Понятие природы

В социальной философии под природой принято понимать непосред­ственно окружающий человека естественный мир, взятый в единстве и бесконечном многообразии своих форм, процессов и состояний. В отличие от общества она не создана человеком и не создается им, существуя сама по себе, по своим законам. Выделившись когда-то из природного («дикого») мира, че­ловек волею своей судьбы оказался быть обреченным на при­сутствие и существование в нем.

Понятие природы традиционно присутствует в истории фи­лософской мысли. В древней натурфилософии (Фалес, Гераклит и др.) природа являлась объектом умозрительного истолкова­ния, восприятия ее с наивно-материалистических и стихийно-диалектических позиций. При недостатке научных знаний ее реальные связи мысленно дополнялись вымышленными, неред­ко фантастическими представлениями. Для Средних веков было присуще религиозно-философское восприятие природы - как реальности, созданной в ходе творческого божественного акта. Порядок в ней рассматривается как вечный и неизменный. В эпо­ху Возрождения в творчестве ряда мыслителей (Д. Бруно и др.) появляются идеи бесконечности природы. Искусство этой эпохи подчеркивает красоту природы и призывает человека подра­жать ее совершенству. Начиная с XVII века постепенно утверж­дается научное понимание природы и в ряде наук (астрономия, механика, математика) формулируются ее законы (И. Ньютон, И. Кеплер и др.). Философия и наука призывают прочитать вели­кую «Книгу природы», раскрыть ее смыслы и тайны. К XIX веку в научной и философской мысли все более утверждаются идея развития, единства и многообразия природы (И. Кант, И. Гете и др.), идея единства человека и природы (Ч. Дарвин и др.). Философия XX столетия в своем познании природы опирается в первую очередь на современное естествознание, считая его своим традиционным, последовательным и надежным союз­ником.

Мир природы - это тесное единство живого («текучего») и неживого («застывшего»), органического и неорганического. В социальной философии к понятию природы непосредствен­но примыкает понятие биосферы. Под ней понимают «мир живого», который является тонкой, хотя и предельно насыщен­ной и многообразной, оболочкой нашей планеты. Биосфера за­родилась примерно 3-4 млрд. лет назад и представляет собой процессы, связанные с существованием белковых тел, носите­лей жизни как уникального явления Космоса. Жизнь - это специфический способ бытия материального мира, существова­ние органических тел на Земле. Для всего живого характерны обмен веществ с окружающей средой, рост и размножение, наследственность, борьба организмов между собой и естествен­ный отбор наиболее приспособленных к существованию, спо­собность создавать порядок из хаоса.

В целях познания природной среды как сложной динами­ческой системы, с которой человек непосредственно соприка­сается и взаимодействует, в науках применяются и другие по­нятия. Так, под географической средой понимается та часть природы, которая оказалась вовлеченной в хозяйственную де­ятельность человека и активно используется им в своих целях. Географическая среда либо стимулирует развитие общества (при наличии, например, естественных коммуникаций в виде рек, морей), либо сковывает его (пустынные территории, труд­нопреодолимые горные массивы и т.п.). В XVIII веке в евро­пейской философии сформировалась «географическая школа», представители которой (Ш. Монтескье и др.) значительно пре­увеличивали роль географической среды в существовании об­щества. Они полагали, что эта среда напрямую влияет на об­щество, определяя тип его экономики, политический строй и форму государства, психологию и нравы людей. Эта точка зрения значительно упрощает характер взаимосвязи между природой и обществом. В XX сто­летии открылась иная картина: человечество, став планетарной силой, оказалось способным изменять саму географическую среду в желаемых для себя направлении и формах. Тем самым создается искусственная реальность (города, техника, ком­муникации), которая все более разрушает и вытесняет при­родную среду.

Наука выделяет и исследует также литосферу (почвы), гидросферу (воды) и атмосферу (воздух) как основные компоненты биосферы.

В ходе своей трудовой деятельности человек сумел создать весьма разветвленную «вторую природу», т.е. мир вещей и процессов, которые нигде в природной среде в готовом виде не встречаются. Это уже есть «очеловеченная» природа, которая существует по социальным законам. Одним из важнейших эле­ментов «второй природы» является техносфера. Она включа­ет в себя многочисленные и весьма разнообразные орудия тру­да, технику и машины, здания, коммуникации и другие искусственные сооружения. Технический мир - это одно из самых ярких и впечатляющих проявлений уникальности че­ловека как существа разумного, творческого.

В XX веке в научный оборот вошло понятие «ноосфера» (Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, В.Л. Вернадский). Под ней понимается тончайшая разумная оболочка Земли, ее «мыслящий пласт». Ноосфера - это качественно новое состояние биосферы, резуль­тат деятельности человека, плод его знаний и труда. Она яви­лась закономерной ступенью в развитии биосферы, величай­шим событием в истории нашей планеты. Ноосфера, названная Вернадским концентрацией энергии человеческой культуры, стала не только мощной геологической, но и космической си­лой, фактором глобальных изменений на Земле. Она постепен­но превращает окружающий человека Космос в объект управ­ляемого развития, и это открывает новые перспективы для существования человечества. Ноосфера убедительно подтверж­дает уникальность и величие человека, его колоссальные силы и возможности. Ноосфера есть од­новременно и антропосфера, т.е. очеловеченный мир, среда его повседневного существования.

В последние годы очень популярным в нашем лексиконе стало слово «экология». В строгом смысле слова экология - это наука, которая изучает сложные взаимоотношения живых организмов (включая и че­ловека) со средой своего обитания (греческое слово «ойкос» означает «дом»). Организмы - это все живое на нашей планете, а среда обитания есть то, что их непосредственно окружает и с чем они взаимодействуют, обмениваются веществами и энер­гией. Экология провозглашает принцип органического един­ства человека и природы как двух сторон мироздания. В этой науке имеются такие отрасли, как экология человека, социальная экология, глобальная экология и др. Что касается социальной экологии, то она исследует отношения в системе «общество - природа» и в настоящее время становится все более актуальным и перспективным направлением научного познания. Социальная экология изучает также экологические проблемы, т.е. негативные последствия практической деятельности человека в окружающей среде.


Современный человек и природа, характер их отноше­ний.

В наше время отношения человека и природы радикаль­ным образом изменились. Ведь современный человек - это существо, обладающее колоссальным энергетическим потен­циалом и ведущее активную и широкомасштабную деятельность. Реальностью нашего времени стал глобальный (всемирный) эко­логический кризис, выражающий острые противоречия меж­ду человеком и окружающей природой.

В науке под экологическим кризисом принято понимать не­гативные и даже необратимые изменения структуры и каче­ства природной среды, равновесия в ней, что ставит под воп­рос само существование сложившихся на нашей планете форм жизни, включая и самого человека. Кратко говоря, экологи­ческий кризис - это деградация и упадок биосферы, что свя­зано с вытеснением естественного в мире искусственным, чужеродным для природы (например, выбросы в атмосферу ядо­витых веществ). К сожалению, именно это явление и характе­ризует в первую очередь особенность отношений между обще­ством и природой во второй половине XX и в начале XXI века.

Прежде всего происходит интенсивное загрязнение окру­жающей среды - воздуха, водных ресурсов, почвы. За после­дние 100 лет примерно на 10% выросла концентрация угле­кислого газа в атмосфере, что порождает так называемый парниковый эффект. Ежегодно в атмосферу выбрасывается около 120 млн. т золы, 150 млн. т сернистого газа. Каждый вто­рой россиянин в наше время пьет загрязненную воду. На на­ших глазах исчезают огромные массивы водных ресурсов (на­пример, Аральское море). Погибает символ русского народа - река Волга, под угрозой находится уникальное озеро Байкал. Из-за неправильной обработки и иных причин разрушается почва, этот тончайший плодородный слой. В результате она смывается в реки, и они мелеют, появляются пыльные бури и иные негативные последствия. Около 30% территории нашей планеты уже являются пустыней, и ежегодно к этому добавля­ется еще около 6 млн. га площадей.

Стремительно истребляются леса - основной источник ат­мосферного кислорода («зеленые легкие»). Ежегодно исчезает около 11 млн. га леса. Наша планета все больше «лысеет», меня­ет свой ландшафт (внешний облик) под воздействием человека. Из-за интенсивного развития промышленности происходит потепление климата на Земле. Возрастает радиационный фон, что очень опасно для жизни. Возникли и вызывают тревогу «озоновые дыры» в стратосфере. Человеком истребляются раз­личные виды редких животных - киты, моржи, крокодилы и др. По подсчетам международной экологической организации «Гринпис», в начале XXI века с лица планеты навсегда могут исчезнуть около 25 тыс. видов животных и растений. Отрицательно воздействует на природную среду военная деятельность государств. Реальностью нашего времени стали техногенные катастрофы - аварии на АЭС, в промышленности и на транс­порте, взрывы трубопроводов. Все это негативно отражается на «самочувствии» природной среды и самих людей.

С точки зрения социальной философии основной причиной современного экологического кризиса является резкое возрас­тание антропогенной нагрузки на природную среду. Эта на­грузка связана с развитием техники, промышленности и горо­дов. В расширяющейся хозяйственной деятельности природа уже не выдерживает такого давления (например, количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ и иных продук­тов деятельности человека). Естественные процессы в природе и ее формы жизни начинают погибать. Так происходит, в час­тности, с лесами, болотами и реками, озерами. Из биосферной цепочки выпадают целые звенья - виды растений и животных, реки, озера. Суть экологического кризиса состоит в том, что антропогенная нагрузка на природу превосходит возможнос­ти ее сопротивляемости, и поэтому она начинает умирать. Воз­никает парадоксальная ситуация: стремясь к прогрессу и до­биваясь на этом пути впечатляющих результатов, человечество сводит на нет объективные возможности своего дальнейшего существования. Некоторые ученые полагают, что порог ус­тойчивости континентальной части биосферы уже превзойден в 5-7 раз, и в 2020 - 2040 годы наступит мировая экологическая катастрофа с гибельными для цивилизации последствиями.

Возможно ли остановить этот губительный процесс? Что нужно сделать на практике для спасения природной среды?

Во-первых, необходимо отказаться от «психологии покорения», т.е. преодолеть крайности антропоцентризма как ми­ровоззрения, которое несет в себе завышенную самооценку че­ловека, эгоизм и устремленность к власти над природой. Человек должен осознавать, что всякие его дальнейшие «побе­ды» над природой будут неизбежно порождать негативные по­следствия для него самого. Учитывая остроту современного глобального экологического кризиса, нужно осваивать принцип коэволюции, т.е. совместного (партнерского) существования че­ловека и природы, равенства всех форм жизни на планете иравновесия в системе «общество - природа».

Во-вторых, для решения экологической проблемы от че­ловечества требуется решительно изменить модель (тип, спо­собы, приемы) своей хозяйственной деятельности. Философы и ученые говорят о необходи­мости умеренного человека, который смог бы контролировать свои потребности и хозяйственно-экономическую деятель­ность.Требуется устойчивое развитие человечества, т.е. управляемый характер его дея­тельности. Дальнейший прогресс - только через сохранение жизни на плане­те - так кратко можно сформулировать основную идею концепции устойчивого развития человечества. Нынешние поколения людей обязаны сохранить все необходимые и дос­таточные предпосылки и условия для существования своих потомков.

В-третьих, назрела острая потребность в новой экологичес­кой политике на всех уровнях ее проявления (регион - стра­на - человечество). В России этот вопрос не менее злободневен, чем в иных странах мира. Распад Советского Союза как едино­го государства, межнациональные конфликты, разрушение прежнего экономического пространства, политическая неста­бильность и слабость власти - все это усложняет и обостряет экологическую ситуацию в нашей стране. В настоящее время настоятельно требуются жесткое экологическое законодатель­ство, совершенствование деятельности органов государствен­ного контроля за состоянием природной среды и соблюдением экологических стандартов субъектами хозяйственной дея­тельности. Очень нужны целевые государственные програм­мы по созданию заповедных зон, поощрение безотходных и закрытие грязных производств, ограничение военной деятель­ности, подготовка специалистов в области экологии и многое другое. Более активную роль в решении экологических про­блем могла бы сыграть и общественность в лице «зеленого движения».

В-четвертых, для преодоления глобального экологическо­го кризиса необходима экологическая этика, т.е. высоконравственное отношение к природе, своеобразный экологический кодекс человека и гражданина. В основе такой этики должна лежатьбезгранично расширенная от­ветственность по отношению ко всему живому. Нужен эколо­гический императив как обязательное для всех правило, ко­торое можно сформулировать следующим образом: «Относись к природе так, как желаешь, чтобы относились к тебе». Или, кратко говоря: «Не навреди!» Современному человеку требу­ется осваивать новую экологическую культуру, т.е. иметь проч­ные знания о природе, проявлять гуманное отношение к ней, соблюдать разумную меру в хозяйственной деятельности. Эко­логический императив призван стать стержнем этой культу­ры, ориентируя человека не на насилие по отношению к при­роде, на поиск гармонии в отношениях с ней. Впрочем, будем смотреть на все это значительно шире: речь идет об освоении культуры выживания человечества.В отношениях человека с природой рано или поздно должен взять верх принцип биофилии - любви к жизни и благого­вения перед ней, сохранения ее органического единства и мно­гообразия.


Список литературы.

Основные источники:

Учебные пособия:

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2010. – 286 с.

Дополнительные источники:

Дополнительная учебная литература.

1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 337 с.

2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2009. – 172 с.

3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с.

4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2010. – 496 с.

5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2011. – 799 с.

Дополнительные оригинальные тексты

1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с.

2. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1982. – 343 с.

3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1982.

4. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.

5. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.

Интернет-ресурсы:

www.alleg.ru/edu/philos1.htm

ru.wikipedia.org/wiki/Философия

www.diplom-inet.ru/resursfilos


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: