1. Сопоставьте труд человека и «орудийную деятельность» животных. В чем состоит различие между ними?
2. Имеется ли в человеческом сознании субъективное (а не объективное) содержание?
3. Может ли субъективное объективировать себя, т.е. стать объективной реальностью?
4. Какие факты в ходе исторического развития знания заставили ввести понятие относительной истины?
5. Можно ли относить заблуждение к элементам истинного знания?
6. Музыка – явление идеальное или материальное?
Ф р а г м е н т ы и з к л а с с и ч е с к и х и с т о ч н и к о в
К. Маркс
«Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание… Нечто возникает для сознания постольку, поскольку оно знает это нечто. Знание есть его единственное предметное отношение».
(Маркс, К., Энгельс, Ф. Из ранних произведений [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1956. – С. 633)
«Мое отношение к моей среде есть мое сознание».
(Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. [Текст]. Т. 3. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Политиздат,. – С. 29)
|
|
«…Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
(Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. [Текст]. Т. 23. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Политиздат,. – С. 21)
Ф. Энгельс
«Материя в своем вечном круговороте движется согласно законам, которые на определенной ступени – то тут, то там – с необходимостью порождают в органических существах мыслящий дух».
(Энгельс, Ф. Диалектика природы [Текст] / Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1982. – С. 166 – 167.