Было бы неверным считать, что установки сами по себе уже образуют черту характера человека. Не всякая установка является чертой личности или характера. Установки сами по себе создают только предрасположенность к действию определенным образом. Любой поведенческий акт прежде чем осуществиться, формируется как готовность к его исполнению. Эта гготовность, именуемая психологами установкой имеет место и в чертах характера Потому черта существует как определенная установка поступать определенным образом, в соответствии с программой черты.
Черта характера состоит не только из поведения в котором она реализуется и которое может непосредственно наблюдаться, но она включает в себя еще определенные установки к умственному поведению, мышлению, пониманию. А следовательно и установку к чувствованию. Например, альтруист, имеющий, альтруистическую установку, в отличие от мизантропа понимает страдающего человека, сочувствует ему. Поскольку черта включает в себя и сознание, то она связана и с определенными установками переживать чувствовать. Оказывая помощь человеку, мы испытываем удовлетворение, а если не смогли этого сделать, переживаем смущение или даже мучительные угрызения совести.
Сказанное приводит к пониманию того, что те черты, которые человек хочет или выработать в себе или ослабить сети они плохие, состоят из привычек, установок, переживаний и понимания, осознания тех типов ситуаций в которых с большой вероятностью реализуется данное привычное поведение. Поэтому самовоспитание направленное на изменение наших черт, не может осуществиться в результате простой тренировки, выработки навыка. Требуется воспитание определенного мышления и чувствования. Одного повторения и тренировки недостаточно. Можно тысячи раз повторить определенное действие, с целью его сделать привычным, но черта не возникает, так как этому мешают механизмы мышления. И наоборот. В исследованиях установлено, что изучение саногенного мышления меняет черты характера.