Характеристика особенностей игрового общения детей в досуговой деятельности учреждений дополнительного образования, методика организации и проведения игровых программ

Уже в начальной стадии разработки любой игровой досуговой программы необходимо попытаться увидеть все ее содержание. В этом организаторам поможет блоковая си­стема, то есть структурное изображение содержания иг­ровой программы.

Каждый игровой эпизод-блок живет самостоятельной жизнью, развиваясь по законам драматургии: от пролога к завязке конфликта, его развитию. Итак. Организаторы разрабатывают каждый блок: сюжетно или перечислением его основных частей — игр.

Нужен замысел, сценарно-режиссерский ход — прием подачи игрового материала.

Это может быть: путешествие («На поляну игр»), приключение («Приключения в сказочном лесу»), в мире сказочных героев («Город стеклянных человечков»), листаем книгу («Игры наро­дов мира»), вращаем глобус («Дадим шар земной детям»), сновидения («Сон Снегурочки в Новогоднюю ночь вале») и т. д.

Сценарно-режиссерский ход (образно-смысловой) про­является в трех ключах:

1. Образно- игровой — через игру актеров (актерское мастерство).

2. Декоративно-образный — через костюм, мизансце­ну, оформление игровой площадки, реквизит.

Например: игровое поле — это развернутая гармонь с цветными, яркими, ситцевыми мехами.

3. Образно-музыкальный. Все игровые эпизоды объеди­няются лейтмотивом (одна и та же музыкальная фраза).

Например: «Барыня».

Между игровыми блоками, особенно в конкурсных программах, необходимо предусмотреть время для рабо­ты жюри, которому следует подвести итоги. Для запол­нения этой «паузы» в представлении нужны зрелищные заставки. Это могут быть концертный номер, реклама, игры с болельщиками (зрительным залом), гость.

Итоговый вариант расположения блоков, заставок и есть каркас игровой программы, в котором легко увидеть нерешенные проблемы: фонограммы, декоративно-худо­жественное оформление, нужный реквизит, последователь­ность выходов на игровое поле необходимое количество призов, ассистентов и т. д.

Подготовка игровой развлекательной программы - дело сложное. Особенно для тех, у кого отсутствует практический опыт организации досуговых мероприятий. Начинается подготовка программы с создания инициативной группы, в обязанности которой входит прежде всего разработка сценарного плана (блоки игровой программы) или сценария (подробная литературно драматургическая разработка темы, конфликтов). Только потому начинается режисерско-постоновочная работа.

Необходимо помнить, что выполнение заданий конкурсов игровой программы совершается на глазах у публики, то есть это живая импровизация участниками игровых состояний. Поэтому репетиции проводятся только с ведущими. Затем монтажная репетиция - светомузыкальное, декоративно-художественное оформление программы, работа с ассистентской группой. С участниками игровой программы проводится только одна-две репетиции для определения выходов, мизансценирование участников на игровом поле и рекомендации по подготовке домашних заготовок (если они предусмотрены). Большое значение в создании зрелищности программ имеет оформление помещения, сцены — игрового поля, подбор или изготовление игрового реквизита, сценических костюмов. Особое внимание необходимо обратить на подбор музыкального сопровождения и запись фонограмм, поиск и подготовку зрелищных заставок - концертных номеров, во время исполнения которых жюри подводит итоги конкурсов.

Конкурс или конкурсно-игровая развлекательная программа заканчивается определением победителей. Поэтому следует предусмотреть свои материальные возможности для приобретения призов и поощрений.

В целях организации будущего мероприятия все выше изложенное приводится в порядок, систематизируется путем составления плана подготовки, в котором конкретизируется каждый вид деятельности в сроках подготовки и указание ответственного.

Любое досуговое мероприятие, о том числе конкурсно-игровые развлекательные программы, в процессе проведения не исключает импровизации и наличия непредсказуемых моментов. Поэтому организаторам необходимо разработать план проведения мероприятия, в котором указывается дозировка времени на каждый конкурс, последовательность зрелищных заставок, выступления жюри, место действия и ответственные за каждый игровой эпизод (ассистентская группа).

Театрализованная игровая программа требует разработки каркаса программы (монтажного листа), эскизов оформления игровой площадки, костюмов действующих лиц, рекламы и пригласительных билетов.

Большую роль играет определение порядка выхода на сцену, который вывешивается на видном для исполнителей месте на игровом поле. Ведущий игровой программы. Он — организатор, умеющий управлять ауди­ториями, способный создать комфортную атмосферу — ус­ловия для реализации способностей участников игрового действа.

Он — душа общества, образец доброжелательности, такта, находчивости, наблюдательности, высокой куль­туры.

Он — актер с хорошей дикцией, красивой речью, хо­рошими манерами, привлекательным внешним видом, умеющий сдерживать свои чувства и владеть вниманием со­бравшихся, превращать свое появление в праздник.

Он — драматург и режиссер игры.

Он сам — театр одного актера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: