В социальной философии под природой принято понимать непосредственно окружающий человека естественный мир, взятый в единстве и бесконечном многообразии своих форм, процессов и состояний. В отличие от общества она не создана человеком и не создается им, существуя сама по себе, по своим законам. Выделившись когда-то из природного («дикого») мира, человек волею своей судьбы оказался быть обреченным на присутствие и существование в нем.
Понятие природы традиционно присутствует в истории философской мысли. В древней натурфилософии (Фалес, Гераклит и др.) природа являлась объектом умозрительного истолкования, восприятия ее с наивно-материалистических и стихийно-диалектических позиций. При недостатке научных знаний ее реальные связи мысленно дополнялись вымышленными, нередко фантастическими представлениями. Для Средних веков было присуще религиозно-философское восприятие природы - как реальности, созданной в ходе творческого божественного акта. Порядок в ней рассматривается как вечный и неизменный. В эпоху Возрождения в творчестве ряда мыслителей (Д. Бруно и др.) появляются идеи бесконечности природы. Искусство этой эпохи подчеркивает красоту природы и призывает человека подражать ее совершенству. Начиная с XVII века постепенно утверждается научное понимание природы и в ряде наук (астрономия, механика, математика) формулируются ее законы (И. Ньютон, И. Кеплер и др.). Философия и наука призывают прочитать великую «Книгу природы», раскрыть ее смыслы и тайны. К XIX веку в научной и философской мысли все более утверждаются идея развития, единства и многообразия природы (И. Кант, И. Гете и др.), идея единства человека и природы (Ч. Дарвин и др.). Философия XX столетия в своем познании природы опирается в первую очередь на современное естествознание, считая его своим традиционным, последовательным и надежным союзником.
|
|
Мир природы - это тесное единство живого («текучего») и неживого («застывшего»), органического и неорганического. В социальной философии к понятию природы непосредственно примыкает понятие биосферы. Под ней понимают «мир живого», который является тонкой, хотя и предельно насыщенной и многообразной, оболочкой нашей планеты. Биосфера зародилась примерно 3-4 млрд. лет назад и представляет собой процессы, связанные с существованием белковых тел, носителей жизни как уникального явления Космоса. Жизнь - это специфический способ бытия материального мира, существование органических тел на Земле. Для всего живого характерны обмен веществ с окружающей средой, рост и размножение, наследственность, борьба организмов между собой и естественный отбор наиболее приспособленных к существованию, способность создавать порядок из хаоса.
|
|
В целях познания природной среды как сложной динамической системы, с которой человек непосредственно соприкасается и взаимодействует, в науках применяются и другие понятия. Так, под географической средой понимается та часть природы, которая оказалась вовлеченной в хозяйственную деятельность человека и активно используется им в своих целях. Географическая среда либо стимулирует развитие общества (при наличии, например, естественных коммуникаций в виде рек, морей), либо сковывает его (пустынные территории, труднопреодолимые горные массивы и т.п.). В XVIII веке в европейской философии сформировалась «географическая школа», представители которой (Ш. Монтескье и др.) значительно преувеличивали роль географической среды в существовании общества. Они полагали, что эта среда напрямую влияет на общество, определяя тип его экономики, политический строй и форму государства, психологию и нравы людей. Эта точка зрения значительно упрощает характер взаимосвязи между природой и обществом. В XX столетии открылась иная картина: человечество, став планетарной силой, оказалось способным изменять саму географическую среду в желаемых для себя направлении и формах. Тем самым создается искусственная реальность (города, техника, коммуникации), которая все более разрушает и вытесняет природную среду.
Наука выделяет и исследует также литосферу (почвы), гидросферу (воды) и атмосферу (воздух) как основные компоненты биосферы.
В ходе своей трудовой деятельности человек сумел создать весьма разветвленную «вторую природу», т.е. мир вещей и процессов, которые нигде в природной среде в готовом виде не встречаются. Это уже есть «очеловеченная» природа, которая существует по социальным законам. Одним из важнейших элементов «второй природы» является техносфера. Она включает в себя многочисленные и весьма разнообразные орудия труда, технику и машины, здания, коммуникации и другие искусственные сооружения. Технический мир - это одно из самых ярких и впечатляющих проявлений уникальности человека как существа разумного, творческого.
В XX веке в научный оборот вошло понятие «ноосфера» (Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, В.Л. Вернадский). Под ней понимается тончайшая разумная оболочка Земли, ее «мыслящий пласт». Ноосфера - это качественно новое состояние биосферы, результат деятельности человека, плод его знаний и труда. Она явилась закономерной ступенью в развитии биосферы, величайшим событием в истории нашей планеты. Ноосфера, названная Вернадским концентрацией энергии человеческой культуры, стала не только мощной геологической, но и космической силой, фактором глобальных изменений на Земле. Она постепенно превращает окружающий человека Космос в объект управляемого развития, и это открывает новые перспективы для существования человечества. Ноосфера убедительно подтверждает уникальность и величие человека, его колоссальные силы и возможности. Ноосфера есть одновременно и антропосфера, т.е. очеловеченный мир, среда его повседневного существования.
В последние годы очень популярным в нашем лексиконе стало слово «экология». В строгом смысле слова экология - это наука, которая изучает сложные взаимоотношения живых организмов (включая и человека) со средой своего обитания (греческое слово «ойкос» означает «дом»). Организмы - это все живое на нашей планете, а среда обитания есть то, что их непосредственно окружает и с чем они взаимодействуют, обмениваются веществами и энергией. Экология провозглашает принцип органического единства человека и природы как двух сторон мироздания. В этой науке имеются такие отрасли, как экология человека, социальная экология, глобальная экология и др. Что касается социальной экологии, то она исследует отношения в системе «общество - природа» и в настоящее время становится все более актуальным и перспективным направлением научного познания. Социальная экология изучает также экологические проблемы, т.е. негативные последствия практической деятельности человека в окружающей среде.
|
|
Современный человек и природа, характер их отношений.
В наше время отношения человека и природы радикальным образом изменились. Ведь современный человек - это существо, обладающее колоссальным энергетическим потенциалом и ведущее активную и широкомасштабную деятельность. Реальностью нашего времени стал глобальный (всемирный) экологический кризис, выражающий острые противоречия между человеком и окружающей природой.
В науке под экологическим кризисом принято понимать негативные и даже необратимые изменения структуры и качества природной среды, равновесия в ней, что ставит под вопрос само существование сложившихся на нашей планете форм жизни, включая и самого человека. Кратко говоря, экологический кризис - это деградация и упадок биосферы, что связано с вытеснением естественного в мире искусственным, чужеродным для природы (например, выбросы в атмосферу ядовитых веществ). К сожалению, именно это явление и характеризует в первую очередь особенность отношений между обществом и природой во второй половине XX и в начале XXI века.
Прежде всего происходит интенсивное загрязнение окружающей среды - воздуха, водных ресурсов, почвы. За последние 100 лет примерно на 10% выросла концентрация углекислого газа в атмосфере, что порождает так называемый парниковый эффект. Ежегодно в атмосферу выбрасывается около 120 млн. т золы, 150 млн. т сернистого газа. Каждый второй россиянин в наше время пьет загрязненную воду. На наших глазах исчезают огромные массивы водных ресурсов (например, Аральское море). Погибает символ русского народа - река Волга, под угрозой находится уникальное озеро Байкал. Из-за неправильной обработки и иных причин разрушается почва, этот тончайший плодородный слой. В результате она смывается в реки, и они мелеют, появляются пыльные бури и иные негативные последствия. Около 30% территории нашей планеты уже являются пустыней, и ежегодно к этому добавляется еще около 6 млн. га площадей.
|
|
Стремительно истребляются леса - основной источник атмосферного кислорода («зеленые легкие»). Ежегодно исчезает около 11 млн. га леса. Наша планета все больше «лысеет», меняет свой ландшафт (внешний облик) под воздействием человека. Из-за интенсивного развития промышленности происходит потепление климата на Земле. Возрастает радиационный фон, что очень опасно для жизни. Возникли и вызывают тревогу «озоновые дыры» в стратосфере. Человеком истребляются различные виды редких животных - киты, моржи, крокодилы и др. По подсчетам международной экологической организации «Гринпис», в начале XXI века с лица планеты навсегда могут исчезнуть около 25 тыс. видов животных и растений. Отрицательно воздействует на природную среду военная деятельность государств. Реальностью нашего времени стали техногенные катастрофы - аварии на АЭС, в промышленности и на транспорте, взрывы трубопроводов. Все это негативно отражается на «самочувствии» природной среды и самих людей.
С точки зрения социальной философии основной причиной современного экологического кризиса является резкое возрастание антропогенной нагрузки на природную среду. Эта нагрузка связана с развитием техники, промышленности и городов. В расширяющейся хозяйственной деятельности природа уже не выдерживает такого давления (например, количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ и иных продуктов деятельности человека). Естественные процессы в природе и ее формы жизни начинают погибать. Так происходит, в частности, с лесами, болотами и реками, озерами. Из биосферной цепочки выпадают целые звенья - виды растений и животных, реки, озера. Суть экологического кризиса состоит в том, что антропогенная нагрузка на природу превосходит возможности ее сопротивляемости, и поэтому она начинает умирать. Возникает парадоксальная ситуация: стремясь к прогрессу и добиваясь на этом пути впечатляющих результатов, человечество сводит на нет объективные возможности своего дальнейшего существования. Некоторые ученые полагают, что порог устойчивости континентальной части биосферы уже превзойден в 5-7 раз, и в 2020 - 2040 годы наступит мировая экологическая катастрофа с гибельными для цивилизации последствиями.
Возможно ли остановить этот губительный процесс? Что нужно сделать на практике для спасения природной среды?
Во-первых, необходимо отказаться от «психологии покорения», т.е. преодолеть крайности антропоцентризма как мировоззрения, которое несет в себе завышенную самооценку человека, эгоизм и устремленность к власти над природой. Человек должен осознавать, что всякие его дальнейшие «победы» над природой будут неизбежно порождать негативные последствия для него самого. Учитывая остроту современного глобального экологического кризиса, нужно осваивать принцип коэволюции, т.е. совместного (партнерского) существования человека и природы, равенства всех форм жизни на планете иравновесия в системе «общество - природа».
Во-вторых, для решения экологической проблемы от человечества требуется решительно изменить модель (тип, способы, приемы) своей хозяйственной деятельности. Философы и ученые говорят о необходимости умеренного человека, который смог бы контролировать свои потребности и хозяйственно-экономическую деятельность.Требуется устойчивое развитие человечества, т.е. управляемый характер его деятельности. Дальнейший прогресс - только через сохранение жизни на планете - так кратко можно сформулировать основную идею концепции устойчивого развития человечества. Нынешние поколения людей обязаны сохранить все необходимые и достаточные предпосылки и условия для существования своих потомков.
В-третьих, назрела острая потребность в новой экологической политике на всех уровнях ее проявления (регион - страна - человечество). В России этот вопрос не менее злободневен, чем в иных странах мира. Распад Советского Союза как единого государства, межнациональные конфликты, разрушение прежнего экономического пространства, политическая нестабильность и слабость власти - все это усложняет и обостряет экологическую ситуацию в нашей стране. В настоящее время настоятельно требуются жесткое экологическое законодательство, совершенствование деятельности органов государственного контроля за состоянием природной среды и соблюдением экологических стандартов субъектами хозяйственной деятельности. Очень нужны целевые государственные программы по созданию заповедных зон, поощрение безотходных и закрытие грязных производств, ограничение военной деятельности, подготовка специалистов в области экологии и многое другое. Более активную роль в решении экологических проблем могла бы сыграть и общественность в лице «зеленого движения».
В-четвертых, для преодоления глобального экологического кризиса необходима экологическая этика, т.е. высоконравственное отношение к природе, своеобразный экологический кодекс человека и гражданина. В основе такой этики должна лежатьбезгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живому. Нужен экологический императив как обязательное для всех правило, которое можно сформулировать следующим образом: «Относись к природе так, как желаешь, чтобы относились к тебе». Или, кратко говоря: «Не навреди!» Современному человеку требуется осваивать новую экологическую культуру, т.е. иметь прочные знания о природе, проявлять гуманное отношение к ней, соблюдать разумную меру в хозяйственной деятельности. Экологический императив призван стать стержнем этой культуры, ориентируя человека не на насилие по отношению к природе, на поиск гармонии в отношениях с ней. Впрочем, будем смотреть на все это значительно шире: речь идет об освоении культуры выживания человечества.В отношениях человека с природой рано или поздно должен взять верх принцип биофилии - любви к жизни и благоговения перед ней, сохранения ее органического единства и многообразия.
Список литературы.
Основные источники:
Учебные пособия:
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 256 с (с хрестоматией).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 288 с. (Профессиональное образование)
3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2010. – 286 с.
Дополнительные источники:
Дополнительная учебная литература.
1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 337 с.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2009. – 172 с.
3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с.
4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2010. – 496 с.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2011. – 799 с.
Дополнительные оригинальные тексты
1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с.
2. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1982. – 343 с.
3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1982.
4. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.
5. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.
Интернет-ресурсы:
www.alleg.ru/edu/philos1.htm
ru.wikipedia.org/wiki/Философия
www.diplom-inet.ru/resursfilos