Есть много признаков типологии потребительского поведения.
I. Поведенческие группы в зависимости от процесса принятия решения:
- сложное покупательское поведение: товар – дорогой, редкий; покупатель проходит процесс усвоения, выработки мнения о товаре, формулирование собственного взгляда.
- неуверенное покупательское поведение – товар дорогой, есть риск, однако разница между марками невелика. Нет уверенности в выборе.
- привычное покупательской поведение – товар дешевый, часто покупаемый. Покупатель не задумывается о покупке. После покупки стадия оценки отсутствует.
- поисковое покупательское поведение. Между марками – большая разница. При этом легко и часто меняются марки, идет эксперимент.
II Девиантное и делинквентное поведение.
В процессе потребления люди следуют социальным нормам – это правила, выражающие требования общества к личности – потребителю. Нормы устанавливают границы, условия и формы поведения. Однако всегда есть место отклоняющемуся поведению. Полное принятие нормы – это конформизм, отклонения, так же естественно.
|
|
Нормы бывают: писанные – формально зафиксированные (их нарушение – делинквентное поведение); неписанные – неформальные нормы (отклонение – девиантное поведение).
Типы потребителей по отношению к целям и средствам достижения:
- конформист – принимает цели и средства
- новатор пытается достигнуть цели неинституциональными средствами
- ритуалист – принимает средства, но игнорирует и забывает цели
- изолированный тип отходит и от целей и средств, принятых в обществе (алкоголь, наркотики)
- мятежник – он создает новую систему норм и ценностей
Социальные отклонения в потреблении бывают различных видов:
- культурные и психологические отклонения
- индивидуальные и групповые отклонения
- первичные (отклонения от норм общества) и вторичные (отклонения от норм группы) отклонения
- одобряемые отклонения
- осуждаемые отклонения