1. Цель и задачи дисциплины.
2. Что такое вагон? Его роль и место в современном мире.
3. Основные части вагонов.
4. Значение изучения истории развития вагоностроения в понимании проблем сегодняшнего дня.
5. Узловые проблемы и их решения в создании вагонов на всем пути их развития от первых конструкций до современных высокотехнологичных и высоконадежных транспортных систем.
6. Опорная система вагона на путь.
7. Система передачи энергии движения на вагон.
8. Проблема замедления и остановок.
9. Исторические пути решения проблемы сохранности грузов и пассажиров.
10. Проблема увеличения скоростей движения и грузоподъемности вагонов. 11. Проблема обеспечения надежности и прочности конструкций вагонов и др.
12. Пути становления научно-технической дисциплины «Вагоны».
Исторический путь развития ходовых частей вагонов
13. Опорная система вагона на путь.
14. Исторический путь ее развития от примитивного катка до создания современных конструкций ходовых частей вагонов и безопорных систем.
15. Использование для передвижения катков, лыж, колес, самостоятельных ходовых частей в виде тележек, а также безопорных конструкций.
16. Обеспечение полного использования возможностей путевой конструкции.
17. Сосредоточенная и равномерная передача нагрузки.
18. Консольное и бесконсольное расположение ходовых частей под вагоном.
19. Габариты и их влияние.
Пути создания автосцепки
20. Система передачи на вагон энергии движения.
21. Самодвижущиеся и прицепные вагоны.
22. Проблема объединения вагонов в составы и поезда.
23. Соединения вагонов.
24. Исторический путь перехода от ручной сцепки к автоматической.
25. Жесткие и нежесткие автосцепки.
26. Подвижные хребтовые балки.
27. Пути и направления дальнейшего усовершенствования сцепок.
История создания тормоза
29. Проблема замедления и остановок вагонов.
30. Значение и роль тормоза.
31. Исторический путь развития тормозов.
32. Использование естественного торможения окружающей средой.
33. Применение тормозильщиков.
34. Использование ручных и автоматических тормозов.
35. Путь от механических к электродинамическим системам торможения.
36. Пути от использования осиновой тормозной колодки до применения дисковых, магниторельсовых и других тормозов.
37. Системы прицельного торможения.
38. Пути и направления дальнейшего усовершенствования тормозов.