скрываются разные поведения, обозначаемые одинаково.

Продолжая обсуждение мы найдем, что за одной и той же чертой, приписываемой нами другому человеку, скрываются совершенно различные качества личности, которые для нас имеют значение. Тот, кто лжет ради престижа, для меня не опасен, если я снисходительно отношусь к удовлетворению им этой потребности. Но лгущий из страха в определенных обстоятельствах может быть опасен, если я, например, подпольщик, член мафии или свидетель на суде, подвергающийся шантажу. Иногда альтруистическая ложь требует самопожертвования. Вася был наказан, так как он взял на себя вину Пети, которого в противном случае жестоко выпорол бы отец.

Следовательно, познание других и познание самого себя требует, чтобы наряду с поименованными чертами и соответствующими им программами поведения, мы мыслили и определенные группы жизненных ситуаций, соответствующие этим чертам. А это приходит только с опытом жизни.

Если ребенку сказать, что "этот человек плохой", то он считает его плохим, независимо от обстоятельств и ситуаций жизни. Для ребенка этот человек всегда плохой. Для взрослого же смысл плохого мыслится в соответствии с более зрелым опытом. Однажды моя четырехлетняя дочь придя из садика испугала меня, заявив, что Андрей, ее старший брат, "Ленина не любит". Потом оказалось, что Андрей, плохой потому, что за собой не собирает игрушки. Такой инфантильный способ мышления в познании другого человека свойственен и незрелым взрослым. Психологи именуют это предубеждениям и предрассудками, которым соответствуют определенные стереотипы. Человек с выдающейся нижней челюстью считается волевым, энергичным, даже если эта конфигурация лица вызвана деформацией из-за неправильного прикуса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: