Я всегда говорю представителям администраций городов и регионов, что сегодня ключ к успеху лежит в обеспечении человеческого климата мирового класса. Хотя, конечно, солидная деловая атмосфера сохраняет важность, еще большее значение имеет эффективный человеческий климат. Под этим я подразумеваю общую стратегию, направленную на привлечение и удержание человеческих ресурсов, в особенности креативных людей, хотя и не только их. Для этого требуются открытость разнообразию и активные усилия по его культивации, а также инвестиции в инфраструктуру, пользующуюся реальным спросом, а не финансовые стимулы для привлечения компаний, строительства стадионов или создания торговых комплексов. Преимущества подобной стратегии очевидны. Предприятия (или, если уж на то пошло, спортивные команды), получающие финансовые стимулы, могут практически в любой момент собраться и переехать в другое место, а инвестиции в такие структуры, как городские парки, остаются для многих поколений. Другие удобства — скажем, велосипедные или беговые дорожки, места для катания на роликах или просто для выгула собак — приносят пользу большой части населения.
|
|
Универсальной модели для создания человеческого климата не существует. Как мы уже видели, представители креативного класса варьируются по возрасту, национальному и расовому происхождению, семейному положению и сексуальной ориентации. Эффективный человеческий климат делает акцент на открытости и разнообразии и помогает поддерживать низкие входные барьеры. Соответственно, он не может быть ограничительным или монолитным. По-настоящему креативные сообщества обладают привлекательностью для множества самых разных групп.
Мне пока не приходилось видеть в США такого района, где местная администрация или граждане впрямую занимались бы формулировкой стратегии для создания человеческого климата. Однако у большинства сообществ она имеется де-факто. Если спросить представителей местных администраций, какую категорию людей они больше всего хотят привлечь, они скорее всего назовут преуспевающие пары от тридцати до пятидесяти — людей с хорошими работами, со средними и высокими доходами и стабильной семейной жизнью. И действительно, именно этого большинство сообществ (особенно пригородных) и добивается, подчеркивая наличие у себя хороших школ, парков с удобствами для детей и строгих (читай: ограничительных) правил районирования домов для одной семьи. Разумеется, я считаю, что для городов и районов важно отвечать запросам семей с детьми и, конечно, я полностью за хорошие школы и парки. Однако, как мы уже видели, менее четверти американских семей можно назвать нуклеарными. Сообществам, желающим добиться экономической конкурентоспособности, нужен по-настоящему открытый и толерантный человеческий климат, который будет привлекательным для разных людей, составляющих как креативный класс, так и американское общество в целом.
|
|
Я уже показал, как важно для региона привлекать иммигрантов и представителей богемы, а также быть открытым ко всем проявлениям разнообразия, включая гей-культуру. В главе 14 мы видели, что открытость иммиграции имеет особое значение для малых городов и регионов, а способность привлекать представителей так называемой богемы является ключевой для более крупных городов и регионов. Здесь я хотел бы просто добавить, что для привлечения этих групп города и регионы должны создавать человеческий климат, который отвечает потребностям и запросам таких категорий населения.
Более того, существует одна группа, которой большинство регионов уделяло слишком мало внимания — по крайней мере, до недавнего времени, — а именно, молодежь. Обычно молодые люди воспринимаются как временные работники с небольшим вкладом в экономику города. Однако в креативную эпоху их роль важна по двум причинам. Во-первых, они представляют собой прекрасную рабочую силу: они могут работать больше и дольше, чем другие, и склонны идти на риск, именно потому, что они молоды и у них нет детей. В быстро меняющихся индустриях самыми современными навыками часто обладают недавние студенты. Вот почему так много компаний, от Microsoft до Goldman Sachs и McKinsey, активно нацеливают на них свои стратегии по привлечению кадров.
Во-вторых, люди дольше на заводят семью. Как мы уже видели, средний возраст вступления в брак по сравнению с предыдущим поколением вырос на пять лет и для мужчин, и для женщин. Люди с высшим образованием откладывают брак на более поздний срок, чем в среднем по стране. Одна из самых быстрорастущих групп в этой категории — те, кто никогда не состоял в браке. В декабре 2001 года журнал Economist изобрел определение "экономика Бриджет Джонс", чтобы показать важность не состоящих в браке молодых людей для возрождения больших городов США и Европы. Для процветания в креативную эпоху регионы должны обеспечить человеческий климат, который удовлетворял бы социальным потребностям и интересам этой группы, наряду с другими категориями населения.
Некоторые комментаторы возражают против моих выводов, а, следовательно, и против моих экономических советов, считая их ориентированными на более молодых представителей креативного класса, вроде того студента, собиравшегося переезжать в Остин, с которым мы познакомились в одной из предыдущих глав. Такие люди, заявляют мои критики, представляют лишь малую часть квалифицированной рабочей силы нации. Конечно, молодой выпускник колледжа с лохматой шевелюрой предпочтет такой город, как Остин, где живет множество других талантливых молодых людей и есть подходящая инфраструктура и ночная жизнь. Но можно ли добиться экономического успеха, превращая город в клуб знакомств для юнцов? Будет ли такое сообщество обладать социальной жизнеспособностью в долгосрочной перспективе? Критики указывают на тот факт, что в ведущих креативных городах, наподобие Сан-Франциско или Сиэтла, мало детей. Они часто задают такие вопросы: разве эти молодые одинокие выпускники колледжей со временем не вырастут, не обзаведутся семьями и не сформируют более зрелые вкусы? Не лучше ли городам сосредоточиться на хороших школах и безопасных улицах, апеллируя к людям среднего возраста, которые занимают влиятельное положение и двигают нашу экономику? Я отвечаю, что, конечно, важно создать такой человеческий климат, который оценят более взрослые люди и супружеские пары. Успешный город должен предлагать разные возможности для разных людей. Но привлекательность для молодых представителей креативного класса обязательно должна учитываться.
|
|
Более того, для меня очевидно, что человеческий климат, ориентированный на молодых людей, оказывается привлекательным и для более широких слоев креативного класса. Его представители с возрастом не теряют свои предпочтения. Например, они не перестают бегать трусцой или ездить на велосипеде просто потому, что у них появились дети. Когда дети сидят в колясках или кенгуру, позволяющих родителям бегать трусцой, такие удобства, как специальные велодорожки, оказываются важнее, чем когда-либо. Разнообразие и толерантность также остаются в цене. Даже если мои собеседники средних лет или старше уже не тусуются по ночным клубам до четырех ночи, они по-прежнему ценят интересные и динамичные места с высоким уровнем культурной жизни. А если у них есть дети, они хотят вырастить их именно в такой атмосфере. Некоторые вещи, привлекающие молодежь, получают поддержку от людей, которые годятся им в дедушки и бабушки. Зимой 2000 года один мой коллега выступал перед группой питтсбургских пенсионеров на тему важности социально-бытовых объектов, вроде велосипедных дорожек, и получил поразительный отклик. Пенсионерам очень понравилась его идея, поскольку велодорожки помогают убрать велосипедистов с тротуаров, где они часто пугают престарелых и даже сбивают их с ног.
Одна моя собеседница из Миннеаполиса помогла пролить новый свет на вопрос возраста. Будучи молодой и незамужней, она переехала в Миннеаполис, поскольку там она могла вести подходящий образ жизни. Ей нравилась замечательная парковая система города, с отличными возможностями активного досуга, а также близость местных ночных клубов и дискотек, куда можно было ходить пешком. Она не могла себе представить, что в этом месте можно завести семью и растить детей. Однако после замужества она была приятно удивлена, обнаружив, что многие из удобств — например, парки и пешеходные районы — оказались для нее еще более привлекательными, когда появились дети.
|
|
Кроме того, районы, привлекающие разнообразные категории населения, популярны и среди традиционных семей со средним уровнем достатка Разумеется, семейные представители креативного класса часто различаются по этническому составу, и многие предпочитают, чтобы их дети росли в обстановке культурного разнообразия. Но причина может лежать еще глубже
Летом 2001 года в Питтсбурге случился большой переполох из-за списка двадцати пяти городов с наиболее подходящей для детей обстановкой. Шум возник из-за того, что Питтсбург, всегда считавший себя семейным городом, в этом списке оказался лишь тринадцатым. Все двенадцать обогнавших его городов входили в первую двадцатку "Индекса креативности", и все, кроме двух, фигурировали в ведущей двадцатке "Гей-индекса".
Хотя может показаться, что здесь есть противоречие (как могут быть семейными гомосексуальные города?), мне эта связь кажется логичной. В городах, предлагающих высококачественные удобства для некоторых категорий населения, должны в целом понимать важность качества места. То же самое происходит, когда компании применяют в бизнесе подходы, ориентированные на клиентов: лучшие из компаний охватывают ими все аспекты своей деятельности. Аналогичным образом, лучшие города добиваются успехов сразу по нескольким направлениям, и у них есть, что предложить каждому. Поэтому давайте посмотрим, что делается правильно в одних городах и неправильно — в других.