Челобитье властей Паисиева монастыря об утверждении нового дозора

23 февраля 1618 г.

Царю государю и великому князю Михаилу Федо­ровичи всеа Русии бьет челом нищой твой государев богомолец, из Галича Успенья Пречистые Богородицы Паисеина монастыря архиморит Боголеп з бра­тьею.

В нынешнем, государь, во 126-м году били мы че­лом тебе государю о дозорщике, и ты, государь, нас нищих своих богомольцов пожаловал, то свое царское богомолье, монастырскую вотчину велел дозрить Василью Жемчюжникову. И Василей, государь, дозирал и те, государь дозорные книги прислал к Москве в Га- лицкую четверть.

Милостивый государь... смилуйся, пожалуй нас ни­щих своих богомольцов, вели, государь, нам по дозор­ным книгам свой царьской указ учинить;и всякие доходы платить нам по новому дозору. Царь, государь, смилуйся, пожалуй!

На обороте помета рукой дьяка С. Головина: 126-го февраля в 23 день выписать из дозорных книг.

Акты писцового дела, т. 1, 47.

6. Доклад из Галицкой чети боярам о новых дозорных книгах

1 марта 1618 г.

Выписано в доклад

В нынешнем во 126-м году били челом государю... Галицкого уезда Успенья Пречистыя Богородицы Поисеина монастыря архимарит Боголеп з братьею, а ска­зали. В нынешнем де во 126-м году присланы в Галич государевы грамоты к воеводе Григорью Кокореву, а велено де ему по тем государевым грамотам доправити по новым дозорным книгам ямских денег с сохи по 400 рублев, да с тех же деи сох велено устроить на Галицком яму пяти человек охотников, а по другой де государеве грамоте велено доправити московским стрельцом на жалованья хлебного запасу, ржи и овса, с сохи по 400 чети. А государева де жалованья, мона­стырские вотчины в сошном письме по старым книгам соха без чети, и та де вотчинка пуста от войны литов­ских людей, и от руских воров и от лихолетья, и ото многих податей крестьянишка розбрелись розно; а до­зор де в монастырской вотчине не бывал. И в нынеш­нем де во 126-м году били челом государю Галицкого уезда Фроловского, Даниловского, да Унорожского, да Зачетейского монастыря игумены о дозорной грамоте, и государь де их пожаловал велел им дать дозорные грамоты, а они де с ними бити челом государю за ни­щетою не поспели. А крестьян де их в государевых по­датях за пусто бьют на правежи черезо весь день до вечера, а на ночь мечют в тюрьму, и взять де им тех запасов негде. И государь бы их пожаловал, не велел их в своих государевых податях за пустое а правеже замучить и в тюрьме поморить, и велел бы им государь дать свою государеву дозорную грамоту.

И на челобитной их помета дияка Ивана Грязева: государь пожаловал, будет того монастыря вотчина не дозирана, и ныне велел вотчину их дозрить тому ж до­зорщику, которого ныне указал государь послать для дозору в Галицкой же уезд в села матери своей, вели­кие государыни иноки Марфы Ивановны. Слушал го­сударь челобитные и приказал о том у Благовещенья декабря в 14 день.

И 126-го декабря в 31 день дан наказ Василью Жемчюжникову, а велено ему взять с собою тутошних и сторонних попов, и дьяконов, и старост, и целовальиков, и крестьян сколько человек пригоже, и ехать и Галицкой уезд Поисеина монастыри в вотчину, да и в той вотчине велено ему дозрить и переписать села, и деревни, и починки, и займища, и в них дворы, и во дворех людей по имяном, и суседов, и подсуседников, и пашню по четвертям, хто на чем живет, и сенные по­косы и бортные угожея, и рыбные ловли, и бобровые гоны, и лес и всякие угодья. А дозрив и переписав, ве­лено ему написати в книги подлинно порознь и положити пашню пахоною и перелог в выти и в сошное письмо против иных монастырских вотчин, примеряся к прежним дозорным и сотным выписям. А для при­правки велено ему взяти Поисеина монастыря у архимарита у Боголепа з братьею с прежних з дозорных книг и с сотной выписи список за ево архимаритовою рукою, да тот список оставити у себя впредь для справки и спору. Да те дозору своего книги велено ему прислити к Москве.

И нынешнего 126-го году февраля в 19 день писал ко государю... из Галича Василей Жемчюжников и при­слал дозору своего книги, и в дозорных книгах написано.

В Галицком уезде Поисеина монастыря в вотчине 2 погоста, а на погостех 2 двора половых, 2 двара дьячьковых, 2 двора Пономаревых, 2 двора проскурницыных; пашни пахоные церковные земли 2 чети с осминою и с четвериком, да переложные земли 3 чети без полуосмины; да 3 сельца, а в них 2 двора монастыр­ских, да 26 деревень, да 30 починков, а в них 77 дворов крестьянских, а людей в них то ж, да 51 двор бобыльских, а людей в них то ж, да пусты 2 деревни, да 12 по­чинков, за 3 займища, да в живущих деревнях 82 двора пустых, да 39 починков, да 12 пожен; пашни пахоные 100 чети, да перелогом пашни 482 чети, сошного пись­ма в живущем пол-чети сохи, а в пусте сошного пол сохи и пол-чети сохи.

А наперед сего Паисеина монастыря в вотчине было сошного письма в живущем, противу отписи за при- писью дьяка Ивана Васильева 125-го году, соха без чети.

И убыло сошного письма из живущего в пусто пол сохи и полчети сохи.

А по кольку чети наперед сего в соху было кладено, и того в Галицкой чети и в Большом Приходе не сы­скано, после Московского разоренья прежних дозор­ных книг выписи не осталося, и сотные архимарит пе­ред дозорщиком не положил, а сказал, что де у них прежняя сотная в монастыре згорела.

И государю... Паисеина монастыря архимарит Боголеп з братьею бьет челом, чтоб их государь пожало­вал, велел с их монастырские вотчины всякие свои го­сударевы доходы имать по новому дозору с живущего, а с пуста б государь имати не велел.

Помета рукою дьяка С. Головина: 126-го марта в 1 день боярин князь Григорей Петрович Ромодановской сее выписки слушал и говорил, з бояры, и бояре приговорили Паисеина монастыря с вотчины всякие го­сударевы подати имати по новому дозору Василья Жемчюжникова з живущего с получети сохи, а с пуста с полусохи и с получети сохи государевых податей има­ти не велели. Дияк Семен Головин.

На обороте по склейкам всех документов скрепа: Дияк Семен Головин.

Акты писцового дела, т. 1, № 48.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: