Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления

Я хочу сосредоточить ваше внимание на намеренном мышлении.

Есть такой тип мышления, которым мы пользуемся практически постоянно — гуляя, болтая, оглядываясь по сторонам. Мы отвечаем по телефону. Мы переходим улицу. Мы погружаемся в суету и отстраняемся от нее. Нам не нужно специально осознавать последовательность перестановки ног во время прогулки или регулировать ритм своего дыхания. Это фоновое, автома­тическое мышление.

Но есть и другой тип мышления, намного более на­меренный и сосредоточенный. Фоновое мышление тре­буется для того, чтобы справляться с ежедневной рути­ной, копируя обычные мыслительные шаблоны. Наме­ренное мышление позволяет сделать намного лучше и больше, чем просто копирование шаблонов. Все умеют бегать, атлет же занимается этим намеренно, совершен­ствуя свое умение в процессе регулярных тренировок.

Не так просто послать себе сигнал о том, что мы желаем выйти из рутины и перейти от шаблонного, копирующего типа мышления к намеренному. Таким четким и ясным сигналом для себя и других может стать идиома шляпы мышления.

Давайте сопоставим два типа мышления — копиру­ющее и намеренное.

Когда вы ведете машину, вам приходится выбирать дорогу, придерживаться заданного направления и сле­дить за движением другого транспорта. Вы совершае­те очень много быстрых действий, продиктованных предыдущим или последующим мгновением. Вы сле­дите за сигналами и реагируете на них. Это реагирую­щее (реактивное) мышление. Так вот, обыденное мыш­ление очень напоминает управление автомобилем: вы читаете дорожные знаки и принимаете решения. Но вы не составляете карты.

Иной тип мышления вы используете для составле­ния карты: вы изучаете предмет и составляете план. Это требует объективного и нейтрального отношения. Чтобы составить план, нужно смотреть шире. Это дей­ствие в значительной мере отличается от простого ре­агирования на дорожные знаки по мере их появления.

Данное различие можно пояснить на следующем примере.

Представьте, что вы пытаетесь кого-то переспорить. Вы отстаиваете свое утверждение, приводя всевозмож­ные доводы в его пользу. Вы выслушиваете доводы своего противника лишь для того, чтобы атаковать их и показать их слабость. Вы постоянно нападаете и за­щищаетесь. То же самое делает ваш оппонент.

Совсем по-другому проходит процесс составления плана или карты. Вместо того чтобы реагировать на ситуацию, дети составляют простую карту. Сначала ученик мысленно двигается в направлении «Плюс», записывая все, что замечает. Затем он идет в направле­нии «Минус» и в конце концов — в направлении «Ин­тересно» (это все» на что также стоит обратить внима­ние, но нельзя записать ни в плюсы, ни в минусы). Карта готова, и теперь мыслитель выбирает свой путь.

Картографирующий тип мышления требует опре­деленной отрешенности. Обыденный — нет. Вообще, этот реактивный тип мышления действует лишь в том случае, если есть на что реагировать. Критическое мышление прекрасно реагирует на все, что ему предлагают, но ничего не может пред­ложить самостоятельно.

Школьники отлично умеют реагировать на все: учеб­ники, замечания учителей, телесериалы и пр. Однако после окончания школы юноше или девушке прихо­дится не просто реагировать. Они должны проявлять инициативу, уметь создавать и реализовывать планы. Реактивное мышление для этого не подходит.

Чтобы охватить сферу действенного мышления, я придумал специальный термин — «действенность» (орегасу). Это умение действовать — и тот тип мышле­ния, который ему соответствует. Слово «действен­ность» должно напоминать об умении писать (liteacy) и считать (numeracy). Я совершенно уверен в том, что действенность должна стать таким же важным элемен­том образования, как эти два умения. На самом деле уроки мышления должны развивать именно дей­ственное мышление: они учат ставить цели, расстав­лять приоритеты, рассматривать альтернативы идр. Если наша задача состоит не просто в реагирова­нии, то мы должны знать способы направлять свое внимание.
При печати цветной карты происходит цветоделе­ние. Сначала на бумагу накладывается один цвет. По­том поверх первого цвета печатается второй, затем — третий и т.д., пока, наконец, не появляется полноцвет­ная карта.

Именно такой способ я предлагаю использовать, что­бы намеренно направлять свое внимание.

Ценность метода шести шляп мышления

Первая ценность метода шести шляп мышления состоит в том, что они дают возможность играть определенные роли. В основном мышление ограничено уже сложившимися стереотипами и шаблонами, которые ответственны за большинство прак­тических ошибок мышления. Этот метод позволяет нам думать и говорить о таких вещах, о которых иначе мы не могли бы подумать или сказать.

Вторая ценность метода заключается в управлении вниманием. Когда необходимо вывести мышление за рамки простого реагирования, нам нужен способ переключения внимания с одного аспекта на другой. Шесть шляп мышления — способ концентрации внимания на шести различных аспектах предмета размышления.

Третья ценность — удобство. Символизм шести раз­личных шляп мышления позволяет попросить кого-то (и себя тоже) перевести стрелки. Вы можете попросить кого-либо проявить несогласие или перестать быть несогласным. Вы можете попросить кого-либо про­явить творческие способности. Или пересказать свою чисто эмоциональную реакцию.

Четвертая ценность заключается в определении правил игры. Людям легко их освоить. Объяснение правил игры является одним из самых эффективных спосо­бов обучения детей — вот почему они так легко осваи­вают компьютер. Шесть шляп мышления устанавли­вают определенные правила «игры в мышление». Суть этой игры заключается в его картографировании, а не в обычном процессе доказательства.

Шесть шляп - шесть цветов

Каждая из шести шляп мышления имеет свой цвет: белый, красный, черный, желтый, зеленый, синий. Каждый из цветов дает название своей шляпе.

Цвет каждой шляпы связан также с ее функцией.

Белая шляпа. Белый цвет нейтрален и объективен. Белая шляпа — это объективные факты и цифры.

Красная шляпа. Красный цвет предполагает гнев (глаза краснеют), страсть и эмоции. Красная шляпа дает эмоциональное видение;

Черная шляпа. Черный цвет мрачен и отрицателен. Черная шляпа обосновывает негативные аспекты — почему что-либо неосуществимо.

Желтая шляпа. Желтый — солнечный и положи­тельный цвет. Желтая шляпа подразумевает оптимизм и связана с надеждой и положительным мышлением.

Зеленая шляпа. Зеленый — это цвет активно расту­щей травы. Зеленая шляпа означает творчество и но­вые идеи.

Синяя шляпа. Синий цвет холоден; к тому же это цвет неба, которое находится выше всего. Синяя шля­па отвечает за организацию и контроль мыслительно­го процесса, а также за использование остальных шляп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: