Я хочу сосредоточить ваше внимание на намеренном мышлении.
Есть такой тип мышления, которым мы пользуемся практически постоянно — гуляя, болтая, оглядываясь по сторонам. Мы отвечаем по телефону. Мы переходим улицу. Мы погружаемся в суету и отстраняемся от нее. Нам не нужно специально осознавать последовательность перестановки ног во время прогулки или регулировать ритм своего дыхания. Это фоновое, автоматическое мышление.
Но есть и другой тип мышления, намного более намеренный и сосредоточенный. Фоновое мышление требуется для того, чтобы справляться с ежедневной рутиной, копируя обычные мыслительные шаблоны. Намеренное мышление позволяет сделать намного лучше и больше, чем просто копирование шаблонов. Все умеют бегать, атлет же занимается этим намеренно, совершенствуя свое умение в процессе регулярных тренировок.
Не так просто послать себе сигнал о том, что мы желаем выйти из рутины и перейти от шаблонного, копирующего типа мышления к намеренному. Таким четким и ясным сигналом для себя и других может стать идиома шляпы мышления.
Давайте сопоставим два типа мышления — копирующее и намеренное.
Когда вы ведете машину, вам приходится выбирать дорогу, придерживаться заданного направления и следить за движением другого транспорта. Вы совершаете очень много быстрых действий, продиктованных предыдущим или последующим мгновением. Вы следите за сигналами и реагируете на них. Это реагирующее (реактивное) мышление. Так вот, обыденное мышление очень напоминает управление автомобилем: вы читаете дорожные знаки и принимаете решения. Но вы не составляете карты.
Иной тип мышления вы используете для составления карты: вы изучаете предмет и составляете план. Это требует объективного и нейтрального отношения. Чтобы составить план, нужно смотреть шире. Это действие в значительной мере отличается от простого реагирования на дорожные знаки по мере их появления.
Данное различие можно пояснить на следующем примере.
Представьте, что вы пытаетесь кого-то переспорить. Вы отстаиваете свое утверждение, приводя всевозможные доводы в его пользу. Вы выслушиваете доводы своего противника лишь для того, чтобы атаковать их и показать их слабость. Вы постоянно нападаете и защищаетесь. То же самое делает ваш оппонент.
Совсем по-другому проходит процесс составления плана или карты. Вместо того чтобы реагировать на ситуацию, дети составляют простую карту. Сначала ученик мысленно двигается в направлении «Плюс», записывая все, что замечает. Затем он идет в направлении «Минус» и в конце концов — в направлении «Интересно» (это все» на что также стоит обратить внимание, но нельзя записать ни в плюсы, ни в минусы). Карта готова, и теперь мыслитель выбирает свой путь.
Картографирующий тип мышления требует определенной отрешенности. Обыденный — нет. Вообще, этот реактивный тип мышления действует лишь в том случае, если есть на что реагировать. Критическое мышление прекрасно реагирует на все, что ему предлагают, но ничего не может предложить самостоятельно.
Школьники отлично умеют реагировать на все: учебники, замечания учителей, телесериалы и пр. Однако после окончания школы юноше или девушке приходится не просто реагировать. Они должны проявлять инициативу, уметь создавать и реализовывать планы. Реактивное мышление для этого не подходит.
Чтобы охватить сферу действенного мышления, я придумал специальный термин — «действенность» (орегасу). Это умение действовать — и тот тип мышления, который ему соответствует. Слово «действенность» должно напоминать об умении писать (liteacy) и считать (numeracy). Я совершенно уверен в том, что действенность должна стать таким же важным элементом образования, как эти два умения. На самом деле уроки мышления должны развивать именно действенное мышление: они учат ставить цели, расставлять приоритеты, рассматривать альтернативы идр. Если наша задача состоит не просто в реагировании, то мы должны знать способы направлять свое внимание.
При печати цветной карты происходит цветоделение. Сначала на бумагу накладывается один цвет. Потом поверх первого цвета печатается второй, затем — третий и т.д., пока, наконец, не появляется полноцветная карта.
Именно такой способ я предлагаю использовать, чтобы намеренно направлять свое внимание.
Ценность метода шести шляп мышления
Первая ценность метода шести шляп мышления состоит в том, что они дают возможность играть определенные роли. В основном мышление ограничено уже сложившимися стереотипами и шаблонами, которые ответственны за большинство практических ошибок мышления. Этот метод позволяет нам думать и говорить о таких вещах, о которых иначе мы не могли бы подумать или сказать.
Вторая ценность метода заключается в управлении вниманием. Когда необходимо вывести мышление за рамки простого реагирования, нам нужен способ переключения внимания с одного аспекта на другой. Шесть шляп мышления — способ концентрации внимания на шести различных аспектах предмета размышления.
Третья ценность — удобство. Символизм шести различных шляп мышления позволяет попросить кого-то (и себя тоже) перевести стрелки. Вы можете попросить кого-либо проявить несогласие или перестать быть несогласным. Вы можете попросить кого-либо проявить творческие способности. Или пересказать свою чисто эмоциональную реакцию.
Четвертая ценность заключается в определении правил игры. Людям легко их освоить. Объяснение правил игры является одним из самых эффективных способов обучения детей — вот почему они так легко осваивают компьютер. Шесть шляп мышления устанавливают определенные правила «игры в мышление». Суть этой игры заключается в его картографировании, а не в обычном процессе доказательства.
Шесть шляп - шесть цветов
Каждая из шести шляп мышления имеет свой цвет: белый, красный, черный, желтый, зеленый, синий. Каждый из цветов дает название своей шляпе.
Цвет каждой шляпы связан также с ее функцией.
Белая шляпа. Белый цвет нейтрален и объективен. Белая шляпа — это объективные факты и цифры.
Красная шляпа. Красный цвет предполагает гнев (глаза краснеют), страсть и эмоции. Красная шляпа дает эмоциональное видение;
Черная шляпа. Черный цвет мрачен и отрицателен. Черная шляпа обосновывает негативные аспекты — почему что-либо неосуществимо.
Желтая шляпа. Желтый — солнечный и положительный цвет. Желтая шляпа подразумевает оптимизм и связана с надеждой и положительным мышлением.
Зеленая шляпа. Зеленый — это цвет активно растущей травы. Зеленая шляпа означает творчество и новые идеи.
Синяя шляпа. Синий цвет холоден; к тому же это цвет неба, которое находится выше всего. Синяя шляпа отвечает за организацию и контроль мыслительного процесса, а также за использование остальных шляп.