Литература к теме
Гегель, Г. Энциклопедия философских наук [Текст] в 3 т. Т. 1. Наука логики / Г. Гегель. – М.: Мысль, 1974. – 452 с.
Ивин, А. А. Искусство правильно мыслить [Текст] / А. А. Ивин. – М.: Просвещение, 1990. – 240 с.
Ильенков, Э. В. Конкретность истины [Текст] / Э. В. Ильенков // Э. В. Ильенков. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991. – С. 275 – 368.
Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию [Текст] / М. К. Мамардашвили. – М.: Прогресс, 1992. – 415 с.
Мороз, О. П. Прекрасна ли истина? [Текст] / О. П. Мороз. – М.: Знание, 1989. – 208 с. – (Жизнь замечательных идей).
С л о в а р ь
Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности, которое выступает лишь как цель научного познания, но практически недостижима. К абсолютным истинам относятся сведения, которые правильно отражают те или иные свойства исследуемых объектов, и которые не могут быть опровергнуты с дальнейшим развитием науки; а также твердо установленные частные факты и знания о свершившихся событиях.
Агностицизм (от греч. agnostos – неизвестный) – учение о непознаваемости объективного мира, его сущности и закономерности; о невозможности истинного познания.
|
|
Адекватный (от лат. adaequatus – приравненный) – соответствующий, согласующийся, соразмерный. Представление является адекватным, если оно соответствует вещи, к которой относится.
Идеальное – субъективный образ объективного мира, который возникает в целесообразной деятельности человека. Идеальное приобретает относительную самостоятельность и становится активным началом жизнедеятельности. Идеальное может быть не только адекватным, но и иллюзорным, искаженным.
Истина – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом. Знание, содержание которого не зависит от познающего субъекта.
Относительная истина – неполнота знания, его незавершенность. Знание, содержание которого может быть уточнено или пересмотрено с дальнейшим развитием науки.
Отражение – всеобщее свойство материи, которое выражается в способности материальных тел посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих с ними тел.
Познание – общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека с целью нахождения истины.
Практика – материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу и движущую силу развития человеческого общества и познания.
|
|
Рационализм (от лат. ratio – разум) – направление в философии, признающее разум основой познания и критерием достоверности (истинности) знания.
Рефлексия (от лат. reflexio – отражение) – размышление о собственных мыслях, побуждениях, действиях. Самоанализ.
Сенсуализм (от лат. sensus – чувство) – направление в философии, признающее основным достоверным источником познания ощущения (чувственные восприятия), они же являются критерием истины.
Сознание – философская категория, обозначающая высший уровень психической активности человека как социального существа.