Общие требования охраны труда

ИНСТРУКЦИЯ

По охране труда для проводника пассажирского вагона, проводника по сопровождению локомотивов и пассажирских вагонов в нерабочем состоянии

Г. Хабаровск

Общие требования охраны труда.

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта, утвержденных МПС России 20 ноября 2002 г. ПОТ РО 13153-ЦЛ-923-02, других нормативных документов по вопросам охраны труда, эксплуатационной и ремонтной документации и устанавливает основные требования по охране труда для проводников пассажирских вагонов пассажирского вагонного и проводника по сопровождению локомотивов и пассажирских вагонов в нерабочем состоянии пассажирского вагонного депо Хабаровск Дальневосточного филиала Открытого Акционерного Общества «Федеральная пассажирская компания» (далее - проводник).

1.2. К самостоятельной работе проводника допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие при поступлении на работу:

-предварительный медицинский осмотр,

-вводный инструктаж по охране труда,

-вводный инструктаж по пожарной безопасности,

-первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте,

-первичный инструктаж по пожарной безопасности на рабочем месте,

-обучение (в объеме не менее 20 часов),

-стажировку (продолжительностью, установленной руководителем подразделения, но не менее 3 смен),

-первичную проверку знаний по охране труда,

-первичную проверку знаний по электробезопасности на право обслуживания электроустановок до 1000В в качестве электротехнологического персонала с II группой допуска в электроустановки до 1000В,

-другие экзамены и проверки знаний, необходимые ему для работы в данной должности.

1.3. Проводник в процессе работы должен своевременно проходить:

-периодические медицинские осмотры в установленном порядке (не реже 1 раза в год);

-повторные инструктажи по пожарной безопасности (не реже одного раза в полгода), при необходимости внеплановые;

-периодическое обучение и проверку знаний по пожарно–техническому минимуму ( не реже одного раза в полгода);

-повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца), при необходимости внеплановые и целевые инструктажи по охране труда;

-очередную проверку знаний по охране труда (не реже 1 раза в 2 года), при необходимости внеочередную;

-очередную проверку знаний по электробезопасности (не реже 1 раза в год), при необходимости - внеочередную;

-периодическое обучение и проверку знаний по санитарному минимуму (не реже 1 раза в 2 года);

- проверку знаний на право обслуживания хвостового вагона (не реже 1 раза в год - для проводников имеющих стаж работы не менее 1 года). Проводник, обслуживающий хвостовой вагон, должен иметь запись в формуляре на право выполнения обязанностей проводника хвостового вагона.

-Проводник должен проходить периодическое, не реже одного раза в год, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим.

1.4. Проводник должен знать:

-действие на человека опасных и вредных производственных факторов,
возникающих во время работы;

-требования производственной санитарии при подготовке пассажирских составов в рейс и в пути следования, электробезопасности и пожарной безопасности;

-видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава;

-соответствующие разделы Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации и нормативных документов ОАО «ФПК», ОАО «РЖД», знание которых необходимо при выполнении служебных обязанностей;

-устройство и требования безопасности при эксплуатации приборов (систем) отопления, принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха, освещения, холодильных установок, электрооборудования, ручного тормоза, пожарной сигнализации, циркуляционных насосов, кипятильников и других устройств;

-места расположения аптечек;

-требования «Правил по безопасному нахождению работников ОАО «РЖД» на железнодорожных путях, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» №2665р от 24.12.2012г.;

-схемы служебных проходов по станциям формирования и оборота состава поезда, и станциях, на которых вагон находится в ремонте или отстое.

1.5. Проводник должен:

-выполнять только входящую в его обязанности или порученную начальником пассажирского поезда или поездным электромехаником работу;

-применять безопасные приемы выполнения работ, а также правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

-содержать в исправном состоянии и чистоте внутреннее вагонное оборудование, съемный инвентарь, а так же форменную и специальную одежду, правильно применять их;

-выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, громкоговорящей связи, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами, водителями транспортных средств, составителями поездов и другими работниками железнодорожного транспорта;

-быть предельно внимательным в местах движения транспорта; помнить, что железнодорожный транспорт является зоной повышенной опасности для жизни человека.

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

-уметь оказывать первую медицинскую помощь при травмах и заболеваниях;

-соблюдать график дежурства, время труда и отдыха.

1.6. Во время работы на проводника могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

-движущийся подвижной состав, транспортные средства;

-повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

-недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;

-недостаток естественного света;

-повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

-повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

-повышенная подвижность воздуха;

-повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

-повышенная температура поверхностей отопительного оборудования, воды;

-пониженная температура поверхностей наружного оборудования вагона;

-повышенный уровень электромагнитных излучений;

-расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола вагона);

-нервно-психические (эмоциональные перегрузки).

На проводника также могут воздействовать опасные биологические и
вредные производственные факторы (патогенные микроорганизмы) при его
контакте с постельными принадлежностями и постельным бельем.

1.7. Проводник пассажирского вагона должен обеспечиваться следующими СИЗ согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 октября 2008 г. N 582н, номер позиции по приказу 130:

Наименование сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты Норма выдачи на год (шт)
Халат хлопчатобумажный или Костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или Комбинезон для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий  
Туфли с хромовым верхом на полиуретановой подошве или Полуботинки с хромовым верхом на полиуретановой подошве  
Перчатки с полимерным покрытием  
Перчатки резиновые или Перчатки из полимерных материалов  
Плащ для защиты от воды 1 на 3
Жилет сигнальный 2 класса защиты  
При работе в неотапливаемых помещениях или на наружных работах зимой дополнительно:
Куртка на утепляющей прокладке 1 на 2
Сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве или Валенки (сапоги валяные) с резиновым низом  
Дополнительно (в связи с местными условиями и с учетом мнения выборного органа ППО):
Очки защитные открытые 1 на 2
Респиратор противоаэрозольный  

Проводник по сопровождению локомотивов и пассажирских вагонов в нерабочем состоянии должен обеспечиваться следующими СИЗ согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 октября 2008 г. N 582н, номер позиции по приказу 226:

Наименование сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты Норма выдачи на год (шт)
Костюм «Приемосдатчик-Л» (для женщин) или Костюм «Механизатор-Л» (для мужчин)  
Ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве  
Перчатки с полимерным покрытием  
Плащ для защиты от воды 1 на 4
Жилет сигнальный 2 класса защиты  
При работе в неотапливаемых помещениях или на наружных работах зимой дополнительно:
Костюм для защиты от пониженных температур "Механизатор" 1 на 3
Шапка-ушанка со звукопроводными вставками 1 на 2
Рукавицы утепленные или Перчатки утепленные 1 на 6 мес
Сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве или Валенки (сапоги валяные) с резиновым низом  
Полушубок или Полупальто на меховой подкладке дежурное 1 на 5
Дополнительно (в связи с местными условиями и с учетом мнения выборного органа ППО):
Очки защитные открытые 1 на 2
Респиратор противоаэрозольный  

Для уборки туалетов необходимо использовать отдельный халат, не тот, что используется для уборки салона вагона.

При нахождении на территории железнодорожных предприятий, парков, на рабочем месте во время дежурства и межсменного отдыха проводник должен носить обувь с закрытым носком и закрытой зафиксированной пяткой, на невысоком устойчивом каблуке или на сплошной подошве.

1.8. Проводник пассажирского вагона должен обеспечиваться следующими смывающими и (или) обезвреживающими средствами согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. N 1122н:

Пункт норм Вид смывающих и (или) обезвреживающих средств Единица измерения (г/мл) Количество на год
п.5 Средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) мл 100 мл на 1 месяц
п.8 Твердое туалетное мыло г 300 г на 1 месяц
п.10 Регенерирующие, восстанавливающие кремы, эмульсии мл 100 мл на 1 месяц

Проводник по сопровождению локомотивов и пассажирских вагонов в нерабочем состоянии должен обеспечиваться следующими смывающими и (или) обезвреживающими средствами согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. N 1122н:

Пункт норм Вид смывающих и (или) обезвреживающих средств Единица измерения (г/мл) Количество на год
п.5 Средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) мл 100 мл на 1 месяц
п.8 Твердое туалетное мыло г 300 г на 1 месяц

1.9. В целях пожарной безопасности проводник должен знать:

-сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре. Перед отправлением в рейс необходимо проверить исправность работы пожарной сигнализации и двигателя установки пожаротушения, а в пути следования необходимо следить за их исправностью. Пожарная сигнализация и установка пожаротушения должны постоянно находиться в дежурном режиме;

-типы имеющихся в вагонах переносных огнетушителей по виду, используемых в них огнетушащих веществ, их технические характеристики и порядок работы с ними при пожаре. Перед отправлением в рейс огнетушители должны быть опломбированы и указаны сроки их испытаний;

-назначение, устройство самоспасателя промышленного изолирующего (СПИ-20), комплекта газодымозащитного (ГДЗК) и порядок их использования при эвакуации пассажиров в случае возникновения пожара.

1.10. В целях пожарной безопасности не допускается:

1.10.1.курить в любых помещениях вагона (в том числе тамбурах и на переходных площадках), а также допускать курение пассажирами. Курить допускается только вне помещения вагона во время стоянок поезда более 5 минут;

1.10.2. перевозить и хранить, а также допускать к перевозке пассажирами взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

1.10.3. применять для освещения открытый огонь (свечи, керосиновые лампы и прочее);

1.10.4. применять для приготовления пищи и других надобностей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, а также утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы, не предусмотренные электрической схемой электрооборудования вагона;

1.10.5. загромождать вещами пути эвакуации пассажиров (коридоры и тамбуры вагона), в том числе - проводами, удлинителями;

1.10.6. отогревать открытым огнем (факелом, раскаленными углями, нагретым в топке металлическим предметом и т.д.) замороженные трубы систем водоснабжения и отопления.

1.10.7 допускать к поездке пассажиров с взрывоопасными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

Проводник должен контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами.

1.11. Проводник во время дежурства должен:

-быть опрятно одетым, причесанным, носить чистую форменную и специальную одежду; соблюдать правила личной гигиены, мыть руки теплой водой с мылом перед едой и по необходимости, а также после каждой уборки вагона и приема использованного белья;

-после уборки туалетов, а также в случае выявления больного с подозрением на инфекционное заболевание провести дополнительную гигиеническую обработку рук с применением дезинфицирующих средств, с последующим мытьем теплой водой;

-личную одежду и спецодежду хранить отдельно в специально предназначенных для этого шкафчиках.

1.12. Проводник обязан следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавая ее в стирку и ремонт.

1.13. Проводнику необходимо соблюдать санитарные требования к условиям хранения и приема пищи. Воду пить только кипяченую или бутылированную. Отдыхать и принимать пищу проводнику следует в купе для отдыха, имеющего соответствующее оборудование. Спать следует на нижней полке в купе для отдыха, используя постельное белье. Если проводник вынужден спать на второй полке в купе для отдыха, необходимо предохранить себя от падения предохранительными ремнями, если в вагоне вторые полки не оборудованы предохранительными дугами.

1.14. При нахождении на железнодорожных путях проводник обязан соблюдать следующие требования:

1.14.1. к месту работы и с работы проходить только специально установленными маршрутами, обозначенные указателями «Служебный проход»;

1.14.2. при проходе вдоль путей на станции идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия;

1.14.3. при приближении поездов по обоим (соседним) путям необходимо заблаговременно сойти на обочину или другое свободное междупутье, чтобы не оказаться между движущимися поездами. При вынужденном нахождении между движущимися по соседним путям поездами необходимо немедленно присесть или лечь на землю параллельно железнодорожным путям;

1.14.4. переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущихся на опасном расстоянии локомотива или вагонов;

1.14.5. переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тамбурами вагонов или переходными площадками вагонов с исправными подножками и поручнями;

1.14.6. при подъеме в вагон и сходе с вагона держаться за поручни (при этом руки должны быть свободны от каких либо предметов) и располагаться лицом к вагону, убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки;

1.14.7. прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналов, подаваемых локомотивом перед отправлением состава;

1.14.8. перед спуском с переходной площадки вагона на междупутье следует осмотреть место схода на предмет нахождения посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, а также в отсутствии движущихся по смежному пути локомотива и вагонов, а по платформе – автомобильного транспорта;

1.14.9. обходить группы вагонов и локомотивов, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 метров от автосцепки;

1.14.10. проходить посередине разрыва между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 метров;

1.14.11. соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов, следить за передвижением подвижного состава, автомобильного транспорта, слушать объявления по громкоговорящей связи и сигналы оповещения;

1.14.12.быть одетым в сигнальный жилет оранжевого цвета со светоотражающими полосами, со спины которого должен быть нанесен трафарет с аббревиатурой предприятия «ЛВЧД-1» размером не менее 15 х 20 см;

- производить какие-либо работы на железнодорожных путях под руководством начальника поезда (поездного электромеханика). При этом на проводнике должен быть надет сигнальный жилет со световозвращающими полосами.

1.14.13. выходя из помещений, зданий или из-за сооружений, затрудняющих видимость, предварительно убедиться в отсутствии движущегося по пути подвижного состава или по платформе автомобильного транспорта с обеих сторон к месту перехода;

1.14.14. после выхода из помещения в темное время суток остановиться и выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте, а окружающие предметы будут различимы.

1.15. При нахождении на железнодорожных путях проводнику запрещается:

1.15.1. переходить или перебегать перед движущимся подвижным составом, когда расстояние до него менее 400 м;

- переходить или перебегать пути перед движущимся подвижным составом или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд

1.15.2. подлезать под вагоны, залезать на автосцепки или под них;

1.15.3. протаскивать инструменты и материалы под вагонами;

1.15.4. становиться и садиться на рельсы или концы железобетонных шпал;

1.15.5. находиться внутри колеи;

1.15.6. находиться на междупутье при безостановочном следовании поездов по смежным путям, при невозможности избежание такой ситуации необходимо лечь или сесть на корточки, обхватив руками голову;

1.15.7. находиться в местах, отмеченных знаками «Негабаритное место», при следовании подвижного состава или автомобильного транспорта (домкраты, ворота гаража, угольного тупика и др.);

1.15.8. переходить пути в пределах стрелочных переводов, ставить ногу на стрелочном переводе в местах расположения остряков и крестовин между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, а также в желоб;

- наступать на головки рельс и концы шпал;

1.15.9. наступать на электрические провода и кабели, электроприводы, путевые коробки, устройства заземления и другие напольные (наземные) устройства;

1.15.10. прикасаться к оборванным проводам и другим легко доступным токоведущим частям;

1.15.11. подниматься на крышу вагона, находящегося под контактным проводом;

1.15.12. приближаться ближе 2м к токоведущим частям контактной сети и воздушных линий, находящимся под напряжением, а к оборванным проводам частям ближе 8 м;

1.15.13. подниматься в самоходный подвижной состава, локомотив, вагон и другие подвижные единицы и сходить с них до полной остановки, во время маневровых работ, а также когда они стоят на стрелочных переводах;

1.15.14. при проходе по пассажирским платформам подходить к краю платформы ближе 0,5 м, а при наличии вдоль края платформы ограничительной черты заходить за нее. Во время прибытия и отправления поезда следует заблаговременно отойти от края платформы на расстояние не менее 1,5 м, повернуться лицом к движущемуся поезду и наблюдать за его движением;

1.15.15. пользоваться личными портативными мультимедийными устройствами (мобильным телефоном, аудио- и видеоплейером и др.). Переговоры по личным мобильным телефонам допускаются только во время перерывов в работе и нахождении работника на расстоянии не менее 3 м от крайнего рельса железнодорожного пути. Пользоваться мобильными телефонами разрешается только в случаях крайней необходимости, связанных с обеспечением безопасности движения, предупреждением террористических актов и противоправных действий, пожаров и несчастных случаях с работниками и/или гражданами.

1.16. Проводник, заметив опасность, угрожающую людям или предприятию (неисправность железнодорожных путей, машин и механизмов, электросетей, пожаров), обязан, наряду с принятием мер по ее устранению, сообщить об этом непосредственному руководителю, а также предупредить людей, которым угрожает опасность.

1.15. На электрифицированных участках железных дорог проводнику запрещается:

1.15.1. наступать на электрические провода и кабели;

1.15.2. приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2м;

1.15.3. приближаться иприкасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет.

Проводник, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, обязан немедленно сообщить об этом начальнику поезда или в ближайший район контактной сети, дежурному по железнодорожной станции, поездному диспетчеру. До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м.

В случае попадания в зону «шагового напряжения» необходимо ее покинуть, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, и
не торопясь, выходить из опасной зоны передвижением ног не более чем на
ширину ступни (не отрывая ног друг от друга и от земли).

1.16. Проводнику во время подготовки вагона в рейс и в пути следования
запрещается:

1.16.1. прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим
легко доступным токоведущим частям; заниматься выполнением ремонта оборудования вагона;

1.16.2. открывать подвагонные ящики с высоковольтной аппаратурой и аккумуляторными батареями, распределительные щиты, шкафы и пульты управления, кожухи электропечей, электроколориферов, электронагревателей котла отопления;

1.16.3. самостоятельно ремонтировать и регулировать радиооборудование, электрическое оборудование системы кондиционирования воздуха и другое электрооборудование;

1.16.4. подниматься на крышу вагона для производства каких-либо работ. Лестница для подъема на крышу должна быть заперта трехгранным ключом и опломбирована.

До окончания маневровой работы с вагоном или составом открывать двери, откидные площадки, выходить из вагонов. При производстве маневровой работы проводнику, находящемуся в вагоне, необходимо закрыть боковые тамбурные двери вагона прекратить работу, сесть на диван и не производить никаких действий до полной остановки состава (окончание маневров).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: