Структура научного познания. Возможно, наиболее важной частью культуры человечества является создание научного метода познания мира

Возможно, наиболее важной частью культуры человечества является создание научного метода познания мира, который в обыденном понимании люди обозначают как «наука». Не следует думать, что наукой занимаются некие особые личности. Чаще неосознанно каждый человек использует в своей обычной и профессиональной деятельности хотя бы некоторые из научных приемов. Девушка, выбирая себе пару из нескольких претендентов, проводит анализ и синтез их качеств. Домохозяйка солит борщ, используя метод проб и ошибок. Так что же такое наука и научный метод?

Еще на заре истории человечества существовало обыденно-практическое познание, поставлявшее людям элементарные сведения о природе, о них самих, условиях их жизни, общении, социальных связях и т.п. Основой такого познания был опыт повседневной жизни. При этом большое значение имело мифологическое познание. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях. Выделение умственного труда первоначально осуществлялось в религии. Тайны мира открывались только посвященным, научные знания о мире считались священными, а ученые, как правило, были священнослужителями, теологами. Только в 1920-е годы возникла новая научная дисциплина, получившая название «науковедение», призванная раскрыть сущность и особенности науки, механизм ее развития и применения, а также общие закономерности развития и функционирования науки как системы знания и особого социального института.

Начиная разговор о природе науки, очевидно, следует исходить из аксиомы, что наука является частью духовной культуры человечества. Обычно под научной понимается деятельность людей, целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Ценность научных связей неразрывно связана со структурой самой науки. Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию происходит в процессе познания. Познанием называется отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности. Основной движущей силой развития познания является потребности практики. Таким образом, знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека. Заметим, что понятия «истинное знание» и «знание» не совпадают, поскольку последнее может быть недоказанным, непроверенным (гипотезы) или неистинным знанием (заблуждения).

Непосредственные функции научного познания – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Описание заключается в фиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью систем обозначения, принятых в науке. В процессе объяснения происходит раскрытие сути изучаемого объекта через постижение закона, которому он подчиняется.

Основными субъектами науки, т.е. носителями целенаправленной деятельности в этой области, являются научные работники, коллективы ученых и вспомогательный персонал, а в настоящее время все общество в целом через финансирование науки и использование результатов. Заметим, что объектом науки нередко становятся теоретические конструкции, которым нет непосредственного аналога в природном окружении. Например, в природе нет абсолютного нуля, однако этой абстракцией широко пользуются ученые в конкретных областях естественнонаучных исследований.

Отличительные критерии научности знания – систематизированность и обоснованность. Третьим критерием является его теоретичность, получение истины ради самой истины. Если наука направлена только на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова. В основе науки лежат фундаментальные исследования, чистый интерес к окружающему миру и его тайнам, а затем уже на их основе становится возможным развитие техники. Четвертым критерием научности является рациональность знания. В основе рационального стиля мышления лежит признание существования универсальных, доступных разуму причинных связей, а также формального доказательства в качестве главного средства обоснования знания. Сегодня это положение кажется тривиальным, но ведь познание мира преимущественно при помощи разума появилось далеко не сразу и не везде. Восточная цивилизация так и не приняла этого специфически европейского пути, отдавая приоритет интуиции и сверхчувственному восприятию. В современной науке вводится дополнительный, пятый критерий научности. Это наличие экспериментального методаисследования, а также математизация науки.

В науковедении принято выделять эмпирические и теоретические уровни знания, которые могут быть получены в результате чувственного и рационального познания мира.

Эмпирический – это уровень, содержание которого получено из опыта (наблюдение, эксперимент). На этом уровне предмет отражается со стороны его свойств, доступных человеческому созерцанию (то, что можем познать с помощью органов чувств). Теоретический уровень отражает объект со стороны его связей и закономерностей, полученных путём абстрактного мышления.

Эмпирический уровень характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т.п. Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень – более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня, не следует отрывать их друг от друга и противопоставлять. Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического.

Различают шесть форм научного знания.

1. Научный факт – это особого рода предложение, фиксирующее эмпирическое знание.

2. Научная проблема – затруднение, преодоление которого возможно только с помощью исследования.

3. Научная идея – это интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации.

4. Гипотеза – это предположение о возможном закономерном порядке, о существенной связи между явлениями.

5. Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями.

6. Теория – это высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: