23 февраля 1618 г.
Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичи всеа Русии бьет челом нищой твой государев богомолец, из Галича Успенья Пречистые Богородицы Паисеина монастыря архиморит Боголеп з братьею.
В нынешнем, государь, во 126-м году били мы челом тебе государю о дозорщике, и ты, государь, нас нищих своих богомольцов пожаловал, то свое царское богомолье, монастырскую вотчину велел дозрить Василью Жемчюжникову. И Василей, государь, дозирал и те, государь дозорные книги прислал к Москве в Га- лицкую четверть.
Милостивый государь... смилуйся, пожалуй нас нищих своих богомольцов, вели, государь, нам по дозорным книгам свой царьской указ учинить;и всякие доходы платить нам по новому дозору. Царь, государь, смилуйся, пожалуй!
На обороте помета рукой дьяка С. Головина: 126-го февраля в 23 день выписать из дозорных книг.
Акты писцового дела, т. 1, № 47.
6. Доклад из Галицкой чети боярам о новых дозорных книгах
1 марта 1618 г.
Выписано в доклад
В нынешнем во 126-м году били челом государю... Галицкого уезда Успенья Пречистыя Богородицы Поисеина монастыря архимарит Боголеп з братьею, а сказали. В нынешнем де во 126-м году присланы в Галич государевы грамоты к воеводе Григорью Кокореву, а велено де ему по тем государевым грамотам доправити по новым дозорным книгам ямских денег с сохи по 400 рублев, да с тех же деи сох велено устроить на Галицком яму пяти человек охотников, а по другой де государеве грамоте велено доправити московским стрельцом на жалованья хлебного запасу, ржи и овса, с сохи по 400 чети. А государева де жалованья, монастырские вотчины в сошном письме по старым книгам соха без чети, и та де вотчинка пуста от войны литовских людей, и от руских воров и от лихолетья, и ото многих податей крестьянишка розбрелись розно; а дозор де в монастырской вотчине не бывал. И в нынешнем де во 126-м году били челом государю Галицкого уезда Фроловского, Даниловского, да Унорожского, да Зачетейского монастыря игумены о дозорной грамоте, и государь де их пожаловал велел им дать дозорные грамоты, а они де с ними бити челом государю за нищетою не поспели. А крестьян де их в государевых податях за пусто бьют на правежи черезо весь день до вечера, а на ночь мечют в тюрьму, и взять де им тех запасов негде. И государь бы их пожаловал, не велел их в своих государевых податях за пустое а правеже замучить и в тюрьме поморить, и велел бы им государь дать свою государеву дозорную грамоту.
|
|
И на челобитной их помета дияка Ивана Грязева: государь пожаловал, будет того монастыря вотчина не дозирана, и ныне велел вотчину их дозрить тому ж дозорщику, которого ныне указал государь послать для дозору в Галицкой же уезд в села матери своей, великие государыни иноки Марфы Ивановны. Слушал государь челобитные и приказал о том у Благовещенья декабря в 14 день.
|
|
И 126-го декабря в 31 день дан наказ Василью Жемчюжникову, а велено ему взять с собою тутошних и сторонних попов, и дьяконов, и старост, и целовальиков, и крестьян сколько человек пригоже, и ехать и Галицкой уезд Поисеина монастыри в вотчину, да и в той вотчине велено ему дозрить и переписать села, и деревни, и починки, и займища, и в них дворы, и во дворех людей по имяном, и суседов, и подсуседников, и пашню по четвертям, хто на чем живет, и сенные покосы и бортные угожея, и рыбные ловли, и бобровые гоны, и лес и всякие угодья. А дозрив и переписав, велено ему написати в книги подлинно порознь и положити пашню пахоною и перелог в выти и в сошное письмо против иных монастырских вотчин, примеряся к прежним дозорным и сотным выписям. А для приправки велено ему взяти Поисеина монастыря у архимарита у Боголепа з братьею с прежних з дозорных книг и с сотной выписи список за ево архимаритовою рукою, да тот список оставити у себя впредь для справки и спору. Да те дозору своего книги велено ему прислити к Москве.
И нынешнего 126-го году февраля в 19 день писал ко государю... из Галича Василей Жемчюжников и прислал дозору своего книги, и в дозорных книгах написано.
В Галицком уезде Поисеина монастыря в вотчине 2 погоста, а на погостех 2 двора половых, 2 двара дьячьковых, 2 двора Пономаревых, 2 двора проскурницыных; пашни пахоные церковные земли 2 чети с осминою и с четвериком, да переложные земли 3 чети без полуосмины; да 3 сельца, а в них 2 двора монастырских, да 26 деревень, да 30 починков, а в них 77 дворов крестьянских, а людей в них то ж, да 51 двор бобыльских, а людей в них то ж, да пусты 2 деревни, да 12 починков, за 3 займища, да в живущих деревнях 82 двора пустых, да 39 починков, да 12 пожен; пашни пахоные 100 чети, да перелогом пашни 482 чети, сошного письма в живущем пол-чети сохи, а в пусте сошного пол сохи и пол-чети сохи.
А наперед сего Паисеина монастыря в вотчине было сошного письма в живущем, противу отписи за при- писью дьяка Ивана Васильева 125-го году, соха без чети.
И убыло сошного письма из живущего в пусто пол сохи и полчети сохи.
А по кольку чети наперед сего в соху было кладено, и того в Галицкой чети и в Большом Приходе не сыскано, после Московского разоренья прежних дозорных книг выписи не осталося, и сотные архимарит перед дозорщиком не положил, а сказал, что де у них прежняя сотная в монастыре згорела.
И государю... Паисеина монастыря архимарит Боголеп з братьею бьет челом, чтоб их государь пожаловал, велел с их монастырские вотчины всякие свои государевы доходы имать по новому дозору с живущего, а с пуста б государь имати не велел.
Помета рукою дьяка С. Головина: 126-го марта в 1 день боярин князь Григорей Петрович Ромодановской сее выписки слушал и говорил, з бояры, и бояре приговорили Паисеина монастыря с вотчины всякие государевы подати имати по новому дозору Василья Жемчюжникова з живущего с получети сохи, а с пуста с полусохи и с получети сохи государевых податей имати не велели. Дияк Семен Головин.
На обороте по склейкам всех документов скрепа: Дияк Семен Головин.
Акты писцового дела, т. 1, № 48.